Когда тело говорит НЕТ: цена скрытого стресса

Матэ Габор
100
10
(2 голоса)
2 0

Аннотация: В этой книге, наполненной трогательными историями реальных людей, автор показывает, что эмоции и психологический стресс играют важную роль в развитии хронических недугов. Приученные рассматривать разум и тело по отдельности, врачи часто оказываются беспомощными в лечении таких заболеваний, как рак груди, ревматоидный артрит, рассеянный склероз, фибромиалгия и болезнь Альцгеймера. Габор Матэ обнаружил, что люди, страдающие этими заболеваниями, испытывали постоянный стресс, часто незаметный для них самих. Он утверждает, что зная о том, как связаны стресс и болезнь, можно предотвратить их возникновение и облегчить выздоровление. Данная книга не является медицинским пособием. Все рекомендации следует согласовывать с лечащим врачом.

Книга добавлена:
28-02-2023, 12:59
0
682
73
Когда тело говорит НЕТ: цена скрытого стресса

Читать книгу "Когда тело говорит НЕТ: цена скрытого стресса"



7. Стресс, гормоны, подавление эмоций, рак

«В подавляющем большинстве случаев рак легких вызывают канцерогены и вещества, которые стимулируют образование опухоли и попадают в организм во время курения», — написано в двенадцатом издании справочника Харрисона по внутренним болезням. Несмотря на то что в данном утверждении есть доля правды, оно научно некорректно.

Опасность рака легких в результате курения не больше, чем риск утонуть, плавая на глубине. Погружение на большую глубину может быть смертельно опасно для тех, кто не умеет плавать и не имеет при себе никаких специальных приспособлений. Хорошие пловцы или люди, у которых есть спасательный жилет, подвергаются меньшему риску. Если человек утонул, это произошло в результате целого ряда факторов. То же самое касается и рака легких.

Курение в значительной степени увеличивает риск развития рака не только легких, но и мочевого пузыря, горла и других органов. Но даже логика говорит нам о том, что одно только курение не может вызвать образование ни одной из этих злокачественных опухолей. Если А вызывает Б, то Б следует за А. Если за А не всегда следует Б, то только А не может вызывать Б, даже если в большинстве случаев это является главным и, возможно, необходимым фактором. Если бы курение вызывало рак легких, то им болел бы каждый курильщик.

Несколько десятилетий назад Дэвид Киссен, британский торакальный хирург[19], сообщил, что пациенты с раком легких зачастую склонны «закупоривать» собственные эмоции1. В ряде исследований Киссенс подтвердил свои клинические выводы о том, что люди с раком легких «имеют скудный и ограниченный набор способов выражения своих эмоций по сравнению с пациентами, у которых выявили доброкачественную опухоль легких, и здоровыми людьми»2. Киссен обнаружил, что у мужчин, которые не умели должным образом выражать свои чувства, риск заболеть раком легких был в пять раз выше. Особенно интересно то, что у тех пациентов с раком легких, которые курили, не вдыхая дым, наблюдалось еще большее подавление эмоций, чем у тех, кто затягивался. Наблюдения Киссена показали, что подавление эмоций вместе с курением вызывает рак легких. Чем сильнее подавление чувств, тем меньше нужно сигаретного дыма для образования рака.

Выводы Киссена были успешно подтверждены перспективным исследованием, которое на протяжении десяти лет проводили немецкие, нидерландские и сербские ученые в Црвенке, на территории бывшей Югославии. Цель исследования заключалась в том, чтобы изучить взаимосвязь психосоциальных факторов риска и смертности. Црвенка, промышленный город с населением примерно 14 000 человек, был выбран отчасти из-за того, что там наблюдался высокий уровень смертности, и отчасти потому, что устойчивая численность его населения упрощала последующее наблюдение.

