Без Отечества…

Василий Панфилов
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Российскую Империю трясёт лихорадка Гражданской Войны, и Алексей, не желая участвовать в братоубийстве, уезжает из страны. Какого чёрта он должен убивать людей ради чужих барышей и идеалов, вызывающих у него отторжение!

Книга добавлена:
10-03-2023, 12:58
0
1 013
77
Без Отечества…

Читать книгу "Без Отечества…"



Глава 15. Продажа Родины крупным оптом

— Ты спятил, — констатировал Даниэль, крепко сжав стакан с бренди побелевшей рукой, — это…

Он замолчал, подбирая слова, но так и не найдя их, выдохнул и повторил:

— Алекс, ты спятил! Дьявол… это так не работает, понимаешь!? Есть международное право! Твоё предложение… оно настолько за гранью, настолько выламывается из канонов юридических актов и постановлений, что ты даже вообразить не можешь!

— Это настолько безумно, что… — покачав головой, адвокат опрокинул в себя алкоголь, и, выдохнув, подёрнул плечами. Встав, он сделал несколько шагов по кабинету, остановившись у полок с книгами по юриспруденции, разбухшими от многочисленных закладок, и пробежал по ним сильными пальцами, напомнив мне пианиста.

— Разве? — склоняю голову набок, пристально наблюдая за ним, — Но я же привёл тебе ссылки на соответствующие акты международного права, и…

— Да! — перебил меня Даниэль, снова падая в кресло, — Да! Да! Да и ещё тысячу раз — да! Технически… Не перебивай! Так вот — технически это возможно, хотя местами и дьявольски спорно! Ты даже не представляешь, Алекс, сколько там подводных камней…

— Это… — он наклонился вперёд, ухватившись одновременно за горлышко бутылки, — ни много, ни мало, а пересмотр всего европейского миропорядка, понимаешь? Сейчас! Сейчас, когда и без того идёт раздел территорий, долгов и сфер влияния!

— Но ведь возможно? — упрямо склоняю голову набок, неотрывно глядя на друга.

— Да… да, чёрт бы тебя подрал, — выдохнул тот, принявшись наливать себе бренди, позвякивая горлышком бутылки о стакан, — Повторюсь — технически это всё осуществимо, но… дьявол! Алекс, ты даже не представляешь, какие это будут сложности! Россия и без того…

— Да! — перебил я его, отбирая бутылку и делая глоток прямо из горлышка, отчаянно закашлявшись, — Да, Россия и без того в отчаянной ситуации! Гражданская война, развал страны, национальные и идеологические проблемы, кризис религиозных институтов и экономика, которую, кажется, проще добить!

— Даниэль… — я наклонился вперёд, чуть подавшись в кресле, — вот скажи мне — моё предложение сильно ухудшит положение страны?

— Это безумие… — прошептал юрист, неотрывно глядя мне в глаза.

— Сейчас, Даниэль… именно сейчас! Когда идёт пересмотр европейского миропорядка! Когда делят территории, сферы влияния, долги и… Да чёрт! Даниэль, ты же сам приводил мне примеры самых диких авантюр, которые сейчас, именно сейчас, осуществились.

— Та-ак… — вскочив с кресла, он заходил по комнате, шевеля губами, и очевидно, ведя беззвучный спор сам с собой.

«— Значит, не всё так безнадёжно… — засвербела в голове отчаянная мысль, и я, дотянувшись до бутылки, налил себе полный стакан, разом выцедив добрую треть. Полез было за папиросами, но вспомнил, что не взял их сегодня, и, не спрашивая, позаимствовал одну из сигар в стоящей на столе коробке.

Щёлкнула гильотина, обрезая кончик сигары, и я, прикурив её, откинулся в кресле, наблюдая за метаниями юриста. В голове моей, со скоростью африканских тамтамов, сменяют друг друга отчаянная, безудержная надежда, и столь же безудержное отчаяние.

Если… чёрт, да просто не знаю, что ещё делать! Один только Чехословацкий Легион, чёрт бы его побрал, чего стоит…

Не помню толком истории, увы, но вроде как именно чехословаки стали одной из вех той ожесточённой, беспощадной, слепой в своей ярости Гражданской Войны, когда была пройдена точка невозврата. Пока ещё вся жестокость, все ужасы войны Гражданской, можно назвать «отдельными инцидентами», и они, чёрт бы подрал всех разжигателей, пока ещё не стали массовыми!

Да, от этих «отдельных инцидентов» кровь стынет в жилах… Но пока ещё общественность возмущается и борется, журналисты пишут, и люди на всех, чёрт подери, сторонах конфликта, пытаются вести расследования, осаживая, буде такая необходимость возникает, даже и собственных соратников.

Сейчас чехословаки в Сибири, и кто бы знал, сколько я приложил усилий, чтобы вытащить их оттуда, вернуть на историческую родину, и сделать всё… всё, черт подери, чтобы исключить их из этого уравнения! Пока… не то чтобы втуне, но они, чёрт бы их подрал, всё ещё в России!

А китайцы? На Дальнем Востоке и в той же Сибири представителей этой страны ох как немало… Дешёвая рабочая сила, так-то…

… и аж зубы ломит, как представлю, чем может аукнуться участие китайцев в Гражданской! Нравы у них… нет, не средневековые, а я бы даже сказал — хуже! При всём уважении к китайской культуре и достижениями китайской же цивилизации…

Пытки в китайском законодательстве официально прописаны, так вот! В Средней Азии, к слову, тоже…

… и соответственно, ничего дурного они в этом не видят. Нормальная практика в рамках действующего законодательства…

А если вот эти вот милые обычаи, да на унавоженную ненавистью российскую почву, всходы могут быть страшные!

Хотя… у нас и собственного добра того же рода — навалом! Массовая порка шомполами всех (без исключения!) жителей деревень, а порой и уездов. Расстрелы без суда. Взятие в заложники мирных жителей доблестными войсками.

А казаки? Горцы? Весёлые ребята… ох и весёлые! У них — свои обычаи, нравы, воспитание…

… территориальные претензии, наконец! К соседям, к России, к чёрту лысому!

— Это безумие… — выдохнул Даниэль задумчиво, и, взяв из коробки сигару, провел перед лицом, вдыхая тонкий аромат дорого табака.

Пожимаю плечами…

— А спорные территории? — внезапно поинтересовался юрист, усевшись прямо на подоконник.

— Плебисцит, — отвечаю, не задумываюсь, — с наблюдателями из Лиги Наций.

— С юридической точки зрения это всё…

Он щёлкнул пальцами, и, пожав плечами, раскурил сигару, пуская дым в открытое окно.

— Окраины… прости, Алекс, но национальные провинции России и без того решительно настроены на отделение.

— И? — усмехаюсь я, — Настроены они могут быть на что угодно. Российская армия традиционно была вне политики, а кадавр официальной идеологии стоял на трёх китах: Вере, Царе и Отечестве.

— Вера… — пожимаю плечами, стряхивая пепел, — Стоило только разрешить свободу вероисповедания, как к исповеди пришёл один солдат из десяти. У монархии сторонники есть, но и их не так много, что уж говорить о свергнутом… хм, самодержце.

— Тем упорнее армия будет цепляться за оставшийся осколок, — кивнул Даниэль, с интересом глядя на меня.

— Отечество, — соглашаюсь с ним, — Россия, единая и неделимая. Н-да… И это хорошо!

— Да? — прищурился юрист, — И чем же, позволь поинтересоваться?

— Пугало, — скалюсь я, — Все, кроме самых упёртых и одиозных, едва ли не психопатов… хм, а порой и без «едва»! Все уже поняли, что раскола Империи избежать не удастся, и вопрос только в том, как много территорий потеряет разваливающаяся на части Российская Империи.

Я улыбнулся, чувствуя, что меня отпускает то дикое напряжение. Даниэль, хотя и спорит со мной, но уже не считает идею безнадёжной! А это, чёрт подери, кое-что значит…

— Вопрос только в цене. Нет, нет! Не только в деньгах! — жестом останавливаю Даниэля, — Это деньги, да… А ещё спорные территории, вопрос политического признания или НЕ признания какими-то странами… и наконец — пролитой крови.

