Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

Сбоорник
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Откровенные рассказы странника» являются лучшим учебником молитвы. Впервые эта книга появилась в России в XIX веке в самый расцвет старчества, в основе которого лежал так называемый «путь духовного делания», т.е. созерцательное отношение к жизни и познание себя в окружении мира. Первое издание книги стало, как бы сейчас сказали, бестселлером, – и она остается им спустя столетие.

Книга добавлена:
9-05-2023, 07:45
0
344
50
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
Содержание

Читать книгу "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу"



1) Изречения Исихия пресвитера Иерусалимского

1. Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца, в котором оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им одним, всегда непрерывно и непрестанно дышит и Его призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов, и Ему, имеющему власть оставлять грехи, исповедует свои прегрешения (гл. 5).

2. Трезвение есть твердое водружение и стояние ума у двери сердца; так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели, слышит, что говорят и что делают эти губители, и какой образ начертывают и возграждают демоны, пытаясь увлечь через него в мечтании ум и обольстить его. Если будем люботрудно проходить такое действование, то оно вразумительно покажет нам искусство мысленной брани (гл. 6).

3. Образы трезвения: первый – смотреть неопустительно за мечтанием, или за прилогом; второй – иметь всегда сердце глубоко молчащим и от всякого помысла безмолвствующим и молиться; третий – непрестанно призывать на помощь Господа Иисуса Христа в смирении; четвертый – иметь в душе непрестанное памятование о смерти; пятый, действеннейший из всех, – лишь к небу взирать, ни во что вменяя землю (гл. 14–18).

4. Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре делания: смирение, крайнее внимание, противоречие помыслам и молитву. Смирение, – чтобы, так как брань у него идет с соперниками гордыми демонами, всегда иметь в руке сердца помощь Христову, ибо Господь ненавидит гордых. Внимание, – чтобы всегда держать сердце свое не имеющим никакого помысла, даже если бы он казался добрым. Противоречие, – дабы, как только острозоркостью ума уразумеет, кто пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: и я дам ответ поносящим меня, – не Богу ли будет повиноваться душа моя (Пс. 118, 42; 61, 1). Молитву, – дабы после противоречия тотчас из глубины сердца возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным. И тогда сам подвизающийся увидит, как покланяемым именем Иисуса враг с своим мечтанием развеется, как прах ветром, или исчезнет, как дым (гл. 20).

5. Кто не имеет молитвы чистой от помыслов, тот не имеет оружия на брань, молитвы, говорю, той, которая непрестанно действовалась бы во внутреннейших сокровенностях души и призыванием Господа Иисуса Христа бичевала и опаляла врага, скрытно ратующего (гл. 21).

6. Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смотреть внутрь, чтоб узнавать входящих. Как только узнаешь, тотчас противоречием сокрушай главу змия и вместе с тем воздыханием вопий ко Христу. И получишь тогда опыт невидимого Божественного заступления (гл. 22).

7. Если ты со смиренным мудрованием, памятью о смерти, самоукорением, противоречием помыслам и призыванием Иисуса Христа всегда пребываешь в сердце своем и с теми орудиями каждодневно проходишь мысленный путь, – тесный, но радостный и сладостный, то войдешь во святые созерцания святых и будешь просвещен ведением глубоких таин от Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3). Ибо во Христе Иисусе восчувствуешь ты, что в душу твою низшел Дух Святой, Которым человек просвещается откровенным лицом зреть славу Господню (гл. 29).

8. Диавол со своими полчищами ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5, 8). Да не пресекаются же у нас никогда сердечное внимание, трезвение, прекословие помыслам и молитва ко Христу Иисусу, Богу нашему. Ибо лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе во всю жизнь твою, потому что только Он один Господь, как Бог, знает демонские ковы, обходы и лукавства (гл. 39).

9. Как чувственная соль услаждает хлеб и всякую пищу, охраняет мясо от гниения и сберегает в целости надолго, так разумей и об умном хранении мысленной сладости и дивного в сердце делания. Ибо и оно божественно услаждает и внутреннего и внешнего человека, прогоняет зловоние худых помыслов и сохраняет нас постоянными в добре (гл. 87).

10. Насколько бдительно внемлешь уму, настолько с теплым желанием будешь молиться Иисусу, и опять, насколько небрежно надзираешь за умом, настолько отдалишься и от Иисуса. И, как первое сильно освещает воздух ума, так последнее, то есть уклонение от трезвения и сладостного призывания Иисуса, обыкновенно совсем омрачает его (гл. 90).

11. Непрестанное, с теплым неким желанием, полным сладости и радования, призывание Иисуса производит то, что воздух сердца от крайнего внимания исполняется отрадной тишины. Того же, чтоб сердце совершенно очистилось, виновником бывает Иисус Христос, Сын Божий и Бог, всего доброго Виновник и Творец. Ибо Он сам говорит: Я Господь, делающий мир (Ис. 45, 7) (гл. 91).

12. Рождается божественное некое состояние от непрестанного памятования и призывания Господа нашего Иисуса Христа, если будешь радеть о всегдашнем к Нему во уме молении и непрерывном трезвении, как о едином настоятельно необходимом деле. И воистину, одно и одинаковым образом совершаемое всегда должны мы иметь дело – призывание Иисуса Христа, Господа нашего; с горячим сердцем взывая к Нему, чтобы дал Он нам причаститься и вкусить имени Его. Ибо учащение есть мать навыка, как в отношении к добродетели, так и в отношении к пороку, а навык потом уже властвует, как и природа. Придя в такое состояние, ум сам уже ищет своих супостатов, как звероловный пес зайца в кустах, но тот ищет для того, чтобы пожрать, а этот – чтоб поразить и разогнать (гл. 97).

13. Опытнейший в делах великий Давид говорит к Господу: крепость мою чрез Тебя я сохраню (Пс. 58, 10). Так и сохранение в нас державы сердечного и мысленного безмолвия, от которого рождаются все добродетели, зависит от содействия Господа, давшего нам заповеди и отгоняющего от нас, когда непрестанно призываем Его, непотребное забвение, которое более всего губит сердечное безмолвие, как вода огонь. Поэтому не предавайся сну от нерадения на пагубу себе, но именем Иисуса бичуй супостатов. Сие сладчайшее имя да прилепится дыханию твоему, и тогда узнаешь ты пользу безмолвия (гл. 100).

14. Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания да огонь сей Божественный, то есть Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа потребит грехи наши и наши малые и большие скверны. Ибо, входя в нас, Он тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпускает нам прежде бывшие грехи, и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после этого, стоя у дверей сердца, будешь тщательно сохранять ум свой, то когда опять будешь сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим подобно звезде (гл. 101).

15. Должно всеусердно заботиться о сохранении того, что драгоценно, драгоценно же поистине для нас лишь то, что сохраняет нас от всякого зла, как чувственного, так и мысленного. Таково есть хранение ума с призыванием Иисуса Христа, – то, чтоб всегда смотреть в глубину сердца и непрестанно безмолвствовать мыслью, даже скажу так – и от помыслов, кажущихся десными, стараться быть пусту, и от всяких вообще помыслов, дабы не утаились под ними тати (гл. 103).

16. Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисуса Христа, как молния вращается в воздушном пространстве перед тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брани. Брань эту внутреннюю надлежит вести так же, как ведут войну обыкновенную. Первое дело – внимание, потом, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца, затем третье дело – помолиться против него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, дабы рассеялся этот демонский призрак тотчас, чтоб иначе ум не пошел вслед этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником (гл. 105).

17. Вот дивный плод для ума от безмолвия, что в нем грехи, стучащиеся сначала в ум только помыслами, чтобы, если будут приняты сердцем, сделаться потом грубыми грехами чувственными, все отсекаются мысленной во внутреннем нашем человеке добродетелью трезвения, которая не позволяет им входить внутрь и исходить в худые дела, мановением и заступлением Господа нашего Иисуса Христа (гл. 111).

18. Как долины обильно плодят пшеницу, так молитва Иисусова обильно наплодит в сердце твоем всякое добро, или лучше сие подаст тебе сам Господь наш Иисус Христос, без Которого мы не можем ничего делать (ср. Ин. 15, 5). И сначала ты найдешь ее лествицей, потом книгой, в которой будешь читать, наконец, более и более преуспевая, найдешь ее Иерусалимом небесным, градом Царя сил со единосущным Его Отцом и покланяемым Духом Святым (гл. 117).

19. Душа, воспарив по смерти на воздух ко вратам небесным, и там не постыдится врагов своих, имея за себя с собою Христа, но и тогда, как ныне, дерзновенно возглаголет к ним во вратех. Только до самого исхода своего пусть не скучает она день и ночь взывать к Господу Иисусу Христу, Сыну Божию, и Он сотворит отмщение ее вскоре по неложному Божественному обетованию, которое изрек он в притче о неправедном судье: ей, глаголю вам, сотворит отмщение вскоре (Лк. 18, 8), и в настоящей жизни, и по исходе ее из тела (гл. 149).

20. Если, начав жительствовать во внимании ума, с трезвением сочетаем смирение, с прекословием совокупим молитву, то будем добре шествовать мысленным путем с покланяемым и святым именем Иисуса Христа, как со светильником света. Если же на одно свое трезвение или внимание понадеемся, то, скоро подвергшись нападению врагов, падем, будучи низринуты. И начнут тогда во всем одолевать нас эти коварнейшие злокозненники, а мы начнем все больше и больше опутываться злыми желаниями, как сетями, или совершенному закланию удобно подвергнемся от них, не имея в себе победоносного меча, имени Иисуса Христа. Ибо только тот посвященный меч, будучи непрестанно вращаем в упраздненном от всякого образа сердце, умеет обращать их вспять и посекать, опалять и поедать, как огонь солому (гл. 152).

21. Душеполезное и многоплодное дело непрестанного трезвения состоит в том, чтобы тотчас усматривать образующиеся в уме мечтательные помыслы. Дело прекословия – обличать и выставлять на позор помысл, покушающийся войти в воздух ума нашего посредством представления какого-либо чувственного предмета. То же, что тотчас погашает и рассеивает всякое умышление сопротивоборцев, всякое слово, всякую мечту, всякого идола и всякий столп злобы, есть призывание Господа. И мы сами видим в уме, как мощно поражает их Иисус, великий Бог наш, и как защищает нас смиренных, бедных и ни к чему не годных (гл. 153).

22. Не проплывает много миль корабль без воды, не преуспеет нисколько и хранение ума без трезвения со смирением и всегдашней молитвой Иисус Христовою (гл. 168).

23. От непрестанной мысленной молитвы в нас воздух бывает чистым от мрачных облаков и ветров духов злобы. Когда же воздух сердца чист, то ничто не препятствует уже сиять в нем божественному свету Иисусову, если только мы не подымемся тщеславием и сомнением, не понесемся к недосязаемому и не будем за то лишены помощи Иисусовой, потому что Христос ненавидит все такое, будучи образцом смирения (гл. 175).


Скачать книгу "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" - Сбоорник бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религия » Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
Внимание