Сто килограммов для прогресса. Часть четвертая

Константин Кузнецов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Альтернативная история, попаданство, прогрессорство. Без магии. Механические и химические проекты в художественном оформлении. Сто килограммов роялей — это много. Закончена.  

Книга добавлена:
25-06-2023, 07:31
0
480
64
Сто килограммов для прогресса. Часть четвертая

Читать книгу "Сто килограммов для прогресса. Часть четвертая"



- Четырнадцать миллиметров?

- Не, еще меньше, диаметром семь-восемь миллиметров.

- Такая мелкая?

- Так расстояния тут совсем небольшие. На двадцать метров оно дырявит все что не железное, а на сотню и безбронного хорошо поранит, если попадет. И целится особо не надо. Только надо пробовать с разными припасами, картечную осыпь отрегулировать.

- Если там свинцовый снаряд сделать как ту деревянную пулю - ствол порвет от нагрузки. И отдача будет как у пушки.

- Да, калибр в тридцать миллиметров - великоват. Но не надо туда полфунта свинца сыпать. Семьдесят грамм картечи будет достаточно, или даже много. Пробовать надо. Или даже калибр уменьшить, но тогда функция "летающей дубинки" пропадет. И чтобы резкость была нормальная - это начальная скорость снаряда. А отдача... ну так гуанчи - ребята крепкие, на них и рассчитывайте.

- Получается, сначала отрабатывают пушки и винтовки, и потом абордаж с этими ружьями и копьями.

- Каравелла против каравеллы, просто так стрелять из винтовок не получится. Это пароход может держать дистанцию, какую хочешь, за счет машины. А тут несколько выстрелов картечью, а там враги сами навалятся.

- Ну у нас будут гафельные паруса, маневренность будет лучше. Но в целом - да. Без рукопашного боя не обойтись. И потери у гуанчей будут.

- Поэтому надо к Тенерифе продвигаться. Их там много на острове. С числами у них туго, но как я понял, на острове более десяти тысяч живет. Обучим несколько сотен, проблем не будет.

- Тогда эти два десятка - будущие сержанты, будут нам помогать остальных обучать. И надо сразу на Тенерифе идти, людей набирать, обучать.

- Но тут такое дело, надо хоть один корабль взять штурмом. Все что мы тут насочиняли - в деле проверить. Это мы тут можем планировать, а для гуанчей это просто слова, которые они особо и не понимают. Без победы над чужим кораблем ничего не добьемся на том острове, не будет авторитета. Ни у нас, ни у наших воспитанников.

- Это да. Поход надо планировать. Вот мы еще каравеллу захватим, будем ее переделывать?

- Будем.

- Тогда надо все подготовить для переделки заранее, чтобы смогли на месте переделать, а не гонять туда-сюда. И наши экипажи подготовить. Сколько планируем захватить и переделать?

- Ну еще две для начала. Тогда начинайте отбирать и готовить наши экипажи, готовить дельные вещи для переделки.

- Паруса шить не быстро.

- А что, от наших шхун запасные не идут?

- На фок еще пойдет, а на грот надо больше. Мы же на эту шили специально. И это, гоняли мы эту каравеллу, все-таки на бизань тоже надо ставить гафель. Маневренность не та. Вот туда от шхуны парус пойдет, даже с запасом, бизань там совсем небольшая.

- Ну ставьте. Надо опять парусно-швейный цех запускать. Вот у нас опять паруса пошли, не ждал.

- Еще. Как назовем эту каравеллу?

- Надо как-то по ис... кастильски. Была "подкова", станет "лошадью". "Caballo".

- Кобыла?

- Ну там не совсе "Б". Ладно, пусть так будет.

- Ну одна же эта "Кобыла" на Канары не пойдет? Из наших кораблей кто?

- "Цербер" и "Меркурий" мелкие, груза и людей солидно получается. Угля запас нужен. Корвет пойдет, надо решить - "Зевс" или "Юпитер", оба здесь стоят.

Теперь по захваченной шхуне. На ней была одна 65-мм пушка, ее захватили точно. Еще снаряды. Сколько там было?

