Самые большие неудачники в истории

Леонид Млечин
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Историки не любят сослагательного наклонения. А почему, собственно? Разве все в мире предопределено? Если вглядываться в прошлое, то очевидны исторические развилки, когда открывались разные пути. Отказываясь представить себе, как могли бы развернуться события при иных условиях, мы отказываемся от самой мысли о том, что жизнь могла бы быть лучше. Необходимо мыслить в сослагательном наклонении, изучать альтернативы, чтобы, учитывая уроки прошлого, избегать ошибок в будущем.

Книга добавлена:
8-05-2023, 08:07
0
861
155
Самые большие неудачники в истории
Содержание

Читать книгу "Самые большие неудачники в истории"



Между Москвой и Вашингтоном

Китай просил о военной помощи и Советский Союз, и Соединенные Штаты. Но связываться с японцами никто не желал. Американские дипломаты называли Японию «бешеной собакой, сорвавшейся с цепи».

Советский Союз признал созданное японцами Маньчжоу-Го де-факто и разрешил марионеточному государству открыть консульства в Чите и Благовещенске. Маньчжоу-Го, то есть японцам, продали Китайско-Восточную железную дорогу, которую японцы использовали для переброски своих войск.

Китайцы обиделись, считая такой шаг недружественным. Но китайским политикам в Москве не доверяли. Нарком обороны СССР Климент Ефремович Ворошилов откровенно выразил эти настроения в письме своему заместителю Яну Борисовичу Гамарнику: «Япошки — и мерзавцы, и наглые ловкачи. Китаёзы — идиоты и болваны».

Советские руководители разрывались между гоминьданом и китайской компартией. Ладить хотели и с правительством как реальной властью, и с товарищами-коммунистами.

В ночь на 12 декабря 1936 года китайский маршал Чжан Сюэлян, связанный с коммунистами, арестовал Чан Кайши и потребовал от него создать единый фронт с компартией и вместе действовать против Японии.

Сталин велел добиваться «мирного решения конфликта» и тем самым спас жизнь Чан Кайши. Эта история убедила Чан Кайши в искренности Советского Союза. И он тогда пошел на примирение с коммунистами. А маршала Чжана посадил под домашний арест. И тот сидел пятьдесят лет, что не помешало ему прожить сто один год.

В июле 1937 года японские войска развернули большое наступление, намереваясь полностью оккупировать Китай. Мао Цзэдун получил из Москвы указание признать центральное правительство и даже передать под командование Чан Кайши Красную армию — во имя совместной борьбы против Японии. В сентябре 1937 года коммунистическая партия Китая и центральное правительство подписали соглашение о совместных действиях против оккупантов. Но даже сообща они с трудом противостояли наступавшей японской армии.

Чан Кайши рассчитывал, что его спасение — в огромных просторах Китая: японцам просто не по силам оккупировать всю страну. Но японцы взяли Пекин. Под Шанхаем разбили семьдесят три из ста восьмидесяти китайских дивизий.

26 ноября 1937 года Чан Кайши отправил Сталину телеграмму с просьбой перебросить на территорию Китая части Красной армии для совместной борьбы против японцев. Отправлять свои войска и вступать в прямое военное столкновение с японцами Сталин не хотел. Но ему важно было не допустить капитуляции Китая, помочь Чан Кайши продолжить сопротивление, чтобы у японцев руки были связаны.

Сталин сказал, что вступление Советского Союза в войну с Японией невозможно, но он поможет оружием, а также займется подготовкой китайских летчиков и танкистов. Сталин выделил Китаю кредиты на льготных условиях, оружие и боевую технику. С октября 1937 по сентябрь 1939 года Советский Союз поставил Китаю около тысячи самолетов, восемьдесят танков, тысячу триста орудий, свыше четырнадцати тысяч пулеметов, пятьдесят тысяч винтовок, боеприпасы и снаряжение в больших количествах.

Это даже больше, чем получила республиканская Испания, которую Москва всячески поддерживала. Военные грузы везли автотранспортом по дороге, которую специально для этого проложили через Синьцзянь. Там же, в Синьцзяне, советские техники собирали истребители и другую боевую технику для китайской армии.

На стороне китайцев сражались две тысячи советских летчиков. 18 февраля 1938 года первая группа пилотов вступила в бой в китайском небе. В воздушной схватке над Уханем они сбили двенадцать японских самолетов. Советские летчики защищали от налетов крупные китайские города. Двести одиннадцать человек погибли в бою или умерли от ран.

Потеряв Нанкин, Чан Кайши перенес столицу в Ухань. Потом в Чунцин. В 1940 году война приобрела особенно жестокий характер. Но мир был занят боевыми действиями в Европе, где нацистская Германия сокрушала своих соседей на Западе. Мало кто заметил, что японцы безжалостно бомбили Чунцин и горожане гибли тысячами.

Но президент США Франклин Делано Рузвельт был потрясен японскими бомбардировками китайских городов и расстрелами мирных жителей. Видя, что и американцы готовы помогать Китаю, Чан Кайши попросил передать ему пятьсот боевых самолетов. Но в Китае не было летчиков. Рацион китайцев оставался настолько скудным, что на большой высоте они теряли сознание, не могли пилотировать боевые машины.

Запрос привез в Вашингтон советник китайского руководителя по авиации Клэр Шенно, отставной капитан американских военно-воздушных сил. Чан Кайши обещал сжечь промышленные центры Японии, что было в интересах США.

Такого количества самолетов Рузвельт дать не мог. Американская военная промышленность еще не развернулась. Решили отправить хотя бы несколько бомбардировщиков дальнего радиуса действия Б-17. Но в Китае не было летчиков, способных их пилотировать.

Министр финансов Генри Моргентау нашел выход:

— Мы уволим наших летчиков с действительной службы, и они смогут воевать на стороне китайцев.

Однако генерал Джордж Маршалл, председатель Объединенного комитета начальников штабов, возразил против передачи самолетов. Ему самому позарез нужны были все бомбардировщики. Так что ограничились продажей Китаю истребителей П-40. Пилотировали их американцы. Платили летчикам Соединенные Штаты: шестьсот долларов в месяц и еще пятьсот за каждый сбитый японский самолет.

Когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую, то выделили Китаю полмиллиарда долларов на борьбу с японцами. Отправили на помощь гоминьдану военные самолеты и боевых летчиков. Для американцев главной была борьба против Японии.

С ноября 1942 по май 1943 года жена Чан Кайши находилась в Соединенных Штатах. Визит стал триумфальным. Ее принимали в Белом доме. Когда она выступала с речью перед членами конгресса, они, стоя, устроили ей четырехминутную овацию. Американская пресса превозносила пленительную леди Китая и ее решительного мужа, надежного соратника в войне против Японии. Мало кто из американцев представлял себе реальную ситуацию в Китае.

Фотография Чан Кайши десять раз появлялась на обложке журнала «Тайм». Для американцев он — главный союзник в борьбе против императорской армии. Он призвал соотечественников сражаться до «победного конца», до окончательной победы над Японией.

Другое дело, что его постоянные требования о поддержке и финансировании со стороны США заставили американцев придумать ему издевательское прозвище. Его именовали не General Chiang Kai-shek (так его фамилия звучит по-английски), a General Cash-My-Check — то есть генерал «Обналичь мой чек».

При Чан Кайши Китай — ценный союзник в борьбе с императорской Японией — получил в Америке признание как великая держава. В апреле 1944 года на встрече на вашингтонской вилле Думбартон-Окс страны антигитлеровской коалиции договорились о создании Организации Объединенных Наций. Советские представители согласились включить Китай в пятерку постоянных членов Совета Безопасности ООН, обладающих правом вето.

На следующий год, на встрече в Ялте, американский президент Франклин Рузвельт уговорил Сталина считать Чан Кайши союзником, хотя тот вел борьбу с коммунистами Мао Цзэдуна.

Незадолго до своей смерти президент Рузвельт говорил советскому наркому иностранных дел Вячеславу Михайловичу Молотову:

— После войны останутся четыре полицейских, которые будут следить за остальными странами — это Англия, Соединенные Штаты, Советский Союз и Китай. Этим четырем странам только и будет позволено иметь оружие.

К Франции и ее лидеру генералу Шарлю де Голлю Рузвельт относился презрительно и в список великих держав не включал.

Американцы просили Москву как можно скорее присоединиться к боевым действиям против Японии. Сталин говорил о том, что Россия должна обрести все права, утраченные в неудачной Русско-японской войне 1904–1905 годов. Прежде всего речь шла о восстановлении в Порт-Артуре военной базы. Президент Рузвельт принял все условия и взялся заставить Китай пойти навстречу.

Летом 1945 года в Москву приехала китайская делегация. Чан Кайши не хотелось иметь советскую военную базу на своей территории. Но Сталин убеждал китайцев: все это нужно только для того, чтобы в будущем держать в руках Японию.

— Япония не будет разорена, — говорил советский вождь, — даже если она подпишет безоговорочную капитуляцию. После Версаля думали, что Германия не поднимется. Прошло пятнадцать-двадцать лет, и она восстановилась. Нечто подобное случится и с Японией, даже если ее поставят на колени.

Он объяснял китайцам, почему Советскому Союзу нужны военные базы на океане:

— Мы закрыты. У нашего флота нет выхода в Тихий океан. Необходимо сделать Японию уязвимой со всех сторон: с севера, запада, юга и востока. И нам нужны Дальний и Порт-Артур на тридцать лет — на случай, если Япония восстановит свои силы.

Договоренность Москвы с правительством Чан Кайши китайским коммунистам была крайне неприятна.

Узнав о том, что Сталин и Чан Кайши пришли к согласию, Мао уверенно сказал:

— Мы можем и собственными силами победить Чан Кайши.


Скачать книгу "Самые большие неудачники в истории" - Леонид Млечин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Самые большие неудачники в истории
Внимание