Прямой наследник

Д. Замполит
0
0
(1 голос)
0 1

Аннотация: Хорошо быть попаданцем к Брежневу — пломбир, девушки, песни...

Книга добавлена:
25-04-2023, 17:02
0
607
50
Прямой наследник

Читать книгу "Прямой наследник"



— Выходи по одному!

Господи боже ты мой, неужели...

— Там у вас тотчас наступит?

— Просветление в уму!!!

— Куда выходить? — встрял ничего не понимающий Патрикеев.

— Из трапезной. Все. Оставьте нас вдвоем.

— Все вон, — повернулся Шемяка к своим.

В отличие от московской делегации, галицкие без лишних слов поднялись и направились к двери. Моих даром что не выпинывать пришлось, но Волк глянул мне в глаза, увидел там твердое решение и вышел первым. Следом вытолкались и остальные — значит, можно, стремянной зверем чует даже самую малую опасность. Последним, снисходя к нашей общей просьбе, нас оставил Ефрем.

Узнаю брата Колю... Я не помню, сколько мы, перебивая и хватая друг друга за руки, вычисляли, кто когда и откуда попал, что делал в прошлой жизни и что собирается делать в этой.

Как же я соскучился по обычной речи, когда не нужно контролировать каждое слово и думать, не анахронизм ли это или, не дай бог, не латинского ли корня оно. Тут ведь за такие фокусы по головке не погладят, могут и снести голову-то. Латынщина — враг экзистенциальный, за такое бьют беспощадно.

Эмоции стравили, наверное, за полчаса. Несколько раз дверь приоткрывалась, но мы в два голоса шипели на дерзнувших и продолжали, пока не угомонились и не пришла пора серьезного разговора.

Дима встал, дошел до двери и коротко приказал:

— Квасу принеси и заедок.

Когда послушник или монашек, в этих холщовых одеждах не разберешь, выставил просимое, мы снова затворили дверь, разлили из корчаги по кружкам и чокнулись.

— Давай о главном, о целях. Ты как жить думаешь?

— Ну, телевизоры-айфоны нам не светят, — хохотнул визави, — значит, нужно устраивать себе удобную жизнь.

— Да, я вот так тоже поначалу думал. Только ресурса маловато.

Дима вздохнул, потер бородку:

— Так, коллега. Но военную добычу никто не отменял. Да и производством можно заняться — кирпич, черепица, стекло, кое-что знаю. Не боги горшки обжигают, знаешь ли.

— Можно. И я кое-что пробовал уже, но тут гребаный феодализм, только варежку раззявишь, как со стола скинут или татары какие с литовцами набегут. И нет твоего производства. Вон, я в Москве перегонную устроил...

— Видел, думал местные доперли, — перебил Дима, — а это ты, оказывается.

— Угу, так после вас только разгром, что не выпито — разбито.

Шемяка вскинулся:

— Я за каждого ратника не ответчик! Везде не успеть...

— Брось, я не обиды считаю. Я к тому, что пока такие налеты есть, никакой гарантии, что наши самые расчудесные придумки выживут, нету.

— Ну, свару московских с галицкими мы же прекратим.

— Само собой. Но не только — над нами Литва и татары висят.

— Слабы мы с ними спорить.

— Слабы, но кое-что знаем. Ты историю помнишь?

— В объеме средней школы, — осклабился Шемяка.

Ну да, я тоже не академик по отделению исторических наук. И даже не кандидат. Да что там кандидат — не любитель или там реконструктор, я все больше по финансовым делам. Узкая специализация, культурку и то впитывал только если какое знаковое событие, на котором по статусу присутствовать надо. Ну церковные праздники еще — куда деваться, если первые лица со свечками стоят и патриарху внимают, немножко поднахватался. Но основные вехи помню.

— Куликовская битва, стояние на Угре да взятие Грозным Казани, верно?

— Ага, а что между — провал.

— Вот, стояние на Угре это 1480 год, Иван III и его жена Софья Палеолог. По всем раскладам это мой сын, потому как он тоже Васильевич.

— А не внук?

— Может, и внук, но скорее сын. И вот он соседей малость урезонил.

— Ну так это еще лет пятьдесят ждать.

— А мне кажется, что если мы сейчас собачится перестанем, то и ждать не надо.

— Не, татар не осилить, я с опытными людьми разговаривал. Разве что не в лоб, а как-нибудь их стравить между собой.

— Вот именно. И как раз сейчас такой расклад в Литве, там православная партия режется с католической.

— Значит, ЧВК, — хохотнул Шемяка.

— Точно.

Развел он меня, конечно, и на добровольцев, и на снабжение с финансированием, но тут дело такое, жалеть нельзя, не на убой же посылаю. Наоборот, нужно Литву по максимуму ослабить, а еще лучше — откусить русские княжества, совсем недавно прибранные Ольгердом и Витовтом.

Дневной свет, и без того еле-еле пробивавшийся сквозь маленькие, высотой всего в одно бревно и по-богатому затянутые слюдой, окошки кельи, совсем померк. По нашей просьбе послушники зажгли лучины в поставцах, свечи сейчас дороги, они только для писцов и чтецов, да в церкви. Принесли еще квасу, хлеба, досочки с нарезанным холодным мясом, пока расставляли мы вышли размять ноги, успокоили свои делегации. Дима сразу распорядился послать гонца в Кострому, я спохватился и отправил вместе еще одного, в Кукшинское.

Соратнички еще зыркали недоверчиво, не понимая, о чем мы там уже который час наедине шушукаемся и глядя на это Дима вдруг предложил:

— Давай крестами побратаемся!

