Наука Китовраса. Парадигмы древнерусского храма

Маргарита Городова
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Сколько бы веков ни строили люди храмы, столько будет перед ними стоять вечный вопрос: как же именно строить храм, чтобы он был воистину вместилищем Имени Бога и образом Вселенной? Как гласит древнерусская легенда, этот вопрос мучил даже Соломона Премудрого, из-за чего он и призвал мудрого зодчего Китовраса, который научил строителя Первого Иерусалимского храма науке храмостроения — «науке Китоврасовой». Вся загадка мудрости легендарного строителя состоит в том, что записана она «письменами» архитектуры, язык которой при наглядности всех форм и объемов — сложный, иносказательный, тайный. Поэтому постигать ее приходится вновь и вновь при каждом обращении к теме храма, как теоретическом, так и практическом. Исследованию загадок древнерусских храмов посвящена книга М.Городовой.

Книга добавлена:
13-11-2022, 06:39
0
536
37
Наука Китовраса. Парадигмы древнерусского храма

Читать книгу "Наука Китовраса. Парадигмы древнерусского храма"



• Длина церкви (внутренний размер) — 3 сажени х 3.

• Высота церкви со стеной — 3 сажени х 3.

• Высота церкви до центральной точки свода — 3 сажени х 4 (12).

• Высота церкви «с верхом» «под крест» — 3 сажени х 5 (15).

Выводы по результатам метрического анализа церкви Иоанна Богослова на Витке:

1. Пример канонического строительства «во образ» Успенской Киево-Печерской церкви в пропорции 20: 30: 50.

2. Мера «гармонического канона Шимона» фут (стопа) — 0,315—0,325 м.

3. Мера «именованного канона» 1,06—1,08 м — «пояс Шимона», по Рыбакову Б. А.

4. Числа «именованного канона» 3,12,15 — символы Спасителя и Богородицы; число 8 — число поминовения. Церковь Рождества Христова на Красном поле. Новгород. 1381–1383 гг. По обмерам М. Городовой

Этап 1. Натурные обмеры линейных величин планов и высотных характеристик с целью выявления значений главного пространственного креста храмов, фиксирование показаний.

Этап 2. Системная таблица линейных показаний, вариантов применения традиционной антропоморфной меры и числовых эквивалентов.

Этап 3. Выявление целочисленных соотношений, используя параметры мер традиционной метрологии и методику предшественников (по А. А. Пилецкому, Б. А. Рыбакову, И. А. Бондаренко).

Этап 4. Выявление целочисленных соотношений с использованием параметров традиционных числовых констант церковной доктрины.

«Гармонический канон»

• Мера «гармонического канона» локоть — 0,36—0,40 м.

• Ширина церкви север — юг (внутренний размер) — 20 локтей.

• Длина церкви восток — запад (внутренний размер) — 30 локтей.

• Высота церкви до основания шеи — 25 локтей.

• Высота церкви до центральной точки свода — 40 локтей.

• Высота церкви «с верхом» до основания креста — 50 локтей.

• Применен «канон Шимона» 20: 30: 50, позднее, с XIII в., известный как принцип гармонического ряда Фибоначчи (2:3:5): 8: 13:21…

«Именованный канон»

Схема пространственной организации церкви Рождества Христова на Красном поле составлена на основе числовых канонических констант. Вариант применения «именованного канона» с использованием сакральных именованных чисел церковной доктрины.

• Мера «именованного канона» сажень 1,08 м — «пояс Шимона».

• Числа «именованного канона» 7, 9, 13, 15 — символы Спасителя и Богородицы.

Рис. 29. Аналитическая схема пространственной организации церкви Рождества Христова на Красном поле, выполненная на основе числовых канонических констант. Применение «гармонического канона Шимона» по образу Великой Успенской церкви Кие во-Печерской лавры.

Пример интерпретации предания о строительстве Успенской Киево-Печерской церкви 20: 30: 50 и в соответствии с золотой пропорцией ряда Фибоначчи. Автор М. Городова

• Ширина церкви (внутренний размер) север — юг — 7 саженей.

• Длина церкви (внешний размер) — 15 саженей.

• Высота конхи алтарной апсида — 7 саженей.

• Высота церкви до основания шеи — 9 саженей.

• Высота церкви до центральной точки свода — 13 саженей.

• Высота церкви до основания креста — 18 (9 саженей х 2) саженей.

Выводы по результатам метрического анализа церкви Рождества Христова на Красном поле:

1. Мера «именованного канона Шимона» сажень 1,08 м — «пояс Шимона».

2. Числа «именованного канона» 7, 9, 13, 15 — символы Спасителя и Богородицы.

3. Мера «гармонического канона Шимона» локоть — 0,36— 0,40 м.

4. Применен «канон Шимона» 20: 30: 50, позднее известный как гармонический ряд Фибоначчи (2:3: 5): 8:13:21… Общие выводы:

1. Наблюдается соответствие мира «невидимого» и «видимого», или Земного и Небесного, по аналогии круга и квадрата в пропорции 10:12 (до 1073 г.).

2. Обосновано именование и посвящение храма как исходные положения для символики пропорционирования.

3. Рассмотрен «канон варяга Шимона» как основа трехмерной системы пространственного креста древнерусского храма (после 1073 г.) 20: 30: 50.

4. Гармоническая закономерность «канона Шимона» 20: 30: 50 является трехчленом гармонического ряда Фибоначчи, связующий коэффициент соседних членов которого дает золотую пропорцию (1, 1, 2, 3, 5, 8,13,21…) и обеспечивает идеальную пропорциональную схему пространства.