Исследователи отобрали почти 10 процентов жителей города, около тысячи мужчин и четыреста женщин. В 1965–1966 годах каждый из них заполнял опросник из 109 пунктов, по которому определялись такие факторы риска, как неблагоприятные жизненные события, непреходящее чувство безнадежности и гиперрационализированная, безэмоциональная манера преодоления трудностей. Также учитывались физические параметры, такие как уровень холестерина, вес, артериальное давление и курение в прошлом. Люди с уже обнаруженным заболеванием не участвовали в проекте.

К 1976 году, десять лет спустя, свыше шестисот участников исследования умерли от рака, болезней сердца, инсульта или по другим причинам. Самым важным фактором риска смерти, особенно смерти от онкологии, исследователи назвали рациональность и безэмоциональность, или Р/Б. Для определения Р/Б использовалось 11 вопросов, которые предназначались для выявления единственной личностной черты: подавления гнева. «Действительно, уровень заболеваемости раком был примерно в 40 раз выше у тех, кто ответил положительно на 10 или 11 вопросов, касающихся Р/Б, чему остальных субъектов, которые дали положительный ответ в среднем на три вопроса… Мы обнаружили, что только среди курильщиков, которые набрали 10–11 баллов в опросе Р/Б, были выявлены случаи заболевания раком легких. Это позволяет предположить, что любое влияние курения на легкие, по сути, сводится к „уязвимому меньшинству людей“»3.

Эти выводы не оправдывают производителей табачных изделий, которые способствуют развития рака легких. Наоборот, все 38 человек из Црвенки, которые умерли от рака легких, были курильщиками. Результаты исследования показали, что для развития рака легких одного табака недостаточно: подавление эмоций, должно быть, каким-то образом усиливает негативное воздействие дыма на организм человека. Но каким именно?

Психологические факторы оказывают одно из решающих биологических воздействий на образование злокачественных опухолей, формируя взаимосвязи, которые объединяют компоненты стрессовой оси организма: нервную и иммунную системы, железы внутренней секреции, а также отделы мозга, где происходит формирование и распознавание эмоций.

Физиологическая и психологическая деятельность организма взаимосвязаны; каждая отражает работу суперсистемы, компоненты которой отныне нельзя рассматривать как разрозненные или независимые механизмы. Научные исследования, проведенные за последние 25 лет, разрушили традиционное представление западной медицины о разделении сознания и тела. От него надо отказаться в пользу более правдоподобного подхода, который подразумевает их единство. Кэндис Перт, ведущий американский исследователь, писала, что «концептуальное разделение между иммунологией, эндокринологией и психологией/нейробиологией — это исторический артефакт»4. Психонейроиммунология, а если точнее, психонейроиммуноэндокринология — область медицины, изучающая взаимосвязь работы внутренних органов и желез, которые регулируют наше поведение и физиологический баланс.

Есть несколько способов, благодаря которым мозг, нервная система, органы и клетки иммунной системы, а также эндокринные железы взаимодействуют друг с другом. В результате проведения дополнительных исследований, вероятно, будет найдено еще больше взаимосвязей. Общая задача психонейроиммуноэндокринологической системы (psychoneuroimmunoendocrine, PNI)[20] — обеспечить развитие, выживание и размножение каждого организма. Взаимосвязи между компонентами PNI-систем позволяют распознавать потенциальные внешние и внутренние угрозы для организма и реагировать на них, согласованно корректируя поведение и внося биохимические изменения, чтобы при минимальных затратах обеспечить максимальную безопасность.

Различные составляющие PNI-суперсистемы связаны друг с другом с помощью нервной системы; некоторые из этих связей были обнаружены совсем недавно. Например, прежде считалось, что на иммунную систему воздействуют только гормоны, тогда как ее работа в большой степени обеспечивается нервной системой. Так называемые первичные органы иммунной системы — костный мозг и вилочковая железа (тимус) — располагаются в верхней части грудной клетки, непосредственно за грудиной. Иммунные клетки, которые рождаются в костном мозге или в тимусе, перемещаются во вторичные лимфоидные органы — селезенку и лимфатические узлы. Волокна, передающие импульсы от центральной нервной системы, попадают в первичные и вторичные лимфоидные органы, тем самым обеспечивая мгновенную связь мозга с иммунной системой. Гормонопродуцирующие эндокринные железы также напрямую связаны с центральной нервной системой. Таким образом, мозг может напрямую «общаться» со щитовидной железой и надпочечниками либо с яичками, яичниками и другими органами.

