Сто килограммов для прогресса. Часть четвертая

Константин Кузнецов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Альтернативная история, попаданство, прогрессорство. Без магии. Механические и химические проекты в художественном оформлении. Сто килограммов роялей — это много. Закончена.  

Книга добавлена:
25-06-2023, 07:31
0
482
64
Сто килограммов для прогресса. Часть четвертая

Читать книгу "Сто килограммов для прогресса. Часть четвертая"



Посидел еще, успокоился. Вызвал безопасника, объяснил задачу. Наладить в Воронеже, в цеху, режим безопасности. Не так, как на секретном объекте, но чтобы железки не пропадали. И знать когда кто был. Объяснить им по радио. Да, долго. Но надо. Федору и коменданту вкатить черных баллов, за халатность.

А сам пойду, пройдусь по острову. Не могу сейчас с Воронежем разговаривать. Что-то неправильно. Не пойму. Надо думать.

На производстве сейчас заняты все сварщики, и даже не хватает - давно такого не было. Это строят плавучий завод и еще не закончили новый сторожевик - "Орф". Даже пришлось вмешиваться, направить сварщиков варить трубопроводы на сторожевике. Работа муторная, и требует высокой квалификации, не меньше третьего разряда. Другие рабочие жаловались, график нарушается, потому как отделку, покраску и монтаж многих систем можно вести только после завершения сварочных работ.

А на строительстве плавзавода хватает работы всяким сварщикам, проваривать негерметичный швы уже прихваченных конструкций может и перворазрядник. Но все рабочие и мастера хотят принять участие в постройке, а уж проект обсуждает вся Лампедуза.

Когда я решил увеличить водоизмещение плавзавода до двух с половиной тысяч тонн, вылезла проблема увеличения нагрузки на набор судна. Из-за большой ширины, даже обычный поперечный набор не проходил по расчетам. К тому же вопрос - где будут располагаться эти тысячи тонн? И тут до меня дошло - нужно двойное дно! И все стало сходиться. Днищевые шпангоуты превратились в развитые флоры - решетчатые фермы, жесткость и прочность выросли, а металлоемкость даже уменьшилась. Второе дно получается ровным, а ведь это пол, на котором будет располагаться оборудование, работать люди.

По нормативу расстояние между днищем и вторым дном должно быть не менее восьмисот миллиметров, чтобы твиндек был проходным для обслуживания. Я назначил девятьсот, и нормально встали кильсоны, и центральный и боковые. Они сплошные, и днищевой твиндек поделился на продольные отсеки. Но этого недостаточно - часть флор сделали сплошными, между днищами у нас будут танки для воды, пресной и балластной. И это очень повышает живучесть корабля. Чаще всего пробивается днище на мелководье или о скалы, а там у нас множество герметичных отсеков. Поперёк разделили на одиннадцать пар отсеков. Парные отсеки между центральным и боковыми кильсонами - танки для воды. Еще есть отсеки между боковыми кильсонами и скулой, перегибом между днищем и бортом. Там меньше метра, но это по периметру всего корабля, самое уязвимое место. Эти отсеки держим сухими, также как и парные отсеки в форпике и ахтерпике - система живучести корабля.

Но даже девять пар отсеков для воды - это много, там по двадцать-двадцать пять тонн в каждом. Пара отсеков в носу и пара в корме под балласт, для выравнивания дифферента. Парочка в центре под пресную воду. В других можно хранить что нибудь тяжелое и компактное. Прокат туда не засунешь, тесно и люки небольшие. А вот чугунные слитки можно, и если их на время затопит - не страшно. Или свинцовые слитки.

Двойное дно - это очень хорошо для живучести корабля, но этого недостаточно. Трюм также делим водонепроницаемыми переборками, но уже не так часто, это производственные помещения, и они не должны быть тесными. Для борьбы за живучесть важна работающая машина, она приводит и механическую помпу для откачки воды, и дает электроэнергию для электрических насосов. Поэтому тут два комплекта "машинное отделение-котельная". Конечно, разделённые герметичными переборками, благо ширина позволяет, и даже еще место остается. И котел тут даже важнее. Без котла машина работать не может, но котел без машины может выкачивать воду за борт, с помощью паровых эжекторов.