- Обычно на шхунах десять ОФС и десять картечных. Время мирное, больше не берем.

- Да, снаряды совсем не помогли. А по стрелковке?

- У капитана револьвер был, и два карабина на весь экипаж, от абордажа отбиваться. Отбивались, но не хватило их.

- Видимо португальцы под каким-то предлогом на борт поднялись, а наши расслабились. Если бы знали, что это враги, могли из этих двух карабинов там всех положить, а не десяток.

- Вот так, скрытый враг много опасней врага явного.

- И что же, теперь в любом чужаке врага видеть? А как же приказчики теперь торгуют?

- Охотятся за нашими секретами и огнестрельным оружием. Просто приказчик с товарами и деньгами не сильно интересен. Но безоружных тоже посылать нельзя. Сейчас пробуем посылать по две шхуны. Одна с пушками остается на внешнем рейде, вторая с товаром заходит в порт. Там охрана только с револьверами, скрытого ношения. От татей отбиться хватит. Ну и для вида сабли носят. Вроде пока неплохо. Револьверов больше надо, на завод уже заказали.

- А патронов сколько "ушло"?

- У капитана было двадцать четыре к револьверу. К карабинам по восемьдесят штук у них было. Сколько отстреляли и сколько осталось - неизвестно. Могла и сотня остаться.

- Ни радиостанции, ни машины там не было. Дельные вещи португальцы поснимали со шхуны. Фонарь еще, электрический.

- Так что у них теперь наша пушка есть.

- Одна пушка - не особо опасно. Но неприятно.

- Диверсантов заслать! Выкрасть! Или испортить!

- Они ее уже всю срисовали. Бронзовую копию сделали, уже, наверное, и не одну. А вот снарядов у них мало.

- Смогут они сами что-то сделать?

- Черный порох у них есть. Тротил им не сделать. Но самое главное - капсюльных втулок у них нет. А то бы могли картечный выстрел сделать. Да даже гильзы будут делать из бронзы, латуни у них нет.

- Бронзовая гильза пару циклов может отработать. А может сразу треснуть. Тут от допусков зависит.

- Надо это вопрос прояснить, что они сделали и что делают. Заслать туда уже подготовленных разведчиков. Даже двух. В Лиссабон постоянную группу, в Фаро - до выяснения нужной информации.

- Так что работы много, готовимся.

А сам пошел в кабинет. Еще одну вещь вспомнил, но всем озвучивать не стал.

Карта! Они захватили наши карты на шхуне! Так, где такая же? Вот.

Нет, побережье Африки только до экватора прорисовано. А португальцы как раз только и дошли до этих мест. Насколько далеко простирается на юг африканский континент - непонятно из этой карты. Вот восточное побережье слишком хорошо прорисовано, и сомалийский Рог, и Красное море. Это им подарок, конечно. Но прямо сейчас это им никак не поможет. Хотя такое качество карты подозрение у специалистов вызовет. И система координат с меридианами и параллелями тоже.

Тут с картами такая ситуация, моряками используются портоланы - карты, нарисованные на телячьем пергаменте, ввиду высокой ценности информации. Изображены контуры материков, все прибрежные города и заметные ориентиры там подписаны, причем название идет от береговой линии внутрь суши. Так что даже увидев кусок этой "контурной" карты можно понять где вода, а где земля. И еще они расчерчены "розами ветров" - пересекающимися линиями румбов, создающими причудливый цветной узор. Черные линии - восемь основных румбов, зеленые - половинные румбы, красные - четвертичные. Неудобная система. И хотя Клавдий Птолемей ввел понятия долготы и широты очень давно, но Герард Меркатор еще не родился, и нормальная система географических координат в этом мире еще не появилась.

Особо ценятся портоланы сделанные на Майорке, тут это "брэнд". Более века назад Майорка была независимым государством. Там собрали самую большую коллекцию морских карт. Самые известные картографы того времени, Авраам и Иегуда Крескесы и Анджелино Далорто проводили большую работу по их сверке и исправлению. Изготавливали максимально точные карты, насколько это было возможно. Самое известное их произведение - каталонский атлас 1375 года, сделанный по заказу Хуана I, арагонского короля. На шести пергаментах; на двух идет текст и схемы об астрономии и картографии, и четыре листа - портоланы, самые точные и красивые на то время. Копии с этих портоланов и продают до сих пор.

Еремей мне привозил, специально заезжал на Майорку. Портоланы - дорогое удовольствие, но надо знать местное представление о географии. Сравнивал я с нашей картой - морское побережье от Азова до Гибралтара нарисовано очень точно. Есть местами искажения масштаба, но для этих времен очень даже неплохо. Вот северная Европа изображена уже не так точно. Много упрощений и искажений. И южнее Марокко у них ничего нет. Эти места достоверно только у португальцев сейчас отрисованы. Но такие тайны тут сохраняются плохо, переписчики карт торгуют копиями вовсю. Так что карта побережья Гвинеи и островов есть у всех, кто сильно захотел.

Еще тут распространены лоции, словесные описания маршрутов. Старые - каботажные, и новые - курсовые, по компасу ходить. В каждом разделе описывается только один путь, из одного порта в другой, но очень подробно. Тоже немало денег стоят. Но сейчас их начали печатать типографским способом наборным шрифтом. Лоции быстро дешевеют, становятся доступнее. Возможно, это одна из причин предстоящей эпохи географических открытий.

Ну вроде особых тайн не утекло. Хотя джин потихоньку выползает из бутылки, осторожнее надо.

Экипаж "Архимеда" вернулся, и жизнь на острове вернулась к привычному ритму. А то уже некоторые мастера ждут от меня внимания. Один показывает образец керамики для свечи зажигания, вроде получилась термостойкая. У нас было чуть ли не десяток образцов глины из разных мест, но ни один не дал нужной термостойкости. Керамика, конечно, не плавилась, но при неравномерном нагреве трескалась. То есть нужен был низкий температурный коэффициент расширения.

Решили что это из-за неоднородного состава глины. Попробовали разделить образцы глины на фракции, разболтали в воде, и эту дисперсию фильтровали и осаждали. Фильтр ничего особого не дал, а вот используя разную скорость осаждения, получили несколько интересных образцов. Ну а прессовать глину перед сушкой мы догадались еще раньше. Керамика получилась твердой, плотной, звонкой. Почти белой, на фаянс похожей. Трудоемко, но для свечей много сырья не надо. И неравномерный нагрев держит неплохо. Сделали изолятор свечи.

Свечи зажигания у нас разборные. В корпус вставляется изолятор, и осторожно притягивается гайкой с наружной стороны свечи. В осевое отверстие изолятора со стороны камеры сгорания вставляется центральный электрод, и подтягивается мелкой гайкой тоже снаружи. На эту же резьбу можно крепить высоковольтный провод. Боковой электрод пришлось делать пластичным, отгибали, чтобы не мешал ставить центральный электрод. А ведь он приварен электросваркой к резьбовому краю корпуса свечи. Ювелирная работа. Ну то что свечи получились не совсем герметичные, для начала пойдет, потом доведем до ума.

Катушку зажигания сделали давно, это трансформатор с разомкнутым магнитопроводом. Можно делать и с замкнутым, но так мотать проще. И мотать пришлось много - двадцать тысяч витков! Очень тонкий провод мы сделать не смогли, только в две десятых миллиметра, катушка вышла весьма большая. Еще и эту вторичную обмотку мотали по секциям, чтобы не возникало больших межвитковых напряжений. Качество лаковой изоляции обмоточного провода невысокое, поэтому пришлось усложнять. Еще и нету таких длинных кусков провода, стыковать надо. Вот и мотали каждую секцию по отдельности, паяли стыки, тщательно изолируя. После этого первичная обмотка в сто двадцать витков миллиметрового провода показалась легкой прогулкой. Обмотки пропитали парафином. Корпус из листовой латуни спаяли, выходной высоковольтный изолятор из карболита - как и должно быть.


Скачать книгу "Сто килограммов для прогресса. Часть четвертая" - Константин Кузнецов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Альтернативная история » Сто килограммов для прогресса. Часть четвертая
Внимание