Петля

Иржи Кршенек
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В детективной повести чешского писателя рассказывается о расследовании убийства молодой девушки, совершённого в небольшой деревушке Красная Горка. Повесть печатается в сокращении.

Книга добавлена:
8-05-2023, 07:53
0
179
22
Петля

Читать книгу "Петля"



VIII

В каждом городе есть свои темные закоулки — об этом лучше всего могли бы рассказать сотрудники органов охраны общественного порядка. В подшефном районе Марека одно из таких мест — пивная под названием «У виадука».

Посетители этой пивной — пьянчужки, мелкие и задиристые проходимцы, сводни, девицы сомнительного поведения, жулики и тунеядцы. Все они — неприглядные, оборванные, разболтанные и грязные люди с лицами порочными и убогими, как и их жизнь, — это отребье городской «галерки», потому как «элита» антиобщественного сброда в «Виадук» не заглядывает. Она толчется у интеротелей.

«Галерка» знает, что за «Виадуком» установлен строгий надзор, и все-таки каждый день тут околачивается.

С самого утра в пивной устаивается запах гниющей капусты, чеснока и петрушки, которым тянет с ближнего рынка. Посетителей обслуживает молодая, вечно пьяненькая девица в короткой облегающей юбке и замызганном кружевном переднике. Пиво и водку она разносит на круглом подносе из оцинкованной жести.

В поисках нужного человека в «Виадук» заглянул и Марек. Отыскав свободный стул, он протолкался с ним к столу, за которым сидели трое.

— Разрешите...

Никто не возразил. Когда официантка грохнула перед ним кружкой с пивом, он пробурчал:

— Еще поесть что-нибудь принеси.

Он получил гуляш. Пока он сидел, жевал и озирался по сторонам, его соседи по столу яростно спорили о какой-то исторической дате и время от времени упоминали «Золотую буллу сицильскую»[16].

— Пан, — крикнул Мареку угреватый малый. — Вы человек интеллигентный, так скажите этому олуху, что значит «Золотая булла сицильская».

— Отвяжись, — ледяным тоном ответил Марек.

Нужного человека в пивной не оказалось. «Черт бы его побрал, — подумал Марек, — вечно тут околачивается, а когда ищешь, исчезает, как дым».

Со своего места Марек хорошо видел светлый прямоугольник дверного проема из погреба в «зал» и с интересом наблюдал, как ежеминутно там показывались все новые и новые люди.

Марек рассчитывал, что в дверях покажется и человек, занимавший его. Так и случилось. Эдак полчаса спустя, когда Марек уже вдоволь на все нагляделся, в дверях объявилось потрепанное продолговатое лицо и тут же вмиг скрылось. Вскочив, Марек метнулся к дверям.

— Горилка!

Убегавший широкими шагами Горилка остановился, беспомощно опустив вдоль туловища длинные обезьяньи руки.

Марек, не торопясь, направился к нему.

— Нехорошо с твоей стороны удирать от меня, — сказал он и, прижмурившись, с любопытством оглядел Горилку, одетого в джинсы, залатанные на коленях коричневатой искусственной кожей, полукеды, некогда белые, и облезлую военную куртку, явно с чужого плеча.

— Я не удираю, — оправдывался Горилка, — просто спешу на работу.

Его унылое лошадиное лицо казалось мирным, хотя Марек хорошо знал, что перед ним человек, никогда не жалевший своих кулаков.

В начале лета Горилка был выпущен уже третий раз из заключения, где отбывал наказание за драки, дебоши и тунеядство, и — насколько Мареку было известно — до сих пор нигде не работал. Одно время он связался с туристами и почти на месяц исчез из поля зрения уголовного розыска.

— Да что ты, — искренне удивился Марек, — ты работаешь?

— А чего? Вкалываю, — подтвердил Горилка. — Я все ж таки не чокнутый, знаю, что вы с меня глаз не спускаете. Отстучал положенное, зима на носу, ведь после трех месяцев фараоны идут по пятам за каждым, кто вышел из заключения. Или это уже не в их правилах?

— Где работаешь?