И потащил из-за пазухи серебряный крест на кожаном гайтане, сопровождающие прямо ахнули. Сверкнул позолотой мой крест, привезенный, по сказкам, из самого Иерусалима, перекрестил нас вышедший на шум Ефрем и... и стали двоюродные братья крестовыми.

Все-таки религия здесь — громадная сила. Стоило нам провести этот малый обряд, как зримо ослабла тугая пружина, державшая всех в напряжении. Двоюродный он, конечно, двоюродный, но мало ли... А вот крестовое братство преступить — грех непрощаемый.

Лучины нам меняли еще раз десять, а мы все говорили и говорили, и вроде как составили программу построения если не коммунизма, то развитого феодализма с переходом в капитализм.

Пока прикинули так — по мере сил разжигать рознь у татар и в Литве, а все русские княжества приводить к единому знаменателю. Москва, не Москва, может, еще и перенесем столицу, но чтобы одна страна и все удельные князья ей служат. Выморочные уделы забирать в домен великого князя, князей понемногу превращать в бояр. И потихоньку вводить майорат, чтобы не дробилась собственность и чтобы младшие сыновья пополняли служилую прослойку. И пинать наших бояр, чтобы промыслами интересовались. Хотя тут даже пинать не надо — надо самим запустить несколько для начала, показать, что можно зарабатывать, тогда они сами кинутся.

— Я еще селекцию потихоньку внедряю, а то прямо беда с сельхозом.

— У меня попроще — арбалеты да башлыки.

Ничего себе проще. Это же точная механика и сукноваляние. Технологический план круче оказался у Димы, он, в отличие от меня, многое знал и умел делать руками, а я только водить ими. Вон, греческий огонь на коленке спроворил. Показал — работает!

Но все упиралось в одну очень неприятную максиму — «в геологическом смысле территория Великого княжества Московского представляет собой пустыню». Железо — только болотное. Угля — нет. Камень — мягкий известняк. Селитры — нет. Сера... вроде есть в Поволжье, но там татары, а значит как бы и нет. Зато дерева навалом, настолько, что кирпич делать невыгодно — любому мужику с топором проще и дешевле срубить избу из дармового леса.

— Ну, лесом Россия всегда торговала, — утешил меня братец, — строевым, корабельным. А еще лес это деготь, единственная сейчас смазка.

— Для леса хорошо бы лесопилку построить, не кругляк же гнать.

— Да много чего построить надо, только где специалистов взять?

— У греков, больше негде. Вот, кстати, хартофилакс мой едет в Смоленск к митрополиту Герасиму, я его с тобой отправлю, чтоб под защитой.

— И причем тут «кстати»?

— Из Смоленска он в Константинополь. Там механика найти можно.

Шемяка кивнул и добавил:

— Там турки Балканы завоевывают, я думаю, что оттуда народец к нам побежит, хоть в малости. Лазарь Серб был, почему другим не появится?

— Точно. Смотри там на людей, всех мало-мальски ценных гони сюда. И пособи насчет митрополита — он здесь нужнее.

Еще пытались придумать, что делать с братцем нашим Василием Юрьевичем. Взрывной характер, сперва бьет, потом думает, причем случись что сейчас со мной — он второй в линии наследования после Юрия Дмитрича. А такой князь нам не нужен.

Судили, рядили, порешили понемногу выдавить его на Вятку — там народец разбойный, буйный, эдакие прото-казаки, Васе в самый раз. Кукшинских вятчан ему отдам, пусть там княжество себе делает. Хлеба там нет, значит, можно поставками его нежно держать за горло, не вильнет, а иметь там силу, способную прищемить и новгородцев, и казанцев очень полезно. Да и путь на Урал торить надо, а оттуда ближе всего. Нет, через Казань тоже неплохо, но там опять же татары.

Утреню мы за разговорами пропустили, пришлось под недовольные взгляды владыки Ефрема наверстывать на богослужении первого часа. Епископ же по окончании мне попенял, что я еще не сподобился посетить Софью Витовтовну.

— Сама просила? — уставился я на архиерея, подозревая очередную интригу маман.

Ефрем твердо выдержал мой взгляд:

— Негоже матерью брезговать, княже, сыновний долг превыше мирских дел.

Ну превыше так превыше, тем более я сам собирался совершить «визит вежливости». Но раз просят, да еще через такого ходатая, надо произвести демонстрацию...

— Братец, а вздень-ка пояс.

«Нахрена?» — всем видом показал Дима.

— К матушке поедем, показаться.

Шемяка неприлично заржал и вскоре два князя в сопровождении тридцати человек свиты выехали в направлении Устретеньского монастыря, рядом с которым и срубили подворье для маман.

Вся кавалькада отстала от нас шагов на десять-пятнадцать и мы двигались впереди бок о бок, изредка стукаясь стременами и удерживая жеребцов, чтобы не задрались.

— И что, так и живет, не высовывается? — спрашивал Дима.

— Не-а, обустроилась, доходы ей капают, поди плохо.

— Что, и весь двор притащила?

— Ага, человек сто всего.

— И сенных боярыней тоже? — неожиданно пихнул меня Шемяка.

— Само собой.

— А помоложе и посисястей есть?

От гогота двух молодых глоток взвились вверх гревшиеся у дымоходов галки.

Ох, чую, загуляем...


Скачать книгу "Прямой наследник" - Д. Замполит бесплатно


0
0
Оцени книгу:
0 1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание