Детективы Столичной полиции. История. Методы. Личный состав

Светозар Чернов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: «В прошлый раз я рассказывал о Столичной полиции времен Шерлока Холмса и ее повседневной службе, целью которой было поддержание порядка в Лондоне и предотвращение преступлений. Но нас, конечно, больше всего интересуют не те, кто пытался преступления предотвращать, а те, чьей обязанностью было раскрывать их — уголовно-сыскная полиция».

Книга добавлена:
4-12-2023, 09:10
0
117
30
Детективы Столичной полиции. История. Методы. Личный состав

Читать книгу "Детективы Столичной полиции. История. Методы. Личный состав"



Часть 2

О последовавших за скандальным процессом реформах Детективного отдела я расскажу подробнее, поскольку, во-первых, они совпали по времени с началом карьеры Шерлока Холмса в Лондоне, а во-вторых, определили структуру сыскной полиции на все дальнейшее время пребывания Холмса в британской столице.

Еще до начала суда над коррумпированными детективами для "исследования состояния, дисциплины и организации детективных сил Столичной полиции" было решено назначить ведомственную комиссию министерства внутренних дел, состоящую из сэра Генри Селвина Иббетсона, полковника Уильяма Филдинга и двух королевских адвокатов. Первое заседание комиссии состоялось 16 ноября 1877 года, за четыре дня до окончания процесса.

Ее заключения были обнародованы только в начале следующего, 1878, года, однако уже 22 ноября 1877 "Дейли Телеграф" утверждала как о вопросе решенном, что главой реформированного детективного отдела должен стать помощник комиссара, "который должен, при любых обстоятельствах, быть проницательным и опытным адвокатом".

Говард Винсент

Рисунок из книги майора Гриффитса "Тайны полиции и преступления"

Свой шанс ухватить судьбу за хвост увидел в этом молодой адвокат Говард Винсент (1849–1908). Он не имел никакого опыта полицейской работы, он вообще преполагал находиться в это время на театре военных действий между русскими и турецкими войсками в качестве военного корреспондента газеты "Дейли Телеграф", но не получил разрешения от русского командования как знающий русский язык (Винсент дважды, в 1871 и 1874, был в России), а вместо этого поступил на юридический факультет Парижского университета.

Винсент поспешно принялся изучать постановку сыскного дела во Франции, ведь еще со времен Франсуа Видока французскую сыскную полицию принято было считать лучшей в мире. Префект Андрие и тогдашний шеф криминального "бюро безопасности" при втором дивизионе Этьенн Жакоб, вероятно польщенные тем, что их соседи по другую сторону Ла-Манша станут подражать Сюртэ, с готовностью познакомили британского адвоката со структурой французской уголовной и судебной полиции. Вероятно, за краткостью времени, потраченного на изучение полциейского дела, Винсет не заметил главного — что французская сыскная полиция сама давно уже находилась в плачевном состоянии и требовала реформ, о чем несколько лет спустя напишут и Андрие, и один из преемников Жакоба Гюстав Масе. Своими успехами она была обязана данной ей властью выбивать из арестованных показания и использовать их на суде, что было невозможно в британском суде.

Однако уже в январе 1878 года Винсент представил министерской комиссии рапорт, в котором описал свое видение нового детективного отдела. Выработка концепции далась молодому адвокату нелегко, и он восемнадцать раз переписывал документ, прежде чем остановился на окончательном варианте.

Проект Винсента ориентировался на французский централизованный образец, и новый детективный отдел мыслился ему независимым от остальной полиции, с прямым подчинением министру внутренних дел. Даже название придуманной Винсентом начальнику отдела должности — директор уголовных расследований — было калькой с французского Directeur des Recherches Criminelles.

Впрочем, такое же французское происхождение было и у нового названия сыскной полиции, призванного символизировать полный разрыв с прежним коррумпированным Детективным отделом — Департамент уголовных расследований (Criminal Investigation Department). По свидетельству Роберта Андерсона и старшего инспектора Литтлчайлда, сами детективы не любили это наименование и предпочитали использовать либо старое название Детективный департамент или детективный отдел, либо сокращенный вариант нового: CID.

Проектом предполагалось, что директору будет дан карт-бланш на любые изменения, которые он сочтет целесообразными для улучшения работы отдела. В награду себе за составление проекта Говард Винсент просил немного — собственно место директора, для чего извещал о своей юридической квалификации и прилагал рекомендацию от генерального прокурора. И он получил это место с годовым жалованием 1100 фунтов в год. Но сам проект расценили как слишком французский, и он подвергся значительной правке, ограничившей полномочия Винсента.

Самым важным изменением было то, что новый отдел остался в составе Столичной полиции, и в дисциплинарном, хозяйственном и финансовом подчинялся общей власти комиссара, тогда как сам директор оказался ответственным напрямую министру и, таким образом, не имел законной власти над своим отделом. Остальные изменения, внесенные в проект Винсента, были направлены на децентрализацию и усиление взаимодействия с дивизионами.

Согласно проекту Винсента прежний Детективный отдел в Скотланд-Ярде становился центральным управлением департамента, а при каждом дивизионе вместо независимых дивизионных детективов создавались дивизионные отделы уголовного розыска, подчиненные собственному суперинтенданту Департамента уголовных расследований.

Неожиданно Винсент встретил сопротивление со стороны дивизионных суперинтендантов, подавших жалобу на "манеру, в которой детектив-констебли и чиновники в штатском, находившиеся прежде под их началом, были изъяты из под их контроля Департаментом уголовных расследований… и поставлены работать по системе шпионажа вроде той, что имеется во французской тайной полиции."