Гормоны, выделяющиеся из желез внутренней секреции, и вещества, вырабатываемые иммунными клетками, в свою очередь, непосредственно влияют на деятельность мозга. Данные химические вещества улавливаются рецепторами на поверхности клеток головного мозга и в итоге оказывают влияние на работу организма. Все мы когда-то испытывали то, что на языке медицины называется «болезненными проявлениями». Это результат воздействия на мозг веществ иммунной системы. Группа химических веществ под названием «цитокины», которые вырабатывают клетки иммунной системы, вызывают те самые ощущения, в результате которых мы отпрашиваемся с работы и берем больничный: температуру, потерю аппетита, усталость и повышенную сонливость. Какими бы мучительными ни были столь быстрые изменения в организме, они предназначены для сохранения энергии и помогают нам побороть болезнь. Однако ненормальная секреция тех же самых химических веществ будет препятствовать нормальному функционированию организма, например вызывая чрезмерную или хроническую усталость.

Удивительный факт: лимфоциты и другие белые кровяные тельца способны производить почти все гормоны и вещества-посредники, вырабатываемые в мозге и нервной системе. Лимфоциты могут выделять даже эндорфины, естественные морфиноподобные химические соединения, которые уменьшают боль и влияют на эмоциональное состояние. Данные клетки иммунной системы также имеют на своей поверхности рецепторы для восприятия гормонов и других молекул, поступающих из мозга.

Другими словами, в дополнение к единой сети нервных волокон, которые связывают воедино различные компоненты PNI-суперсистемы, между ними также происходит постоянное биохимическое перекрестное взаимодействие. Множество химических веществ, которые они способны отправлять или принимать от других клеток, позволяют им «понимать» единый язык молекул и «говорить» на нем. Каждый из компонентов по-своему реагирует на одни и те же сигналы. PNI-система похожа на гигантский распределительный щит: она постоянно собирает согласованные сигналы, которые поступают отовсюду и распределяются по всем направлениям. Таким образом, любой кратковременный или хронический раздражитель, воздействуя на один компонент PNI-системы, способен влиять и на другие ее составляющие.

За счет чего PNI-система приобретает такие универсальные интерактивные свойства? Если посмотреть в микроскоп, то на поверхности каждой клетки можно разглядеть многочисленные рецепторы, с которыми связываются молекулярные посредники. Как сообщает Кэндис Перт, на поверхности обычной нервной клетки, или нейрона, могут располагаться миллионы рецепторов: «Если бы вам пришлось присвоить отдельные цвета каждому из рецепторов, которые ученым удалось определить, то обыкновенная поверхность клетки выглядела бы как многоцветная мозаика, состоящая как минимум из семидесяти различных оттенков — 50 000 рецепторов одного типа, 10 000 — другого, 100 000 — третьего и т. д.»5.

Молекулярные посредники и большинство гормонов состоят из аминокислот, главного строительного материала в организме. Длинные цепочки аминокислот называются пептидами. Все эти химические вещества не располагаются в каком-то конкретном органе или участке тела. Один выдающийся нейробиолог предложил использовать для описания этой группы веществ термин «информационные вещества», так как каждое из них переносит информацию из одной клетки или одного органа в другие. Существует множество возможных комбинаций взаимодействия между информационными веществами, которые передаются от одного участка PNI-системы и одного типа клеток к другому участку.


Скачать книгу "Когда тело говорит НЕТ: цена скрытого стресса" - Матэ Габор бесплатно


100
10
Оцени книгу:
2 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Здоровье » Когда тело говорит НЕТ: цена скрытого стресса
Внимание