— Крови, — эхом отозвался юрист, слезая с подоконника и усаживаясь в кресло за рабочим столом, — Я, кажется, понял тебя, но продолжай.

— Именно, — истово киваю я, — крови! Цена, заплаченная за независимость, может оказаться слишком высокой! Одно дело — если эту независимость признали не только страны Европы, но и Россия. Признала де-юре, подписав все необходимые документы, без двусмысленных толкований и оговорок.

— Совсем другое, — усмехаюсь криво, — если осталось постоянное напряжение между странами. Необходимость строить какие-то укрепления на границе… мало? Невозможность строительства на сопредельных территориях хоть сколько-нибудь значимых объектов? Сложностей много… да ты их лучше меня знаешь.

— И вот тут… — чувствую, как мои губы раздвигает безумная улыбка, — все эти ревнители «Единой и Неделимой» приходятся как нельзя кстати!

— Пугало, — напряжённо кивнул Даниэль, — я понял тебя. Да, это может сработать… отчасти.

— А ещё, — я подался вперёд, — страна, которая… будем говорить прямо — выкупит у России эти земли, получит не только самую горячую благодарность жителей тех мест, но и моральное право на самые, чёрт подери, решительные действия в этих странах!

— Не только моральное, — машинально поправил меня Даниэль, — Есть ряд юридических аспектов…

Он задумался, и я замер, даже дыша через раз…

— А ведь и в самом деле, — сказал он, удивляясь собственным же словам, — может получиться! Обнуление долгов Царской России, говоришь…

— Да! — выкрикнул я, — Да и ещё раз да! Смогут эти земли… эти страны, добиться настоящей независимости, или нет, это ещё большой вопрос…

Я не лукавлю! Это в той, уже не состоявшейся Истории, случилось так, как случилось. Здесь… не факт.

Однако я всё равно не вижу, как удержать в рамках единого государства ту же Польшу. Слишком много между нами… всего. Но главное — они всегда считали свою страну — оккупированной!

Со странами Прибалтики сложнее, но и здесь, даже если Россия каким-то чудом удержит их, страна получит один незатухающий очаг сепаратизма на многие десятилетия. Проблем от этого много больше, нежели преимуществ.

А вот отпустить их, поторговавшись перед этим… Я могу быть стократ неправ, но в этом я вижу возможность выстроить отношения с новыми странами — заново. Заранее прописав какие-то вещи, вроде непредоставления своей территории под иностранные базы, к примеру, ну и ряд других гарантий для успокоения ястребов. Обоюдно, разумеется!

Связи, наработанные веками, равно как и отчасти общее экономическое пространство, оно всё равно никуда не денется. Ну а нет…

… да и чёрт с ними! Если ненависть и неприятия настолько высоки, то это ещё один аргумент в пользу моего мнения!

— Добьются они настоящей независимости сами, или нет — это очень сложный вопрос, отвечать на который не возьмусь ни я, ни, наверное, никто в настоящее время! — повторяю я, — Но это будет, чёрт возьми, цивилизованный развод!

— Адвокаты в бракоразводных процессах зарабатывают очень неплохо, — задумчиво сказал Даниэль.

— А я именно это и предлагаю, — улыбаюсь зубасто, — В этой сделки выигрывают ВСЕ заинтересованные стороны!

— Погоди… — помогая себе жестом, останавливаю юриста, — Дай договорить! Смотри… отколовшиеся территории не платят за свою свободу ни единого франка, получая притом возможность перевести дух и обрести независимость, не вступая в вооружённую борьбу с ослабевшей, но всё ещё могучей бывшей Метрополией. Да и получится ли… не факт, далеко не факт!

— Далее… — схватив воздух пересохшим ртом, кошусь на бутылку, но… нет. Хватит! Я и без того слегка поплыл, — Строительство укреплений, содержание армии… как ни крути, а экономия — решительно на всём! А инвестиции? Гарантированная безопасность, в том числе и для вложений, это как по-твоему? Преимущество?


Скачать книгу "Без Отечества…" - Василий Панфилов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание