Когда тело говорит НЕТ: цена скрытого стресса

Матэ Габор
100
10
(2 голоса)
2 0

Аннотация: В этой книге, наполненной трогательными историями реальных людей, автор показывает, что эмоции и психологический стресс играют важную роль в развитии хронических недугов. Приученные рассматривать разум и тело по отдельности, врачи часто оказываются беспомощными в лечении таких заболеваний, как рак груди, ревматоидный артрит, рассеянный склероз, фибромиалгия и болезнь Альцгеймера. Габор Матэ обнаружил, что люди, страдающие этими заболеваниями, испытывали постоянный стресс, часто незаметный для них самих. Он утверждает, что зная о том, как связаны стресс и болезнь, можно предотвратить их возникновение и облегчить выздоровление. Данная книга не является медицинским пособием. Все рекомендации следует согласовывать с лечащим врачом.

Книга добавлена:
28-02-2023, 12:59
0
644
73
Когда тело говорит НЕТ: цена скрытого стресса

Читать книгу "Когда тело говорит НЕТ: цена скрытого стресса"



14. Хрупкий баланс: биология отношений

В детской больнице Британской Колумбии моей пациентке, семилетней девочке, была назначена операция на сердце. В связи с врожденным пороком сердца она перенесла уже две операции. Ее родители хорошо знали, как проходит эта процедура, и хотели, чтобы врачи нарушили одно из правил операционного блока. Прежде их дочь сильно нервничала и сопротивлялась, когда в окружении незнакомцев в масках ее пристегивали к носилкам и нас ильно удерживали руку, чтобы поставить внутривенный катетер. На этот раз родители изъявили желание быть рядом с ней до тех пор, пока не подействует анестезия и она окончательно не заснет. Медицинский персонал считал, что в присутствии родителей ребенок будет цепляться за них и еще сильнее сопротивляться, но пошел на уступку. Наркоз был введен без каких-либо сложностей.

Традиционная врачебная практика исключает участие родителей и не учитывает важности привязанности в отношениях между ними и малышом, хотя эти отношения являются регулятором эмоций, поведения и физиологии ребенка. Его физиологическое состояние значительно меняется в зависимости от того, находится рядом с ним родитель или нет. Значительно различаются нейрохимические показатели, электрическая активность в эмоциональных центрах мозга, частота сердечных сокращений, кровяное давление и уровень связанных со стрессом гормонов в сыворотке крови.

Жизнь возможна лишь в рамках определенных четко обозначенных ограничений, внутренних или внешних. Например, имея высокий уровень сахара в крови, мы выживем с большей вероятностью, нежели получив высокий уровень радиации после ядерного взрыва. Саморегуляцию организма, как психологическую, так и физиологическую, можно сравнить с термостатом, который обеспечивает постоянную температуру в доме, несмотря на экстремальные погодные условия на улице. Когда в помещении слишком холодно, включается система отопления. Если становится душно, начинает работать кондиционер. В животном мире примером саморегуляции организма является способность теплокровных животных выживать в самых разных условиях. Они способны переносить экстремальные температуры, от жары до сильного холода, без переохлаждения или перегрева организма, в отличие от холоднокровных животных. Последние ограничены более узким ареалом обитания, так как не обладают способностью к саморегуляции внутренней среды организма.

Детеныши и новорожденные животные фактически не способны к биологической саморегуляции; их внутреннее физиологическое состояние — частота сердечных сокращений, уровень гормонов, работа нервной системы — полностью зависит от отношений со взрослыми, которые ухаживают за ними. Такие чувства, как любовь, страх или гнев, созданы для того, чтобы обеспечить удовлетворение потребности в самозащите и при этом поддерживать крайне важные отношения с родителями и со всеми, кто заботится о детенышах. Психологический стресс — это то, что угрожает формированию правильного представления у ребенка о безопасных отношениях со взрослыми, так как любая напряженность в отношениях вызывает нестабильность во внутренней среде организма.

Эмоциональные и социальные отношения остаются важными биологическими факторами и во взрослой жизни. В 1984 году доктор Майрон Хофер, который тогда работал на факультете психиатрии и неврологии в медицинском колледже имени Альберта Эйнштейна (Нью-Йорк), заметил: «Даже во взрослом возрасте саморегуляция организма не может проходить автономно. Социальные взаимодействия могут играть важную роль в ежедневной регуляции внутренних биологических систем на протяжении всей жизни»1. Окружение и отношения, которые нас связывают с другими людьми, оказывают серьезное влияние на нашу физиологическую реакцию в ответ на возникающие проблемы. Один из выдающихся ученых очень точно сказал: «В полной мере адаптация происходит не только внутри индивида»2.

Люди как вид эволюционировали не поодиночке, а как социальные животные, выживание которых зависело от сильной эмоциональной связи с семьей и племенем. Социальные и эмоциональные взаимосвязи являются неотъемлемой частью неврологической и химической составляющей нашего организма. Мы все знаем по собственному опыту, какие резкие физиологические изменения происходят в нашем теле, когда мы взаимодействуем с другими людьми. Фраза «Ты снова сжег тост» вызывает ощутимо разные реакции организма в зависимости от того, сказали это с улыбкой или прокричали в гневе. Если тщательно изучить нашу эволюционную историю и имеющиеся научные данные, то кажется абсурдным даже предполагать, что здоровье и болезнь можно понять в отрыве от наших психоэмоциональных связей. «Основная предпосылка заключается в том, что не только физическое, но и социальное окружение влияет, как и в случае других социальных животных, на физиологический гомеостаз человека и состояние его здоровья»3.

С точки зрения биопсихосоциального подхода биология отдельного человека, его психологическое состояние, а также межличностные и социальные отношения взаимодействуют и влияют друг на друга.

Джойс — 44-летний профессор прикладной лингвистики. Добровольно принятый стресс, как она заметила, стал главным фактором развития у нее симптомов астмы.

«Мне кажется, что каждый раз, когда я берусь за слишком большое количество дел, которые мне не под силу выполнить, у меня начинается приступ астмы. Хотя я думаю, что могу справиться с этим, мое тело так или иначе говорит об обратном.

Я работала в университете на протяжении десяти лет. Несколько лет я была единственной женщиной-преподавателем. Теперь благодаря моим усилиям дело обстоит иначе. Сейчас у нас преподают четыре женщины, и это прекрасно, но мне, как и раньше, приходится брать на себя множество обязанностей. Я должна была проявить себя. На факультете, где я работаю, никогда раньше не преподавали женщины. Мужчины там не привыкли серьезно воспринимать женское мнение.

Я постоянно брала на себя множество обязательств. Это было очень трудно. Моя проблема в том, что я не умею отказывать. Если бы я говорила „нет“, то чувствовала бы невероятную внутреннюю пустоту, которой боялась. Я занималась множеством дел, чтобы заполнить эту пустоту».

В прошлом году, всю осень и зиму, астма Джойс доставляла ей особенно большое неудобство. Для того чтобы открыть дыхательные пути и не допустить воспаления в легких, ей пришлось увеличить обычную дозу ингаляционных препаратов. «Я понимаю, что моя болезнь вынуждает меня говорить „нет“. В рамках программы обмена я должна была поехать в Балтимор, и я сказала: „Нет, я не смогу поехать“. Такое происходило неоднократно. Я отменяла дела со словами: „Я не смогу это сделать, у меня начнется приступ астмы“. Я по-прежнему прячусь за какими-то предлогами. Я не готова просто сказать: „Я не стану этого делать“».

При астме (в переводе с греческого — «тяжелое дыхание») происходит обратимое сужение бронхиол — маленьких воздухоносных путей в легких, так как лежащие в их стенках мышечные волокна начинают сокращаться. При этом слизистая оболочка бронхиол опухает и воспаляется. При астме задействованы всевозможные составляющие PNI-системы: эмоции, нервы, иммунные клетки и гормоны. Нервные разряды могут сужать дыхательные пути в ответ на многие раздражители, в том числе эмоции. Иммунная система вызывает воспаление бронхиальной слизистой оболочки — еще один характерный признак астмы. В итоге происходит отек слизистой оболочки дыхательных путей и усиление воспаления ветвей бронхиального дерева.

При астме нарушается не вдыхание, а отток воздуха из суженных бронхиол. Астматик с трудом выдыхает воздух и чувствует, что его грудь начинает сжиматься. Легкие пытаются очистить забитые дыхательные пути, и срабатывает кашлевой рефлекс. При остром приступе астмы затрудненный выдох сопровождается характерным хрипом, который производят суженные бронхиолы; звук при этом похож на тот, что вы издаете, когда вытягиваете губы, чтобы свистнуть. При легкой форме астмы единственным симптомом может быть раздражающий кашель. Для одних людей астма становится хроническим заболеванием, а другие испытывают приступы лишь периодически.

В зависимости от индивидуальной предрасположенности, приступы астмы могут быть вызваны множеством факторов: начиная от аллергенов, физических упражнений, низкой температуры или препаратов вроде аспирина и заканчивая плачем, смехом, вирусными респираторными инфекциями и эмоциональным возбуждением. Астма — это одно из немногих заболеваний, в отношении которых традиционная медицина признаёт значительную роль психофизического фактора.

Эмоции играют важную роль в том, насколько восприимчив человек к заболеваниям независимо от непосредственного триггера — будь то аспирин, холодный воздух или тревожность. Хронический эмоциональный стресс повышает чувствительность иммунной системы, в результате чего она чрезмерно реагирует на любое количество триггеров.

Эмоции также влияют на воспаление при астме посредством гормонов. Гипоталамо-гипофизарная система мозга (ГГС) дает сигнал надпочечникам, которые выделяют глюкокортикоидные гормоны — противовоспалительные стероидные гормоны, прежде всего кортизол. В результате нарушенной работы ГГС значительно снижается уровень выброса кортизола, что способствует развитию воспалительного процесса. Исследование, проведенное в Трирском университете в Германии, показало, что у детей, которые страдают атопическим дерматитом (экзема, зудящие аллергические высыпания) или астмой, снижается выработка кортизола при реакции на стресс. «Когда такие дети получают задание рассказать историю или посчитать что-то в уме, то у них наблюдается меньшее увеличение концентрации глюко-кортикоидов в слюне, чем у их здоровых сверстников»4. Искусственно созданные кортизолоподобные гормоны являются важной частью лечения астмы.

Многие исследования астматиков, детей и взрослых, подтверждают наличие тесной взаимосвязи между степенью тяжести заболевания и эмоциональным состоянием, которое вызывают отношения с другими людьми5. Ученые, которые изучали взаимоотношения между родителями и детьми-астматиками, выявили характерные паттерны небезопасной привязанности. У детей с астмой наблюдался повышенный уровень сепарационной тревоги не только по сравнению с контрольной группой здоровых участников, но и с детьми, страдающими муковисцидозом, гораздо более серьезным наследственным заболеванием легких6. Другими словами, причиной тревожности была не тяжесть заболевания.

В одном исследовании, при заданных условиях тестирования, изучались особенности дыхания детей-астматиков в возрасте от двух до тринадцати лет и проводилось сравнение с контрольной группой здоровых людей. Каждый ребенок слушал записи голоса своей матери и голоса незнакомой женщины. «Независимо от тона голоса дети-астматики проявляли больше патологических паттернов дыхания при прослушивании голоса своей матери, чем при прослушивании голоса незнакомой женщины. Этот интересный результат показал определенное эмоциональное воздействие на дыхание, которое отличается от того, которое можно было бы предсказать, если бы ребенок видел, что мать его успокаивает»7.


Скачать книгу "Когда тело говорит НЕТ: цена скрытого стресса" - Матэ Габор бесплатно


100
10
Оцени книгу:
2 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Здоровье » Когда тело говорит НЕТ: цена скрытого стресса
Внимание