Винсенту пришлось искать компромисс и он разослал дивизионным суперинтендантам записку, в которой извещал, что начиная с 1 мая, в соответствии с распоряжением комиссара, будет проводить уголовные расследования через них.

"Лишить себя большой пользы от вашего опыта идет совершенно вразрез с моими намерениями, как и с намерением комиссара уменьшить вашу нагрузку каким-нибудь сокращением рутинной работы. Вне всякого сомнения, никакая полицейская система не сможет преуспеть, если все отделы и чины не действуют в абсолютном единстве друг с другом; и любое чувство конкуренции между людьми или между полицией, действующей в форме, и той, что действует в штатском, вредно для службы и несправедливо по отношению к публике.

Дополнительных людей в штатском, занимаемых на зимние месяцы, вы будете использовать под началом местного инспектора, согласно полицейским приказам от 16 апреля; и я убежден, что если вашим сержантам и констеблям в форме ясно дадут понять, что их обязанности никоим образом не уменьшены этими людьми в штатском, и что они по-прежнему являются ответственными за преступления, происходящие рядом с их постами или на маршрутах их обходов, у министра не будет никаких дальнейших причин жаловаться на частоту грабежей. Мне не нужно снова повторять, что я всегда рад видеть любого суперинтенданта по полицейским делам, и поддержать или исполнить в максимально возможной степени любое практическое предложение по хорошей службе."

Отныне, хотя в теории назначенные в дивизионы детективы продолжали оставаться под контролем центрального управления, но практически любой рапорт дивизионного отдела проходил через дивизионного суперинтенданта, предоставляя тому контроль над ведущимися на его территории дознаниями. Ставя свою подпись под рапортом, суперинтендант принимал часть ответственности за эффективность работы детективов, но при необходимости помощи со стороны обычной полиции она немедленно оказывалась.

Новый Департамент уголовных расследований начал свою работу в апреле 1878 года. Что же представляла собой сыскная полиция после реформ Говарда Винсента? Когда он приступил к реформированию Детективного отдела, количество детективов на всю Столичную полицию составляло приблизительно 250 человек. Согласно новым штатам, утвержденным через месяц после его назначения, центральное управление должно было иметь главного суперинтенданта (на эту должность был назначен Уилльямсон), трех старших инспекторов, трех детектив-инспекторов 1-го разряда, семнадцать детектив-инспекторов 2-го разряда и канцелярский штат из 6 сержантов и констеблей.

Центральному управлению предполагалось поручать расследования особо сложных и важных дел, при необходимости не ограничиваясь пределами Столичного округа, но и распространяя свою деятельность на всю территорию Великобритании и оказывая помощь провинциальным коллегам. Именно с инспекторами из центрального управления обычно имело дело Шерлок Холмс, а в рассказах, где действуют представители местной полиции, они скорее принадлежат к обычной униформированной полиции, чем к детективному отделу дивизиона (например, полицейский инспектор Ланнер в "Постоянном пациенте").

Отдел уголовного розыска H-дивизиона (Уайтчепл)

Фотография 1889 года, сделанная вскоре после прибытия большого числа "новобранцев". Пятый справа в первом ряду — сержант Тик, которого Джек Лондон изобразил под именем Джонни Апрайта в "Людях бездны" (1902)

В дивизионы (включая Темзенский дивизион) назначались 15 детектив-инспекторов (должность руководителя дивизионного отдела уголовного розыска называлась "местный инспектор") и 159 детектив-сержантов, в помощь им прилагались дивизионные и особые патрули (60 и 20 детектив-констеблей соответственно). На уровне дивизионов должны были расследоваться практически все дела о кражах и ограблениях, а также дела о большинстве убийств.

На практике все было значительно скуднее: спустя три месяца в Столичной полиции насчитывалось все еще не более 260 детективов. Однако надо отдать должное Винсенту: спустя шесть лет он довел численность детективных сил до восьмисот человек.

Заслугой Винсента было улучшение регистрации досье, хотя централизация работы в Скотланд-Ярде породила множество проблем: возросло количество писанины, необходимо было хранить множество докладов от дивизионных детектив-инспекторов, переписка поглощала ценное время и в то же время не способствовала налаживанию сотрудничества между дивизионами или даже с центральным управлением, что особенно критично было в тех случаях, когда скорость действий полиции решала все.

В отличие от континента, первоначально центральное управление не подразделялось на группы, каждая из которых занималась бы своим видом преступлений, поскольку принадлежность всех местных преступлений дивизионным отделам уголовного розыска делала такую специализацию не имеющей особого смысла. Чиновникам центрального управления приходилось заниматься особо важными преступлениями всех видов.

Тем не менее стихийная специализация все же существовала, так как, например, следствия по фальшивомонетничеству и подлогам требовали специфических знаний. Со временем в управлении сложились и были официально оформлены в качестве самостоятельных отделы, решавшие свой собственный круг задач:

— секция А, занимавшаяся уголовными делами,

— Особый Ирландский отдел (секция B, 1883),

— Портовая полиция (секция С, 1884),

— Особый отдел (секция D, 1887),

— уголовная канцелярия (регистрировавшая и хранящая все рапорты, бумаги и переписку касательно преступлений — в ней было всего 7 канцеляристов),


Скачать книгу "Детективы Столичной полиции. История. Методы. Личный состав" - Светозар Чернов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Культурология » Детективы Столичной полиции. История. Методы. Личный состав
Внимание