Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

Сбоорник
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Откровенные рассказы странника» являются лучшим учебником молитвы. Впервые эта книга появилась в России в XIX веке в самый расцвет старчества, в основе которого лежал так называемый «путь духовного делания», т.е. созерцательное отношение к жизни и познание себя в окружении мира. Первое издание книги стало, как бы сейчас сказали, бестселлером, – и она остается им спустя столетие.

Книга добавлена:
9-05-2023, 07:45
0
344
50
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
Содержание

Читать книгу "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу"



Многополезное слово об авве Филимоне

1. Говорили об авве Филимоне отшельнике, что он заключил себя в некоей пещере, недалеко отстоявшей от Лавры, называемой Ромиевой, и предался подвижническим борьбам, мысленно повторяя себе то же, что, как передают, говорил себе Великий Арсений: «Филимон, зачем исшел ты сюда?» Довольное время пребыл он в этой пещере. Делом его было – вить верви и сплетать кошницы, которые отдавал он эконому, а от него получал небольшие хлебцы, которыми и питался. Он ничего не ел, кроме хлеба с солью, и то не каждый день. О теле, как видно, совсем не имел он попечения, но, упражняясь в созерцании, пребывал в божественном просвещении и, сподобляясь оттоле неизреченного тайновидства, пребывал в духовном образовании. Идя в церковь по субботам и воскресеньям, он шел всегда один в самоуглублении, не позволяя никому приближаться к себе, чтобы ум не отторгался от делания своего. В церкви же, став в углу и лицом поникши долу, испускал источники слез, непрестанное имея сетование и в уме вращая память сердца и образ святых отцов, особенно Арсения Великого, по следам которого и шествовать всячески старался.

2. Когда в Александрии и окрестностях ее появилась ересь, он удалился оттуда и отошел в Лавру Никанорову. Приняв его, боголюбивейший Павлин отдал ему свое уединенное место и устроил для него совершенное безмолвие. Целый год никому не попустил он повидаться с ним, и сам нисколько не докучал ему, разве только в то время, когда подавал потребный хлеб. Настало Святое Христово Воскресение, когда при свидании зашла у них между собой беседа и речь коснулась пустыннического жития; тогда уразумел Филимон, что и благоговейнейший тот брат Павлин тоже питает прекрасное намерение (пустынножительствовать), богато всевает в него подвижнические словеса, – писаные и неписаные, – всем показывая, что без совершенного уединения невозможно угодить Богу, как негде любомудрствует и Моисей, богопросвещенный отец, что «безмолвие рождает подвиг, а подвиг рождает плач, плач – страх, страх – смирение, смирение – прозрение, прозрение – любовь, любовь же делает душу здравой и бесстрастной, и тогда человек познает, что он недалек от Бога».

3. Он (Филимон) говорил ему: «Надлежит тебе посредством безмолвия совершенно очистить ум и дать ему непрестанное делание духовное. Как глаз, обращаясь на чувственное, дивится видимому, так чистый ум, обращаясь к мысленному, восхищается духовно созерцаемым, так что и не отторгнешь его от того. И насколько посредством безмолвия обнажается он от страстей и очищается, настолько сподобляется и ведения (оных духовных вещей). Совершенным же ум бывает тогда, когда вкусит существенного ведения и соединится с Богом. Тогда он, имея царское достоинство, не чувствует уже бедности и не увлекается дольними пожеланиями, хотя бы ты предлагал ему все царства. Итак, если хочешь достигнуть таких доброт, бегом беги от мира и со усердием теки путем святых, брось заботу о внешнем своем виде, одежду имей бедную и убранство смиренное. Нрав держи простой, речь нехитростную, ступание нетщеславное, голос непритворный. Полюби жить в скудости и быть всеми небрегомым. Более же всего попекись о хранении ума и трезвении, будь терпелив при всяких теснотах и всячески сохраняй приобретенные уже блага духовные неповрежденными и неподвижными. Внимай себе тщательно и не принимай ни одной из тайно прокрадывающихся страстей. Ибо хотя безмолвие укрощает душевные страсти, но если давать им возгораться и изостряться, то они обыкновенно еще более рассвирепевают и допускающих сие еще с большей силой влекут ко греху. Так и телесные раны, будучи растираемы и раздираемы, бывают неисцелимы. Может и одно слово отдалить ум от памяти Божией, когда бесы нудят на то и чувства соглашаются с ними. Велик подвиг и страх – хранить душу. Итак, надлежит тебе совсем удалиться от мира и, отторгнув душу от всякого сострастия телу, стать безградным, бездомным, бессобственником, бессребреником, бесстяжательником, бесхлопотником, бессообщником, невеждой в делах человеческих, смиренным, сострадательным, благим, кротким, тихонравным, готовым принимать от божественного ведения вразумительные напечатления в сердце. Ибо и на воске невозможно писать, не изгладив наперед начертанных на нем букв, как научает нас тому Великий Василий. Таков был лик святых, которые, совсем удалившись от всех обычаев мирских и храня в себе невозмущаемым небесное мудрование, просветились божественными законами и возблистали благочестивыми делами и словами, умертвив земные члены (Кол. 3, 5) воздержанием, Божиим страхом и любовью. Ибо непрестанной молитвой и поучением в Божественных Писаниях отверзаются умные очи сердечные и зрят Царя сил, и бывает радость великая, и сильно воспламеняется в душе неудержимое божественное желание, причем совосхищается туда же и плоть действием Духа, и человек весь соделывается духовным. Вот чего сподобляются делатели блаженного безмолвия и теснейшего подвижнического жития, которые, удалив себя от всякого утешения человеческого, одни с единым на небесах сущим Владыкой непрестанно беседуют».

4. Выслушав это и божественной в душе уязвившись любовью, тот боголюбивый брат оставляет свое место и вместе с оным (Филимоном) достигает скита, где величайшие из отцов совершили путь благочестия. Жить они поселились в Лавре святого Иоанна Колова, предав попечение о себе эконому Лавры, так как желали пребывать в безмолвии. И пребывали они тут благодатью Божией в совершенном безмолвии, по субботам и воскресеньям исхождения творя на общие собрания церковные, а прочие дни пребывая у себя, причем каждый совершал молитву и служения особо.

5. У старца святого (Филимона) было такое правило служения: ночью пропевал он всю Псалтирь и песни (9, помещаемых в Псалтири), неспешно, без суетливости, прочитывал одно зачало Евангелия, потом садился и сидел, говоря в себе «Господи, помилуй!» со всем вниманием и довольно долго, пока не мог уже возглашать этого воззвания, и наконец давал себе соснуть. Потом опять на рассвете пропевал первый час, и сев на свое седалище лицом к востоку, попеременно то пел (псалмы), то читал, по произволению, из Апостола и Евангелия. Так проводил он весь день, непрестанно поя, молясь и услаждаясь созерцанием небесного. Ум его часто так уводим был в созерцание, что он не знал, на земле ли он находится.

6. Брат, видя, что он так всеусердно прилежит молитвенным служениям и иногда совсем изменяется от божественных помышлений, сказал ему: «Трудно тебе, отче, в такой старости так умерщвлять и порабощать тело свое?» Он ответил ему: «Поверь мне, Бог такое усердие и такую любовь к молитвенному служению вложил в душу мою, что я не в силах вполне удовлетворять ее к тому стремления, немощь же телесную побеждает любовь к Богу и надежда будущих благ». Так все желание его было умно воскрыляемо в небеса, и это даже во время трапезования, а не только в другие времена.

7. Однажды спросил его живший с ним некий брат, какие бывают тайны созерцания? И он, видя его неотступность и то, что он искренно ищет назидания, сказал ему: «Говорю тебе, чадо, что тому, чей ум совершенно очистился, Бог открывает видения самых служебных сил и чинов (ангельских)».

8. Спросил он его и о следующем: «Чего ради, отче, паче всякого Божественного Писания услаждаешься ты Псалтирью и чего ради, поя тихо, ты представляешься будто разговаривающим с кем-то? На это он сказал ему: «Бог так напечатлел в душе моей силу псалмов, как в самом пророке Давиде, и я не могу оторваться от услаждения сокрытыми в них всяческими созерцаниями, ибо они объемлют все Божественное Писание». Это исповедал он вопрошавшему с великим смирением, пользы ради, и после долгого неотступного упрашивания.

