Бухтарминские кладоискатели

Александр Лухтанов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Казахстанский Алтай славится не только роскошной природой, но и богатством недр, за что и получил название Рудного. Однако в последнее время очень актуальным становится вопрос разведки новых месторождений. В приключенческой и одновременно краеведческой повести рассказывается, как четверо мальчишек из лесной деревушки увлеклись изучением родного Бухтарминского края. Они слушают рассказы о его истории, о путешественниках, посетивших его в XIX веке, совершают походы, отыскивают клады и даже делают открытие богатого рудного месторождения. И всё это сопровождается приключениями в горах и лесу, порой опасными и рискованными, но герои повести выходят победителями из самых сложных ситуаций.

Книга добавлена:
14-03-2023, 12:56
0
358
80
Бухтарминские кладоискатели
Содержание

Читать книгу "Бухтарминские кладоискатели"



Егорка

Подхоз, пасеки — всего-то мальчишек и девчонок в школе интерната наберётся полсотни. Все наперечёт, все знают друг друга, но на вкус, на цвет товарищей нет. Кучковались по интересам. К братьям Дементьевым льнули ребята из классов помладше: Егорка и Агафон.

Егорка — белобрысый мальчик лет четырнадцати. Вихрастые его волосы почти белые, с желтоватым оттенком. Из-за них в школе его прозвали альбиносом. Это как белая ворона среди тёмных и чернявых пацанов. Когда Егорка был маленьким, мама ласково называла: «Ты мой блондинчик». Но это давно было — теперь Егорка почти взрослый, и мамка уже не такая ласковая, всё ворчит, всё недовольна, а может и подзатыльник дать.

Сколько себя помнит Егор, вокруг всегда был лес. Лес, изба о четырёх окнах, рядом приземистые сараюшки для скота, которые на Алтае называются стайками. Там, в тёмном хлеву стоит корова Зорька с телёнком. Стоят, пережёвывают жвачку. По утрам мать гремит подойником, бродят по двору куры с крикливым петухом. Молчаливый отец все дни проводит на пасеке, поставленной невдалеке на лесной опушке. Восемь месяцев в году школа в интернате в Столбоухе с отлучкой домой лишь по выходным. Есть у Егорки любимое дело — охота. Да вот времени на неё маловато, да и припасы — дробь, порох — надо добывать. Они денег стоят, а денег в доме всегда не хватает. А ещё у Егорки есть друг — непородистая лайка Байкал. Весёлая, ласковая и, так же, как и Егорка, любительница погоняться за тетерями в берёзовом лесу. Родители ворчат: помогать им всегда надо по хозяйству. А ведь Егорка редко возвращается пустым — то косача принесёт, а бывает, и зайца. Всё родителям подмога, в семье ведь ещё есть младшие брат и сестрёнка. Осенью, в сентябре-октябре, бродит Егорка с Байкалом, гоняет тетеревов в зарослях калины, рябины, шиповника, а как снег в ноябре ляжет — может и из шалаша на берёзах косача сбить или подстеречь с подхода, когда они в мороз под снегом сидят. Конечно, бывает, и рябушки-рябчики попадаются, но так уж они малы, что и заряд на них жалко тратить. Любимые места у Егорки — опушки берёзовых колков по гривам и хребтам над Хамиром или Большой Речкой. Тут уж Егор знает каждый куст, каждую косачиную ухоронку в шипичнике или кисличнике, где они кормятся, пока снегом не засыплет, не заровняет все карагайники. Из всех охотничьих приключений больше всего Егорке запомнился случай, когда он, перебираясь через замёрзший ручей, провалился в яму с водой. Как тогда Байкал сочувствовал ему — скулил и прыгал вокруг, а помочь ничем не мог! В обмёрзшей одежде прибежал он домой и тут уж был руган по первое число, прежде чем разделся и забрался на печь отогреваться.

В школьном интернате ребята все друг друга знают, и хотя Егорка на год младше Стёпы, братья с ним подружились. Рома со Стёпой тоже на косачей хаживали, и тут Егор даже опытнее их. Стёпа весной как-то предложил:

— А что, Егор, ты всё по одним и тем же горам бегаешь, а что если мы летом подальше подадимся? Как ты на это смотришь?

— Это куда ещё и для чего?

— Ну хотя бы побывать в соседних ущельях. Говорят, долина Тургусуна красивая. На Тегерек можно сходить. А ещё мы старину ищем.

— Значит, историей интересуетесь?

— А я думаю, летом надо обязательно в Уймоне побывать, — словно отвечая на вопрос Егора, задумчиво сказал Роман. — Там же был второй центр каменщиков. И не так уж это далеко, надо только Холзун перевалить. Возможно, там лучше старина сохранилась.

— Ура! — обрадовался Егор. — В Уймоне когда-то моя бабушка жила.

— Может, и сейчас там есть кто из родственников? — поинтересовался Роман. — Кстати, у вас в семье не сохранилось что-нибудь из старинных вещей? Иконы, книги?

— Есть самовар медный, утюги чугунные. Какая-то книжка древняя, вся замасленная и потрёпанная, лежит у матери. Но она мне её не даёт.

— Церковная, значит. Возможно, ещё с восемнадцатого века, — высказал догадку Роман.

— Значит, мы тоже живём в стране каменщиков, хотя здесь уже никто не знает об этом и не помнят о своих предках.

— Знают про кержаков, — добавил Стёпа. — Вот, например, Егор наш из кержаков. Правда, Егорша?

— Сам ты кержак! — недовольно огрызнулся тот.

— А-а, извиняюсь, из старообрядцев, — поправился Стёпа. — Совсем забыл, что здесь это слово не любят, даже обижаются.

— А зря, — вступил Роман, — кержаки нормальные люди, и ничего нет обидного в этом слове.

— Такая репутация о кержаках только у нас, здесь, на Алтае, а в России никто бы не обиделся.

Егор, недовольный, произнёс целую речь:

— Кержаки, не кержаки, батька говаривал не раз: «Из местных мы, здесь испокон века обитали». Дед на шахте в Зыряновске робил. Бергал, значит, был. Это уж отец мой крестьянством занялся. Тогда многие из бергалов ушли кто в пчеловоды, кто пахарем — благо земли было навалом. После «горы», шахты значит, земледелие благополучней оказалось. В шахте чахотка губила, ревматизма и всякие другие хвори, а в поле, на пашне, хоть и забот ещё боле, а всё же здоровей на вольном воздухе.

— Я вот что думаю, — сказал Роман, — неплохо было бы поискать следы этих каменщиков здесь у нас на Хамире.

— А как? — не понял Стёпа. — Ни курганов, ни древних руин у нас нет.

— Курганы здесь ни при чём, это древность. Истории каменщиков двести и меньше лет. Следы поселений, землянок надо искать. Расспрашивать стариков. Может, кто что помнит или знает. Ходить, смотреть, искать. Живём и не знаем, что вокруг нас.

— Я люблю бродить, — обрадовался Егор, — особенно с ружьём, а можно и с удочкой.

— Это дело нехитрое — бродить просто так, — а вот заниматься исследованиями куда интереснее, хотя и сложнее.


Скачать книгу "Бухтарминские кладоискатели" - Александр Лухтанов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Путешествия и география » Бухтарминские кладоискатели
Внимание