Трюм металлический со всех сторон, тут будут производства, использующие открытый огонь или высокие температуры. Этажом выше будет механический цех и другие пожаробезопасные производства. Там только палуба стальная, а стены и потолок - деревянные.

Сразу же монтируем на место два дейдвуда с валами и винтами, чтобы потом не возиться в холодной воде. Какие ставить винты - долго думали и обсуждали. Если делать по аналогии с фрегатом и корветами, то винты и машины должны быть очень большими для трех тысяч тонн водоизмещения. Но наш плавзавод будет ходить редко, и делать большие машины, которые будут простаивать месяцами - не практично. Да что там машины - это сколько же котлов надо будет установить! Ведь во время штатной работы его как завода нам такие мощности не нужны. Большинство станков имеют привод в один-три киловатта, редко больше. Самый большой генератор для электролиза меньше десяти киловатт. Так что решили немного закатать губу на счет мощности машин.

Стал пересчитывать. Длина у корабля большая, семьдесят метров, ходкость приличная. Даже первая ступень Фруда выходит узлов на семь. Вот на это и будем ориентироваться. Но не так все просто. При таких низких числах Фруда основной расход мощности уже будет не на образование поперечной волны, а на трение корпуса судна о воду. А это много от чего зависит, и в первую очередь от качества поверхности корпуса. О чем и объявил корабелам.

Сам листовой прокат очень гладкий, но сварные швы иногда довольно сильно выделяются над поверхностью. Чтобы это уменьшить, надо уже на этапе установки шпангоутов и стрингеров повысить точность, чтобы между листами не было ступенек. Обязательна разделка кромок, так как лист довольно толстый, четырнадцать миллиметров. Сварщик должен не только полностью заполнить шов без раковин и непроваров, но еще в конце провести шлифование дугой. Это такой режим, когда увеличивают и длину дуги и размер пятна нагрева. Ванна расплава получается мелкая и широкая, металл наплавляется тонким слоем, выступы оплавляются, поверхность шва выравнивается.

После этого шов еще шлифуют механически. У нас даже есть ручные электрические шлифовальные машины, но абразивные диски производят в небольших количествах. У них малый ресурс, быстро осыпаются, и делают их на карболитовой связке, которая сейчас в дефиците. Так что машинку с абразивным диском используем только для сложных случаев. А плоский шов неплохо шлифуется природным абразивным бруском, по-простому - подходящим камнем. Не так быстро, зато дешево, и не нужна высокая квалификация рабочего. Крупные огрехи сварщиков срубают зубилом.

Но по паровым машинам вопрос еще не решили, мастера говорят - "уж для себя мы сделаем машины какие надо". А ведь действительно, это же завод, которые эти машины и будет делать. Можно даже на ходу сделать новую машину и поставить ее в работу. Но как ее туда затащить? По частям придется - герметичные переборки там кругом. Хотя механический цех сверху, всего лишь надо спустить на "этаж". Отличная идея - под потолком второго твиндека, механического цеха, пустим заводскую кран-балку. А в палубе над машинными отделениями сделаем люки. И машину можно будет опустить прямо на фундамент. Да и просто для работы цеха, эта кран-балка очень нужна, как я сразу не догадался. Правда, в середине судна не получится, там дымовая труба из котельных поднимается, даже две. Тогда цех с крупными станками надо в кормовой части располагать, над машинным отделением. А в носовой части будут мелкие станки и другие производства. Но даже так - очень неплохо.

Иду я по острову, и учуял новый запах. Воняет чем-то. На окраине мужики варят что-то вонючее. Подошел ближе, мастер мне на встречу, и сразу объясняет.

- Карболита у нас мало. Есть пока еще, но идет весь на провода и детали для радио. Фанеру не делаем, экономим. В Воронеже начали делать фомальдегид, но привезут только весной. А я смотрю - рыбьих костей у нас горы, решили, вот, костный клей сварить. Это уже вторая партия варится, хороший получается, надо только долго варить.

Но фанера плохо получается. Клей же горячим надо наносить, и на такую площадь тонко нанести не выходит. Получается, что в этой фанере клея столько же, сколько и дерева. Да и водостойкость не очень, лодку не сделать.

Я посмотрел на образец - да, толстые слои клея, да еще неровные. С карболитом проще, он жидкий, пока не нагреешь. Надо другую технологию нанесения клея придумывать. И такая фанера дорогая выйдет, хоть и сырье бросовое. Пропорции клея и шпона почти один к одному выходит. Шпон толще делать, что ли. А если ...

Наши описывали, как гуанчи на абордаж брали корабли. И отметили, что щиты все побросали, которыми от стрел защищались, перед тем как на чужую палубу прыгать. Щиты тяжелые, из дубовых досок, фанеры у нас для них не было. Потери у них, в том числе и поэтому были. Нужны еще щиты, меньше и легче.

- Смотри, а если клеить из тонких дощечек, всего три слоя, средний поперек. Щиты нужны легкие.

- Из каких тонких? Из дранки? Крепко выйдет, но толсто - три слоя.

- У нас же рейсмус есть, можно сделать дранку много тоньше. Только попробуй из дерева твердых пород, там по ним из луков и арбалетов стреляют. Но копий у врагов нет, сильных ударов не будет. А мушкет все одно пробьет.

У нас же после постройки "Нерея" полно обрезков - там и дуб, и бук, и граб. Все сухое, первый сорт. И можно даже узкие рейки, все одно в пакет склеится.

- Это можно. На рейсмусе половина в стружку уйдет. Так это и так отходы, почти. Размеры щитов какие?

- Это у военных спроси, я им сейчас скажу, чтобы размер и форму отработали. Даже два размера надо. Для абордажа совсем небольшие, кулачные. А для пехоты побольше.

И клей варить - я тебе рабочего выделю. Много клея надо будет.

- Сделаем.

Зашел в столовую обедать, и тут новый запах. Не, не воняет, но чем-то пахнет новым, не пойму. Повариха заметила, что я принюхиваюсь, и объяснила.

- Наконец-то репу нам привезли. В Воронеже купили осенью вместе с житом. В Мавролако долго на складе лежала, пока от них добились, чтобы выслали. И вот она - родненькая. Но ты, Командор, верно, пареную репу не любишь. Ни разу за нее не спросил. Так мы тебе ее на масле пожарили, как картошку. Отведай, касатик, не побрезгуй, вкусно.

Попробовал - и вправду неплохо. На жареную картошку похоже, но не такая крахмалистая. И довольно сильный привкус не то редьки, не то горчицы. "Ни разу не спросил про репу" - русский боярин называется. "Никогда Штирлиц так не был близок к провалу". Ведь репа сейчас на Руси как бы не второй продукт после ржи, а я и сам не ел, и для своих не покупал. Хорошо приказчики сами догадались, сделаю вид что так и должно быть. Не заниматься же мне всякими мелочами. А я больше ничего не забыл? Капусту и огурцы квашенные в бочках давно нам привозят. Каши ячменную и гороховую во всю едим, овсяной кисель иногда. И он действительно кисловатый и почти не сладкий - слегка забродивший отвар овса, крахмалистый такой.

На Тенерифе войско гуанчей Анаго уже стало походить на настоящую армию. Ходят строем, выполняют команды, причем на русском. Перестраиваются и слаженно атакуют, точнее - изображают атаку. Двести двадцать копейщиков, еще копья были у первых абордажников, четыре десятка с саблями и мечами, восемь стрелков с дробовиками.

На поле около деревни, где войско тренируется, собирается народ, посмотреть на такое зрелище. Сначала были местные, анаго, а теперь из других княжеств приходят - всем интересно. Менсеям-соседям тоже интересно, но лица у них озадаченные. Слишком быстрые изменения происходят на острове. Торговля за стальные ножи перетряхнула экономику острова, теперь каждый владелец крупного стада захотел такой нож. Причем цена ножа "в баранах" растет тем выше, чем это дальше от княжества Анаго. Но это не мы, это местные осваивают рыночную экономику, точнее - новую "валюту".


Скачать книгу "Сто килограммов для прогресса. Часть четвертая" - Константин Кузнецов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Альтернативная история » Сто килограммов для прогресса. Часть четвертая
Внимание