В застенках инквизиции. Процессы над ведьмами и животными

Яков Канторович
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Религиозные заблуждения, на протяжении четырех веков господствовавшие в Европе, составляют одну из самых печальных страниц в истории человечества. Столетиями пылали костры, на которых сгорели сотни и тысячи невинных людей. О трагических и пугающих событиях той эпохи ярко и увлекательно расскажут неподвластные времени исторические труды известного российского юриста конца ХIХ — начала ХХ века Якова Канторовича. В сборник вошли «Средневековые процессы о ведьмах» (1899 г.) и «Процессы против животных в Средние века» (1897 г.). Латинские выражения и стихотворные фрагменты даются в оригинальной авторской орфографии.

Книга добавлена:
8-05-2023, 07:53
0
311
14
В застенках инквизиции. Процессы над ведьмами и животными

Читать книгу "В застенках инквизиции. Процессы над ведьмами и животными"



III

В уголовных процессах большею частью фигурируют следующие животные: свиньи, козлы, козы, быки, коровы, мулы, лошади, кошки, собаки и петухи.

Преступления, в которых обвиняются животные, большею частью совершенные ими не самостоятельно, а в соучастии с человеком, который фигурирует как главный виновник: волшебство, скотоложество, непотребство, святотатство и др. Приведенный Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» эпизод суда над Эсмеральдой и ее козой верен исторической действительности. Но нередко животные привлекались к судебному следствию и присуждались к наказаниям за преступления, специально и самостоятельно ими совершенные: за убийство или причинение ран людям. Почему-то свиньи наиболее часто встречаются в таких процессах.

Из содержания и терминологии судебных протоколов видно, что суды направляли процессы к самой личности животных, рассматривая их как самостоятельно ответственных преступников. Животное считается преступным, ему приписывается преступная воля, и оно осуждается во имя правосудия. Такое уголовно-правовое отношение к животным вполне непосредственно выражается во всех источниках, в особенности во французских, в которых уже в XIII ст. говорится о «faire justice des bestes» и о «mettre à mort еn maniere de justice[44]». В приговорах указывается, что суд определяет наказание такому-то животному, злодею en detestation et horreur dudit cas или pour la cruautè et ferocité commise[45].

Уголовные дела были подведомственны светским судам. Процессуальные формы, вполне выработанные лишь к концу Средних веков, ни в чем не отступают от общего порядка судопроизводства. Есть указания, что к животным применялся Божий суд. Также применялась пытка. По общему порядку, животному, совершившему преступление, предъявляется формальное обвинение, которое поддерживается представителем государственной власти. В случае необходимости принятия мер к пресечению способов уклоняться от суда обвиняемое животное подвергается аресту и заключается в общую для всех преступников тюрьму. Сохранился счет от 1408 г., из которого видно, что на ежедневное содержание свиньи, арестованной по обвинению в убийстве ребенка, отпускают столько же, сколько и для каждого из заключенных. В судебном заседании допрашиваются свидетели и также подвергается допросу само подсудимое животное, которое приводится в суд; так как оно не отвечает, — по крайней мере, понятным для суда языком, — то ответом служат звуки, издаваемые животным при сопровождающей допрос пытке, причем обыкновенно эти звуки толкуются судом как сознание в своей вине. Судебное следствие ведется с соблюдением всех формальностей, как при следствиях над людьми. Суд назначает обвиняемому животному защитника, выслушивает его защитительные доводы, дает ему сроки для апелляции и вообще гарантирует обвиняемому все средства защиты.

Процесс обыкновенно кончается присуждением к смертной казни. Сохранилось указание, что суд одного австрийского города в XVII ст. приговорил собаку к одиночному заключенно. По обыкновению осужденные животные приговаривались к повешению, погребению живьем, yбиению камнями, сожжению или обезглавлению. Начиная с XVII ст. суд перестает определять в приговоре род смерти, предоставляя в этом отношении выбор исполнительным органам.

Часто животные перед казнью подвергались изувечению — отрублению ног, ушей и других частей тела, указанных в приговоре. В последний период развития процессов против животных в некоторых местах из-за экономических соображений суды заменяли смертную казнь дорогих и полезных домашних животных продажей их на убой с тем, что голова убитого животного должна быть выставлена на лобной площади. Такую резолющю мы находим в актах гентского суда 1578 г. относительно осужденной коровы, причем суд постановил, чтобы половина дохода с продажи преступного животного поступила в пользу потерпевшего, а другая половина — в городскую казну на пользу бедных.

Приведение в исполнение приговора происходило с соблюдением тех же торжественных и сложных формальностей, какие предписаны при приведении в исполнение смертных приговоров над преступниками-людьми. Казнь происходила открыто, в присутствии народа, на городской площади, в некоторых местах — при звоне колоколов. Исполнение казни всегда поручалось государственному палачу, который в случае надобности призывался из отдаленных местностей. Сохранились в архивах счета палачей на издержки и вознаграждение за исполненную казнь. Осужденное животное волочили в сопровождении большой толпы к месту казни; часто оно было одето в человеческую одежду. Для повешения специально возводилась виселица.

Известный исследователь процессов против животных Шарль Берриа-Сен-При сообщает множество процессов, имевших место в течение XIII — ХVII ст. включительно и приводит тексты многих приговоров. Вот некоторые из этих уголовных процессов.

В 1268 г. в Париже была приговорена к сожжению небольшая свинья за то, что она съела ребенка. В 1386 г. судьею в Тулузе свинья-самка была приговорена к отрублению ноги и головы, а затем та же свинья была повешена. Эти два наказания назначены были ей в возмездие за учиненные ею два преступления: во-первых, она разорвала руку и лицо ребенка, и во-вторых, съела его. Свинья была казнена в человеческой одежде на городской площади. Казнь стоила 10 су и 10 денье, и кроме того уплачено за одну новую перчатку для палача.

В 1313 г. во Франции разъяренный бык, убежавший из стойла, проколол рогами встретившегося ему человека. Карл граф де-Валуа издал повеление об арестовании быка и о производстве над ним суда. На место происшествия был послан специальный чиновник для выяснения обстоятельств дела. Собранные сведения и свидетельские показания были представлены в суд, который присудил быка к повешению. Казнь была совершена на том самом месте, где учинено быком преступление.

10 января 1457 г. феодальный суд в Савиньи разбирал дело по обвинению свиньи и шести поросят в убийстве пятилетнего мальчика Жана Жартена. После обычных формальностей судья признал свинью виновной и присудил ее к повешению за задние ноги. Что же касается поросят, то их участие в преступлении не могло быть установлено с достоверностью, вследствие чего они были оправданы, по «à l'usance du païs de Bourgoingne[46]» были конфискованы в пользу суда.

В 1499 г. в аббатстве Жозефа было возбуждено уголовное преследование против свиньи. Вот текст состоявшегося приговора: «Имея в виду, что, по обстоятельствам дела, вытекающим из процесса, возбужденного прокурором, аббатом монастыря де Жозефа, трехмесячным поросенком причинена смерть ребенку по имени Гилон, имевшему от роду полтора года; принимая во внимание данные следствия, произведенного прокурором; усмотрев и выслушав все, что касается указанного поросенка и обстоятельств дела, мы присудили его к казни чрез повешение. Изложенное дано с приложением малой печати уголовных дел, 19 апреля 1499 г.». В деле также имеется протокол объявления приговора свинье пред исполнением казни.

15 марта 1403 г. мантский судья присудил к смертной казни свинью, съевшую ребенка. Вот счет расходов по исполнению казни. Израсходовано: 1) на содержание свиньи в заключении — 6 су парижских; 2) на вознаграждение палача, прибывшего из Парижа для этой казни по распоряжению и по приказу судьи и королевского прокурора, — 54 су парижских; 3) за телегу, на которой ее вели к казни, — 6 су; 4) за веревку, которой ее связали, — 2 су и 8 денье. Всего — 68 су и 8 денье.

В 1474 г. в г. Базеле осужден на сожжение петух, который снес яйцо и тем навлек на себя подозрение, что он вошел в связь с дьяволом. Яйцо тоже было сожжено.

В 1565 г. один мул был осужден к сожжению вместе с его хозяином за преступление cujus ipso nominatio crimen est[47], — как говорит хроникер этого процесса. Mulus erat vitiosus et calcitrosus[48], — добавляет хроникер. Ему сначала отрубили все четыре ноги, а затем бросили его в огонь вместе с его хозяином.

Наконец упомянем о процессе, имевшем место во Франции всего лет двести с лишним тому назад, — в 1650 г. Обвинялась ослица в безнравственных поступках. Она была оправдана судом благодаря заступничеству местного священника, который письменно удостоверил нравственность этой ослицы.


Скачать книгу "В застенках инквизиции. Процессы над ведьмами и животными" - Яков Канторович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » В застенках инквизиции. Процессы над ведьмами и животными
Внимание