5. Отмеченное использование в пропорциях храмов принципа закономерности Фибоначчи (сумма первых двух трехчленов равна третьему трехчлену) можно трактовать как опыт следования канону.

6. Выявлено отношение к «числу как символу», т. е. величине постоянной.

7. Выявлено отношение к «мере как модулю», т. е. величине переменной.

На примерах новгородской архитектуры XI–XIV вв. «канон Шимона» представлен как идеальная парадигма церковного пространства. Разобранный метод интерпретации линейных параметров памятников архитектуры в рамках выдвинутой рабочей гипотезы дает возможность рассматривать его как вариант реконструкции древней системы мер.

Итак, мы проделали аналитические расчеты, основанные на изучении физических параметров храма и увидели, что храмы организованы так, как будто это продукты создания самой Вселенной. Это воистину радостное прозрение, которое предчувствовалось буквально физически при контакте с пространством храма в литургическом общении. И те интуиции, которые ассоциативно возникали в сознании при попытке понять смыслы и законы организации храма, нашли отклик в изысканиях физиков и математиков. Размышления подобного рода находим у философа и физика Владимира Буданова в его статье «Самоорганизация времени», когда он утверждает, что «многие физические величины эволюционирующих систем должны преимущественно развиваться по законам обобщенных рядов Фибоначчи, в которых октавный закон и классический ряд Фибоначчи должны давать наибольшую скорость эволюции. Поскольку любые физические процессы происходят в пространстве и во времени и частоты всегда связаны с пространственными распределениями физических величин, то опосредованно и пространственно временные спектры развития также содержат эти законы. То есть принципы гармонии пронизываю наш Космос, нашу жизнь и являются свидетельствами и механизмами оптимального способа бытия и развития мира»[240]. Это радующая нас синхрония взглядов с учеными мира естественных наук очень наглядно демонстрирует то глобальное единство мироощущения человека, который связан с Вселенной корневыми узами своего естества, созданного по законам этого соответствия.

Кроме того, В. Г. Буданов рассматривает «принципы гармонии как эволюционные синхронизмы». Он пишет: «Мы понимаем под принципами гармонии: во-первых, октавный закон для характерных частот в системе, во-вторых, появление между частотами системы пропорций, равных попарным отношениям первых классических чисел Фибоначчи 1,2, 3,5, 8 и их кратных степени двойки. Именно так получаются все музыкальные консонансы восприятия: октава — 2/1 квинта — 3/2, кварта — 4/3, малая терция — 6/5, большая терция — 5/4, малая секста — 5/3, большая секста — 8/5… наблюдения планетных систем, эволюционировавших сотни миллионов лет, действительно подтверждают, что в отношениях частот обращений планет явно доминируют именно консонансы. В-третьих, существенная выделенность для эстетического восприятия золотой пропорции — предельной пропорции ближайших членов ряда Фибоначчи. Это в первую очередь относится к пространственным пропорциям в архитектуре, дизайне, живописи и, конечно, ко всем живым системам»[241]. И так-как мы уже пытались наглядно показать уместность рассматривать архитектуру храма в соответствии с космологическими представлениями архаики и Средневековья, остается повторить, что эта ранее декларированная позиция духовной традиции о соответствии «мира видимого» и «мира невидимого», о подобии макрокосма и микрокосма становится убедительным воззрением современной фундаментальной науки, которая неспешно и основательно подошла к нему методами опыта и научного анализа. И это приводит нас к позитивному выводу о том, что каноны церковного зодчества, являясь плодом экзистенционального откровения, представляют собой манифестацию формул истинных законов Вселенной, открытых людьми интуитивно и до времени представленных в таких образах и знаках, которые могли быть поняты и адаптированы в ранних эпохах. Соответственно, религиозные догматы и доктрины имеют универсальную ценность с точки зрения хранилища суммы мудрости, которая изливается на человечество в той мере, в которой она может ее воспринять в конкретный период времени.

Это, безусловно, архиважный аргумент для понимания значения канонов церковного зодчества и творчества в целом, необходимости их постижения и трансляции канонических принципов средствами творческой интерпретации всеми видами искусства. Возникающий величественный диалог времен, который осуществляет своим деланием зодчий — это исполнение заповеди «Да сотвориши все по образу Моему», равно как и действие закона жизни, который осуществляется часто как будто бы исподволь, без намерения быть по-школярски послушным, как та сила у Гёте, «что вечно хочет Зла и вечно совершает Благо», — это неизбежное влияние закона гармонии, посредством действия которого осуществляются вообще все процессы в макро- и микрокосме.

В чем важность совпадения структуры числовой последовательности Фибоначчи с канонами церковной архитектуры? А прежде всего в том, что это говорит о том, что принципы храмостроения идентичны законам гармонии самовоспроизводящейся природы. Ряд Фибоначчи, по замечанию В. Г. Буданова, — самый быстрый закон развития. Это значит, что каноническая модель храмостроения может рассматриваться как модуль, подобный молекуле живой клетки или модульному фракталу минерала — и эти системы способны быть кристаллами, из которых взрастает творение истинного художника, который созидает жизнь во всей ее сложности и красоте.


Скачать книгу "Наука Китовраса. Парадигмы древнерусского храма" - Маргарита Городова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История » Наука Китовраса. Парадигмы древнерусского храма
Внимание