9. Брат некий по имени Иоанн, от примория устремившись, пришел к святому тому и великому отцу Филимону и, обняв ноги его, сказал ему: «Что сотворю, отче, чтобы спастись? Ибо ум мой носится и парит туда и сюда, где не следует». И он, помолчав немного, сказал: «Эта болезнь (душевная) есть принадлежность тех, которые внешни, и в них она пребывает. И в тебе она есть, потому что ты не возымел еще совершенно любви к Богу, еще не пришла в тебя теплота любви и познания Его». Говорит ему брат: «Что же мне делать, отче?» Тот сказал ему: «Поди, возымей сокровенное поучение в сердце своем, и оно очистит ум от этого». Брат, будучи не посвящен в то, что этим сказывалось, говорит старцу: «Что же это за сокровенное поучение, отче?» И он сказал ему: «Поди, трезвись в сердце своем, и в мысли своей трезвенно со страхом и трепетом говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!». Так преподает новоначальным и блаженный Диадох».

10. Брат пошел и, содействием Божиим по молитвам отца успокоившись, немного усладился таким поучением. Но потом это услаждение отошло от него и он не мог уже трезвенно совершать такое делание и молиться. Потому он опять пошел к старцу и сказал ему о случившемся. Старец говорит ему: «Теперь узнал уже ты путь безмолвия и умного делания и вкусил происходящей от того сладости. Имей же это всегда в сердце своем, – ешь ли, пьешь ли, беседуешь ли с кем, в пути ли находишься, или в келье сидишь, не переставай трезвенной мыслью и неблуждающим умом молиться такой молитвой, петь и поучаться в молитвах и псалмах. Даже при исправлении самых необходимых потребностей своих не давай уму своему быть праздным, но заставляй его сокровенно поучаться и молиться. Так можешь ты уразуметь глубины Божественного Писания и сокрытую в нем силу и дать уму непрестанное делание, да исполнишь апостольское слово заповедующее: непрестанно молитесь. Внимай же себе тщательно и блюди сердце свое от приятия худых помыслов или каких-нибудь суетных и неполезных, но всегда, и когда спишь, и когда встаешь, и когда ешь, и когда пьешь, и когда ведешь беседу, пусть сердце твое втайне мысленно то поучается в псалмах, то молится: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!». Также, когда поешь псалмы языком, внимай, чтобы не говорить одного устами, а в другом парить мыслью».

11. Брат спросил его еще: «Много суетных мечтаний вижу я во время сна». Старец сказал ему: «Не ленись и не малодушествуй, но прежде чем заснешь, многие сотвори молитвы в сердце своем и противостой помыслам и покушениям диавола водить тебя по воле своей, да воспримет тебя Бог. Сколько сил есть, заботься о том, чтобы засыпать с псалмами в устах и умным поучением, и никак не позволяй по нерадению уму своему принимать чуждые помыслы, но с какими помышлениями молился ты, в тех поучаясь, склонись и на одр, чтобы, и когда будешь спать, они пребывали в тебе, и когда пробудишься, собеседовали с тобой. Проговаривай также и святой Символ Православной Веры прежде, чем заснешь, ибо православствовать о Боге есть источник и охрана всех благ».

12. Еще спросил его брат: «Сотвори любовь, отче, скажи мне, какое делание имеет твой ум? Научи меня, чтобы и мне спастись». Он сказал ему: «Зачем это любопытствуешь ты знать?» Тот встал, обнял ноги святого и, лобызая их, умолял его сказать ему это. Старец довольно времени спустя, сказал: «Не можешь еще ты понести этого. Давать каждому чувству пригодное дело свойственно мужу, обыкшему вращаться в благах правды, и невозможно дара этого сподобиться тому, кто не стал совершенно чист от суетных помышлений мира. Потому, если ты истинно желаешь этого, держи сокровенное поучение в чистом сердце. Ибо если пребудет в тебе непрестанно молитва и поучение в Писаниях, то отверзутся очи души твоей и будет в ней радость великая и чувство некое неизреченное и горячее, при согревании от Духа и плоти, так что весь человек станет духовным. Итак, ночью ли, или днем сподобит тебя Бог нерассеянно помолиться чистым умом, оставь свое молитвенное правило и, сколько есть сил, простирайся прилепляться к Богу. И Он просветит сердце твое в духовном делании, за которое ты принялся».


Скачать книгу "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" - Сбоорник бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религия » Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
Внимание