В застенках инквизиции. Процессы над ведьмами и животными

Яков Канторович
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Религиозные заблуждения, на протяжении четырех веков господствовавшие в Европе, составляют одну из самых печальных страниц в истории человечества. Столетиями пылали костры, на которых сгорели сотни и тысячи невинных людей. О трагических и пугающих событиях той эпохи ярко и увлекательно расскажут неподвластные времени исторические труды известного российского юриста конца ХIХ — начала ХХ века Якова Канторовича. В сборник вошли «Средневековые процессы о ведьмах» (1899 г.) и «Процессы против животных в Средние века» (1897 г.). Латинские выражения и стихотворные фрагменты даются в оригинальной авторской орфографии.

Книга добавлена:
8-05-2023, 07:53
0
311
14
В застенках инквизиции. Процессы над ведьмами и животными

Читать книгу "В застенках инквизиции. Процессы над ведьмами и животными"



VII

Чем объясняется это удивительное явление, имеющее не только юридическое, но и культурно-историческое значение, — процессы против животных? Наукой оно еще до сих пор не объяснено вполне удовлетворительным образом, и относящиеся к этому явлению факты стоят особняком, не вошедши еще в состав науки развития права и культуры.

Мы находим у исследователей различные обяснения этого явления. Некоторые выводят правовое отношение к животным из первобьггного права, перешедшего в Европу от древних народов. Прежде всего указывают на Моисеево право. По законодательству Моисея повелевается забросать камнями быка, забодавшего человека, и запрещается есть мясо этого быка. Этот закон находил оправдание в том, что Бог обещал Ною и его потомкам, что Он отомстит за них не только людям, но и животным. Отсюда уравнение животных с людьми пред земным правосудием. Также у арабов еще до последнего времени сохранились наказания животных. Еще историк Полибий рассказывает, что он был очевидцем публичного распинания льва в Финикийских колониях. У персов наказания животных были очень обычны. В Вендидаде Заратустра спрашивает Агурамазду, как следует поступать с бешеной собакой, кусавшей людей и скот. Этот вопрос имел для Заратустры особенно большую важность потому, что собаки у персов принадлежат к числу святых животных, которых нельзя истреблять. По ответу, данному Агурамаздой, владелец собаки, не смотревший за нею надлежащим образом, должен быть наказан за убийство, совершенное с намерением. Собаке же должно в первый раз отрезать правое, во второй раз левое ухо, при следующих же укусах нужно ей отрезать каждый раз по одной ноге.

Греки, судя по некоторым указаниям, были тоже склонны к правовой персонификации животных. Пифагор и Эмпедокл учили, что животные имеют душу. Платон по поводу случая, в котором человек был убит животным, требует формального возбуждения процесса против этого животного: родственники убитого должны принести жалобу на убийцу; решение и исполнение приговора должно быть предоставлено архонтам; осужденное животное должно быть убито, и тело его выслано за границу страны. По мнению Платона, даже и αˇψυχον, т. е. все, что не имеет души (неодушевленные предметы), если оно причинило смерть человеку, не будучи чьим-либо орудием, после судебного приговора должно быть тоже выслано за границу страны, но в этом случае не требуется предъявления обвинения архонту, а приговор может быть произнесен соседом обвинителя. В афинском уголовном праве αˇφωνον — т. е. все, что лишено языка, т. е. все, кроме человека, а стало быть, и животные, подлежали суду в случае причинения вреда человеку, причем эти в Афинах судил особый государственный суд, эфеты. Они присуждали к όπερορύϛειν — т. е. к препровождению чрез границу. В Риме Нума Помпилий установил предавать казни животных, нарушивших межу или границу.

Другие исследователи ставят процессы против животных и сопровождающее их отлучение животных от церкви в связи со средневековою демонологиею и верой в оборотней. Существовало убеждение, что дьявол охотно и чаще всего принимает вид животного: сам принимает вид какого-либо животного, чтобы вредить, и также обращает в животных людей, в которых он поселился или которые вступили с ним в связь. Полагали, что это излюбленный способ дьявола вредить. Эти оборотни бегали по деревням, пожирая детей и домашних животных. Еще святой Августин сообщает, что в его время были некоторые трактирщики, которые давали своим посетителям какие-то снадобья в сыре и таким образом превращали их в животных. Также Фома Аквинский утверждает, что omnes Angelli, boni et mali, ex virtute naturali habent potestatem transmutandi corpora nostra[85]. На этом основании против животных часто делались заклинания. Этими воззрениями средневековых людей объясняется, как полагают эти исследователи, распространение на животных светских наказаний и церковных епитимий.

Некоторые исследователи (Менабреа, Сорель) ищут объяснения в политико-правовых мотивах. Они находят в этих процессах символический момент, приписывая им общественно-воспитательную цель. «Сеs procedures, nе соnstituaient pirmitivemont qu’une espece de symbole destiné à ramener le sentiment de la justice»[86]. Это мнение о воспитательном «символизме» имеет много приверженцев.

К этому воззрению примыкает другое объяснение, по которому yбиeниe животного имело целью стирание совершенного злодеяния из памяти людей и устрашение владельца животного видом его казни. По этому объяснению, процессы против животных основаны на мотивах пользы и служат предупреждающим и устрашающим актом для людей: наказания животных должны побуждать владельцев к большей бдительности в присмотре за животными и должны удерживать их самих от преступных действий. Эта точка зрения находит себе оправдание в мотивах некоторых приговоров. Так, при осуждени свиньи в Мойен-Монтье (1572 г.) приговор мотивируется желанием поощрять людей к бдительному присмотру за животными. Другой приговор в Вирофо (1641 г.) требует присутствия хозяина животного при исполнении экзекуции над животным. В связи с этим, по-видимому, находится присуждение хозяина к уплате штрафа или к совершению паломничества, которое встречается в некоторых приговорах, направленных против животных.

Наконец, по мнению некоторых, главным образом немецких ученых, объяснение этих процессов надо искать в характере германского средневекового права, основанного на моменте мести. Близко к этому воззрению, только в другой, более общей форме, стоит воззрение, выводящее эти процессы из варварского права, в котором господствовала персонификация животных с признанием равенства между людьми и животными и распространением на последних всех божеских и человеческих законов.

Приверженцы этого воззрения указывают на памятники в средневековой поэзии и искусстве, в которых явно замечаются представления о душе животных, о метаморфозах и странствованиях душ, об одушевлении всей природы.

Существуют еще многие другие объяснения, выводящие эти процессы из арийско-религиозных представлений или из мифологических оснований.


Скачать книгу "В застенках инквизиции. Процессы над ведьмами и животными" - Яков Канторович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » В застенках инквизиции. Процессы над ведьмами и животными
Внимание