— На вокзале, — сказал Горилка. — Обеспечение бесперебойного снабжения трудящихся. Разгружаю картошку и прочее. Ей-ей, тороплюсь на работу, кореш меня дожидается.

— С дикарями уже не шатаешься?

— Не... что вы! Это не по мне. И потом — дикари тоже под приглядом. Я могу идти?

— Ты последний раз когда был в Красной Горке?

Горилка, не имевший ни малейшего представления об истинной причине Марековых вопросов, задумался. И Марек решил, что опять оплошал. Он знал: имей Горилка к убийству Анны Краловой хоть отдаленное отношение, он реагировал бы при слове «Красная Горка» совершенно иначе.

— В Красной Горке... а... так вы имеете в виду ту дыру... лунная долина, каньоны и прочее?

Марек кивнул.

— Так там, значит, я был довольно давно. В конце июня. На велосипеде. Но с другой стороны. У меня там дружок. А... так, значит, вы думаете, что я отделал там какую-то хату. Так, что ли? Но вы дали маху, ей-ей, это не по моей части.

Марек, знавший, что ограбление дач действительно не Горилки, сказал:

— Ну, ладно. А теперь серьезно, Горилка. Тебе придется сказать мне, что ты делал на прошлой неделе в пятницу, эдак между десятью и двенадцатью ночи. Только постарайся припомнить все точно...

Пока Горилка усиленно вспоминал, Марек подумал, что это уж слишком невероятно, чтобы Горилка ничего не слыхал о случившемся в Красной Горке. Во-первых, об убийстве писали в газетах, а «галерка» пристально следила за черной хроникой и, во-вторых, этот парень известен своей предусмотрительностью: если где что случится, он уж заранее готовит себе алиби.

Наконец, Горилка вытащил записную книжку, в которую аккуратно вносил долги.

— Ну вот... ясно, оттого и вспомнить не мог. Так я, это самое, вкалывал, факт. С десяти вечера до трех утра...

— На вокзале?

— А где же еще? Нигде больше работы мне не найти.

— И это тебя удивляет?

Горилка слегка встревожился.

— Да нет вроде. А с другой стороны, ведь и я имею право на труд. По конституции, а?

— Послушай, — сказал Марек. — Не разыгрывай комедию. Ведь мы не первый день с тобой знакомы. Ты хорошо знаешь, что я тебя здесь дожидался не для того, чтобы поболтать о твоем праве на труд или о каких-то шмотках, которые исчезли с чьей-то дачи.

Горилка снова всполошился.

— В данный момент мне никакая другая причина не приходит в голову.

— Как же так? — настаивал на своем Марек. — Ведь ты хорошо знаешь, что случилось в прошлую пятницу в Красной Горке. Знаешь или не знаешь?

— Что-то вроде знаю. Из газет. Но вы промазали, черт побери...

— Ну, вот видишь, — удовлетворенно кивнул Марек. — Это уже получше. Вот что я тебе скажу, Горилка, мы твое алиби проверим. Хоть сто раз, если понадобится. И проверим алиби всей братии. Проверим каждого очень жестко и без всяких послаблений, если даже кому-то это и не придется по вкусу. От таких дел лучше держаться подальше, Горилка. Искренне тебя предупреждаю...

— Ясное дело, — растерянно ответил Горилка. — Но можете мне верить, я в такие дела не ввязываюсь, это факт, я в стороне.

— Это оставь на будущее. И по-доброму тебе советую: если что, имя мое и адрес тебе известны.

Горилка помрачнел:

— Послушайте, я не легавый какой, вы знаете. Но обещаю, если где заслышу про это, хоть в полночь прибегу к вам, можете мне, это самое, верить. Потому что — думайте, что хотите, — я не люблю когда убивают людей.

— Ладно, верю, — сказал Марек и достал из кармана фотографию Анны.

— Это она? — изумился Горилка, внимательно изучая фотографию, которая предназначалась для стенда выпускников гимназии.

— Это была она, — уточнил Марек. — Оставь у себя.

— Ладно, — кивнул Горилка. Он снова поглядел на фотографию, и его лицо смягчилось. — Молодая какая... в самом деле, ужасно...

— В самом деле, — кивнул Марек.


Скачать книгу "Петля" - Иржи Кршенек бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание