Ночной звонок

Семён Самсонов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Повесть «Ночной звонок» посвящена трудовым будням работников милиции.

Книга добавлена:
13-03-2023, 00:44
0
480
34
Ночной звонок

Читать книгу "Ночной звонок"



XV

В Пудеме Варламов не застал дома Риту Ившину, она ушла на пруд удить рыбу вместе с племянником. Майору некогда было ждать, да и неохота сидеть сложа руки, и он, расспросив дорогу, зашагал к мельнице.

Пройдя с полкилометра, вдруг остановился, будто его кто-то в грудь толкнул мягкой и теплой лапой, огляделся удивленно и радостно. Какая благодать! Лесок, насквозь промытый дождем и ветром, окутанный поверху зеленым дымом, гривасто раскачивался, словно жеребенком мчался к синеющему вдали плотному и могутному лесу. На лугах по берегу речки бежали зеленые и голубые волны, сама же вода, густо-оранжевая, все еще сытая весенним половодьем, уходила медленно, величаво.

Теплая тревожная жажда заполнила сердце Варламова, он почувствовал себя мальчонкой, захотелось побежать, упасть в травяные волны. Он вгляделся в взлохмаченную внезапным движением поляну и вдруг понял, что здесь вот только что был ветер, лежал и, оставив лежбище, унесся на край света. Варламов тоже побежал вверх по крутому взгорку, задыхаясь, сопя, достиг гребня и услышал трель жаворонка. Задрав голову, разинув рот, он пытался высмотреть источник весеннего шума. Никогда не думал Варламов, что маленький жаворонок может петь столь громко и многозвучно. Вот тебе и птаха!

Рывок на взгорок оказался не по силам, бодрость куда-то улетучилась, как ветер с лежбища, неприятная вялость опустилась в ноги, слабость обняла грудь, сердце забухало в ребрах.

Варламов опустился на траву, отдохнул малость и, поднявшись, заскользил вниз. Вот и пруд, большой, ясный, небо в нем вместилось от окоема до окоема. А вскоре и мельница проглянула. Косая крыша, крылья и даже сарайчик поодаль, крытый соломой, стояли будто в мороз заиндевевшие. Варламов не сразу понял, что это вовсе не иней, а мучная пыль, от дождей и солнца превратившаяся в тестенную корку.

Стайка мальчишек густо облепила берег у мельницы, видимо, самое рыбное место тут. На фоне серой одежонки ребятишек бросалось в глаза васильковое платье девушки. Она была одна среди ребятни, и Варламов тотчас же решил: Ившина. Он подошел к ней сзади, но заговорил не сразу.

Услышав шорох за спиной, девушка повернула голову и посмотрела на майора раскосыми темными и теплыми глазами. На мгновение в них возник испуг, и майор, опережая событие, улыбнулся миролюбиво, поклонился.

— Здравствуйте! Клюет, а?

— Здравствуйте, — сказала тихо девушка, но на вопрос не ответила, уставилась на поплавок. Парнишка, сидевший рядом с Ритой, не шелохнулся.

— Значит, не клюет, — вздохнул майор, усаживаясь на корточки. Мальчишка не выдержал:

— Почему не клюет? Клюет. Но хуже, чем вчера. Вчера вот таких вытаскивали. Длинных и толстых, — показал он руками.

— О-о-о! — восхитился искренне Варламов, и только теперь мальчишка удостоил пришельца взглядом. — А сегодня, значит, не везет?

— Еще повезет. Вчера мы в другом месте рыбачили. А нынче решили как все. И чего люди к мельнице тянутся!

— А где вчера рыбачили?

Мальчишка покосился на своих враз навостривших уши соседей, протянул неопределенно:

— Там... Пруд большой, мест хороших много, да раз на раз не приходится. Тетя вот хотела с лодки удить, как в городе, да мельник не дал лодки.

— Значит, тетя твоя городская?

— Конечно, — гордо ответил мальчик. — Она в Ижевске живет, в большом магазине работает.

— Витя! — одернула племянника девушка. — Ты слишком много болтаешь.

— Так дядя спрашивает.

— Не тебя спрашивает.

— Ой! — встрепенулся Витя и со свистом вскинул удилище. В траву покатился радужный окунек в два пальца толщиной. Витя посмотрел на добычу почти враждебно.

— Только насадку сорвал, — освободив окунька с крючка, он с сердцем бросил его в воду и вновь закинул удилище.

Варламов уселся рядом с девушкой так близко, что она повернулась к нему и чуть отклонилась.

— Такое дело, Рита. Приехал к вам. Поговорить надо.

— Со мной?

— Да, если вы Рита Ившина.

— Я Рита Ившина, а вы кто?

Майор погладил ладонями чуть занывшие колени, тихо, чтобы не слышали мальчишки, сказал с улыбкой, спокойно и доверительно:

— Из милиции я, Рита, аж из Ижевска приехал к вам. Поговорить надо.

Девушка решительно поднялась, бросила обрадованному новой добычей племяннику:

— Витя, я пошла домой.

— А я останусь, — ответил мальчик, снова закидывая удочку. — Клев начался.

— Хорошо, оставайся.

— Только вы, тетя, рыбу не забирайте. Оставьте котелок, я сам принесу. Ладно?

— Принеси, принеси.

Рита быстро зашагала от мельницы, закинув удилище на плечо. Майор догнал ее, попросил:

— Рита, пожалуйста, чуть потише. Я тут вспомнил молодость, немножко побегал, так сердце до сих пор не утихомирится. Красота здесь такая! Душевная.

Рита послушно убавила шаг, глядя под ноги, спросила напрямик:

— Вы меня арестуете?

— За что же вдруг — арест? — удивился майор. — Разве есть вина?

— Так убежала же я, понимаете, убежала, — торопясь, сверкая темными и влажными глазами, говорила Рита.

— У магазина избили человека, — сказал майор. — Надо найти хулиганов. Вы их помните?

— Ой! — с неожиданной радостью воскликнула Рита. — Я-то думала... Да, да, помню. Прохожий меня защитил от пьяных, а его ударили.

— А почему вы убежали сюда, в деревню? — майора удивила радость девушки. Он понял, что не только это явилось причиной побега Риты.

— Так ведь позвонили в милицию, начали искать хулиганов. Испугалась я, что и меня будут таскать на допросы, взяла и убежала.

Варламов вздохнул с шумом, сказал неодобрительно:

— А человек, защитивший вас, инвалид войны — Бушмакин его фамилия — не испугался и теперь лежит в больнице при смерти.

— При смерти?

— Да. Вы могли бы подсобить нам найти хулиганов, а вы убежали. Нехорошо получается.

— Так ведь сдачи дала одному из них. Ударила по лицу, когда он схватил меня за грудь.

— Правильно сделали. Надо было сразу же в милицию зайти, рассказать о случившемся.

— Не знала я, что... Испугалась. Не буду больше так, — и Рита беззвучно заплакала, по ее щекам покатились крупные слезы.

Долго шли молча. Майор ждал, когда девушка успокоится, чтобы подробнее расспросить о парнях.

— А бандюг тех нашли? — выплакавшись, спросила Рита.

— В том-то и дело — нет. Никто их не знает. Вот я и приехал. Знаете их?

— По имени нет, а в лицо помню. Один совсем молоденький, худощавый. А другой, самый-то нахальный, дюжий и уже немолодой, лет тридцать, наверное, есть, если не больше. Глаза у него старые, хоть сам и выглядит моложаво. А может, мне так показалось.

— Узнаете их, если увидите?

— Узнаю.

— Вот что, Рита, у меня еще вопрос. Почему вы сразу после драки уехали из города? Они вас принудили?

— Нет, но...

— Расскажите, расскажите. Мы должны все знать. В городе одно за другим совершено два преступления, и мы должны найти виновных, наказать.

Рита молчала. Сорвала с березки ветку, принялась ощипывать листочки. Когда не осталось ни одного, начала обламывать вичку. Варламов не торопил, шел рядом, ждал. На глаза девушки снова навернулись слезы, она склонила голову, пошла мельче и резче, спохватившись, замедлила шаг, задумалась.

— Вижу, что трудно вам ответить. Секрет, значит? Сердечное что-то, любовное? — Варламов положил на плечо Риты руку и, вздохнув, перешел на «ты»:

— Эх, доченька, вот ты что-то утаиваешь, и нам труднее поймать и уличить преступников. Если бы люди были смелее, активнее, правдивее!

— Я постараюсь рассказать. Но это не касается тех, это другое, — начала было Рита и опять смолкла.

— Не понимаю тебя, Рита, не понимаю. Бросила только что начатую работу, уехала. Даже отцу ничего не сказала. Потерял тебя и знакомый парень, с ног сбился, ошалел от горя.

— Правда? — глаза Риты оживились, спина выпрямилась.

— Знаешь, Рита, трудовая дисциплина тоже не пустячок, раньше за опоздание на работу судили. Ты же вот уже несколько дней не являешься в магазин, директор руками разводит, товарки недоумевают. Была бы ты моей дочкой, я бы тебя крапивой по мягкому месту. Думаешь, не справился бы?

— Не знаю, — мягче и добрее ответила Рита.

— Нашла занятие — рыбалка. Пытаешься от дум уйти в забавы, да?

— Да, — согласилась грустно Рита, но на откровенность не решилась, снова опустила голову, спрятала высверкнувшие было глаза.

Варламов догадывался, что девичье сердце слегка тронуло чем-то корявым, кто-то обошелся с ней гадко, обманул в надеждах, что ли. Словом, горе у девушки есть. А какое оно? Майор не стал погружаться в дебри противоречий, заговорил о будничном.

— Если не понравилось в магазине, надо было взять расчет, уволиться по-человечески, а не бежать. Директор имеет право уволить тебя за прогул. Так и напишет в трудовой книжке — уволена за прогул. Хорошенькая аттестация.

— Пусть пишет, мне все равно, — злобно ответила Рита.

— Все равно? — переспросил Варламов, решив до конца держаться обходного пути в разговоре. Ему хотелось как-то вызвать девушку на откровенность, заставить высказать обиду. — Нет, так нельзя. Представляешь, что будет, если и мне, и продавцу, и машинисту, и энергетику, к примеру, станет все равно, махнут на все руками и пойдут удить рыбу? Бандиты начнут грабить людей среди белого дня, негде будет ничего купить, остановятся поезда, города и села ослепнут без электричества. Так что ты не такой уж маленький человек; нужна ты, твой труд необходим людям, обществу.

— Из-за меня одной ничего не изменится.

— Может быть. Но вот магазин твой сейчас попал в трудное положение: ты сбежала, еще один продавец заболел, приходится работать без отдыха, срочно подыскивать замену. Сколько хлопот, неудобств и продавцам, и покупателям из-за твоего побега.

— Что вы! — Рита всплеснула руками, сморщилась презрительно. — Да они рады, что меня нет, что ушла.

— Чему же радоваться? И кто рад?

— Да эти... комбинаторы.

— Так, так, — поощрил майор. — Ну, ну? У вас, значит, стычка, конфликт?

— Еще какой! Ведь они меня втянули в гадкое дело. А теперь, наверное, на меня все взвалили. Ведь вы приехали не из-за драчунов только?

— Конечно, не только из-за них, — согласился майор на всякий случай.

— Я сразу догадалась.

— А я жду, когда же ты заговоришь со мной по-человечески.

Показались крыши деревни, и Рита заторопилась.

— Только вы по справедливости, ладно? Я все расскажу, все, все! Я не виновата. У меня на руках сто двадцать рублей. Я ни копеечки из них не растратила, не посмела. И стыдно. Черные это, дурные деньги. Я их вам отдам, они со мной, тут, у сестры в сундуке спрятала. Я отдам их вам, и, пожалуйста, не трогайте меня больше, я не хочу, я боюсь.

Рита начала всхлипывать. Варламов взял ее за плечи, встряхнул, повернул лицом к себе, сказал твердо:

— Вот что, Рита. Моя фамилия Варламов, звание майор милиции. Я приехал к тебе не в прятки играть. Ты сейчас иди домой, оденься, возьми деньги и выходи. Я подожду тебя у калитки, — Варламов взглянул на часы. — Придется поторопиться, иначе не успеем на поезд. Понятно?

Рита послушно кивнула головой.

— А теперь беги вперед, я подойду следом. Сестре ничего не говори: мол, нужна на работе, вызывают. Не надо пугать сестру и делать ее объектом сплетен. Ты поняла меня?


Скачать книгу "Ночной звонок" - Семён Самсонов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание