Ленинские эскизы к портретам друзей и противников

Генрих Дейч
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Героями книги очерков, основанной на эпистолярном наследии В. И. Ленина, являются видные деятели российского революционного движения: П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Н. Е. Федосеев, А. А. Ванеев, Г. М. Кржижановский, Ю. О. Мартов, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин, Н. И. Бухарин.

Книга добавлена:
15-03-2023, 00:44
0
320
48
Ленинские эскизы к портретам друзей и противников

Читать книгу "Ленинские эскизы к портретам друзей и противников"



Г. Е. Зиновьев

Григорий Евсеевич Зиновьев принадлежал к числу тех виднейших представителей старой ленинской гвардии, которых Сталин особенно ненавидел и боялся. Ненавидел из-за их многолетней близости к Ленину, из-за их дружбы с Ильичем, коей сам был лишен, боялся приоритетного, уникального знания ими правды о всех важнейших событиях истории партии и революции, в которых многие из них играли роль несравненно более значительную, чем он сам.

Это, очевидно, и явилось одной из причин того, что Г. Е. Зиновьев был фальсификаторски опозорен и злодейски убит уже осенью 1936 г., в преддверии массированного сталинского удара по всей партии, нанесенного в следующем году.

И поэтому же в течение десятилетий сталинского самовластья казненные соратники В. И. Ленина, в том числе Г. Е. Зиновьев, методично и непрестанно клеймились как политические и уголовные преступники, как враги народа, враги Ленина и ленинизма.

Этой заданной Сталиным инерции надругательства частично хватило и на годы брежневского безвременья, когда Зиновьева и его товарищей уже не обвиняли в шпионаже и террористических диверсиях, но продолжали третировать как врагов Ленина и партии.

И только сейчас, в свете решений XXVII съезда КПСС, наступило время восстановления исторической правды и справедливости.[1]

В очерке сделана попытка осветить отношения В. И. Ленина и Г. Е. Зиновьева на протяжении 20 лет их знакомства, дружбы и совместной работы, основываясь главным образом на их переписке.

Переписка Ленина и Зиновьева не была еще предметом специального исследования и таит в себе много нераскрытого, неясного. Мы ограничимся, естественно, лишь имеющимися в нашем поле зрения данными.

Сейчас известно около 200 писем, телеграмм и записок Ленина Зиновьеву. Установлено, что не менее 19 писем до сих пор не обнаружено. Из почти 100 писем дореволюционного периода в 4-м издании Сочинений В. И. Ленина опубликовано менее десяти, поскольку при Сталине старались замолчать почти все, что освещало подлинное отношение Ленина к его оклеветанному соратнику.

Большая часть этих писем впервые опубликована в Полном собрании сочинений В. И. Ленина (5-е изд.). По данным ленинской Биохроники, изданной в 1970―1982 гг., в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС обнаружены еще многие неопубликованные письма и записки Ленина Зиновьеву.[2] Но до сих пор недоступны исследователям многие десятки, а может быть, и сотни писем и записок Зиновьева Ленину, которые могли бы существенно расширить наши историко-партийные знания.

Перед тем как перейти к анализу ленинских писем, напомним некоторые страницы биографии Григория Евсеевича Зиновьева (Радомысльского).

Родился в 1883 г. в семье владельца молочной фермы в г. Елисаветграде на Украине. С конца 90-х гг. начал изучать марксизм, а в 1901 г. вступил в социал-демократическую организацию своего города. После II съезда РСДРП примкнул к большевикам и проводил активную революционную работу в их рядах. Подвергался преследованиям со стороны царских властей. Уехал за границу, где несколько лет обучался в Берлинском университете, одновременно ведя партийную работу.

В 1903 г. Зиновьев лично познакомился с Лениным, и не позднее следующего года началась их переписка, практически продолжавшаяся всю жизнь.

С началом революции 1905―1907 гг. Зиновьев вернулся в Россию, вел большую работу как член Петербургского комитета РСДРП. За Московской заставой он был хорошо известен как агитатор Григорий Московский. В 1907 г. Зиновьев — делегат V съезда РСДРП, на котором вошел в состав ЦК и Большевистского центра. Вместе с Лениным он участвует в ряде большевистских изданий и является одним из редакторов газеты «Социал-демократ». После очередного ареста в 1908 г. в Петербурге Г. Е. Зиновьев вслед за В. И. Лениным уезжает в эмиграцию.

Н. К. Крупская вспоминала: «Приехали из России Зиновьев и Лилина.{52} У них родился сынишка, занялись они семейным устройством».[3]

Поражение первой народной революции в России и наступление реакции поставили перед большевистской партией новые задачи: сохранение нелегальной организации, укрепление связей партии с массами, накопление сил, подготовка новой революции. Решение этих задач усложнялось борьбой против меньшевиков-ликвидаторов и отзовистов — «ликвидаторов наизнанку», как назвал их В. И. Ленин. Борьба принимала тем более острый характер, что против Ленина и большевиков выступили их противники на международной арене. Сразу после приезда в Швейцарию Зиновьев активно включается в эту ожесточенную борьбу. В августе 1908 г. меньшевики предприняли настойчивую попытку ликвидировать ЦК и сорвать созыв партийной конференции. В борьбе против ликвидаторов партии Зиновьев активно помогал Ленину, о чем свидетельствуют впервые опубликованные в 1933 г. материалы Пленума ЦК РСДРП, состоявшегося 11―13 (24―26) августа 1908 г.[4]

В декабре 1908 г. В. И. Ленин и Н. К. Крупская переезжают в Париж, куда вскоре приехали и Зиновьевы. 21―27 декабря 1908 г. (3―9 января 1909 г.) там состоялась V Общероссийская конференция РСДРП. Важнейшим ее результатом было осуждение ликвидаторства. На Пленуме ЦК, состоявшемся после конференции, было принято решение о том, что «Социал-демократ» становится общим органом партии. В редакцию газеты от большевиков вошли В. И. Ленин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев.

Важную роль в борьбе против ликвидаторства сыграла газета большевиков «Пролетарий», в которой Зиновьев принимал самое активное участие, являясь одним из ее редакторов и подписывая вместе с Лениным некоторые официальные редакционные документы.[5]

В апреле 1909 г. между редакцией «Пролетария» и историком М. Н. Покровским возник конфликт, в котором некоторые большевики (например, И. Ф. Дубровинский) винили редакцию. В связи с этим Ленин писал Дубровинскому: «Пусть мы сделали с Покровским ошибку (я готов это допустить и вину всецело взять на себя, ибо уговорил Григория я)…».[6]

Летом 1909 г., отдыхая вместе с Надеждой Константиновной в Бомбоне, Ленин регулярно писал Зиновьеву, инструктируя его насчет «Пролетария» и «Социал-демократа», давая советы, рассказывая о планах своих статей. Есть в этих письмах очень ценные характеристики некоторых людей, в том числе Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева, Д. Б. Рязанова и др. Владимир Ильич рекомендует Зиновьеву написать статьи по ряду вопросов и помогает ему в их подготовке.

В Бомбоне Ульяновы пробыли немногим больше месяца, и за это время Ленин написал Зиновьеву не менее четырех писем.

Из письма Ленина ученикам Каприйской школы, написанного в Бомбоне, видно, что они приглашали на Капри в качестве лектора не только его, но и Зиновьева.[7] Из писем Ленина 1909―1910 гг. явствует, что он был солидарен с Зиновьевым в решении большинства вопросов.[8]

Важным событием в деле борьбы партии против ликвидаторов, отзовистов и троцкистов явилось расширенное совещание редакции газеты «Пролетарий», состоявшееся 8―17 (21―30) июня 1909 г. в Париже. Совещание проходило под руководством В. И. Ленина, который его подготовил и написал тексты основных документов. Г. Е. Зиновьев занял здесь примиренческую политику по отношению к Троцкому. Это, в частности, выражалось в том, что он и Л. Б. Каменев добивались, чтобы органом ЦК была признана венская газета Троцкого «Правда». Совещание приняло предложение Зиновьева: договориться с Троцким о превращении его газеты в орган ЦК. В связи с этим В. И. Ленин писал Зиновьеву 11 (24) августа 1909 г.: «Насчет „Правды“ читали ли Вы письмо Троцкого к Иноку?{53} Надеюсь, убедились, если читали, Троцкий повел себя, как подлейший карьерист и фракционер типа Рязанова и Ко».[9]

В январе 1910 г. в Париже состоялся пленум ЦК, на котором разгорелась ожесточенная борьба по ряду вопросов, в частности об отношении к Троцкому. На этом пленуме взгляды Ленина и Зиновьева также разошлись. Однако оба они были избраны в состав редакции «Социал-демократа», и разногласия не мешали им совместно работать, причем Ленин поручал Зиновьеву важнейшие дела как теоретического, так и практического плана.

В конце августа — начале сентября 1910 г. Ленин и Зиновьев принимали участие в работе Международного социалистического конгресса в Копенгагене (VIII конгресс II Интернационала). В это время состоялось совещание с Плехановым и другими, на котором решено было издавать популярный заграничный орган — «Рабочую газету».[10]

Примерно в это же время В. И. Ленин при участии Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева написал письмо историку и идейному руководителю ликвидаторства Н. А. Рожкову с критикой его взглядов.[11]

Г. Е. Зиновьев оказал Ленину большую помощь в подготовке и проведении VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, которая открылась 5 (18) января 1912 г. и продолжалась 12 дней. По своей значимости конференция соответствовала съезду. Сообщая о ней А. М. Горькому в феврале 1912 г., В. И. Ленин писал: «Наконец удалось — вопреки ликвидаторской сволочи — возродить партию и ее Центральный Комитет. Надеюсь, Вы порадуетесь этому вместе с нами».[12] Ленин присутствовал на конференции в качестве делегата от центральных организаций и заграничных учреждений партии, а Зиновьев — от Московской организации. Оба они были избраны членами ЦК и вошли в состав редакционной коллегии «Социал-демократа».

Еще до Пражской конференции Ленин организовал партийную школу в местечке Лонжюмо под Парижем. Летом 1916 г. туда приезжают Ульяновы и Зиновьевы. Н. К. Крупская приводит в своих воспоминаниях такой факт: «…нянька-француженка, которую Зиновьевы взяли к своему трехлетнему сынишке, держалась тех же взглядов, и когда мальчонка стремился проникнуть в парк замка, находившегося рядом с Лонжюмо, она ему объясняла: „Это не для нас, это для господ“. Мы очень потешались над малышом, когда он глубокомысленно повторял это изречение своей нянюшки».[13] Из этих воспоминаний мы узнаем, что Зиновьев вел в партийной школе курс истории РСДРП.

Летом 1912 г. Ленин решил переехать из Парижа в Краков, чтобы быть ближе к России и оперативнее руководить революционным движением и газетой «Правда». Вместе с Ульяновыми туда переехали и Зиновьевы. Вначале они жили в одном доме, потом Зиновьевы поселились рядом (Ульяновы жили на ул. Любомирского, в д. 47, а Зиновьевы — в д. 35). Надежда Константиновна приводит в своих воспоминаниях много любопытных деталей их повседневной жизни в Кракове, рассказывает о быте и настроении местных жителей. Жена Зиновьева З. И. Лилина помогала им знакомиться с городом и его жителями, так как знала польский язык.

Годы жизни бок о бок сдружили Владимира Ильича и Григория Евсеевича. Ленин постоянно помогал Зиновьеву в работе над статьями, которые тот, как и Владимир Ильич, писал для «Правды», «Социал-демократа» и других изданий. На лето они вместе ездили на дачу, совершали прогулки. За время с сентября 1909 г. по июль 1914 г. не имеется ни одного письма Ленина Зиновьеву. Живя рядом, они, естественно, не переписывались, и потому многие детали их общения мы узнаем из писем Ленина разным людям и из сохранившихся писем Зиновьева. Много интересных фактов об их общении приводится в ленинской Биохронике.


Скачать книгу "Ленинские эскизы к портретам друзей и противников" - Генрих Дейч бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Ленинские эскизы к портретам друзей и противников
Внимание