Интернациональный шпионаж и борьба с ним во время мировой войны

Вальтер Николаи
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Записки знаменитого полковника Вальтера Николаи рассказывают о немецкой военной разведке накануне и в годы Первой мировой войны. Под руководством Николаи служба разведки достигла значительных успехов в борьбе с противником, а сам полковник стал признанным мастером шпионского ремесла. В своей книге автор не только раскрывает читателям тонкости разведывательной и контрразведывательной работы, но и описывает борьбу с вражескими спецслужбами в тылу и нейтральных странах.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:33
0
264
53
Интернациональный шпионаж и борьба с ним во время мировой войны

Читать книгу "Интернациональный шпионаж и борьба с ним во время мировой войны"



VI. В тылу

Об особой неприятельской разведке на родине речь может идти, собственно говоря, только в отношении Германии. Разведка германского Генерального штаба во Франции и в России исчерпывалась театрами военных действий, в которые превратились эти страны. Поскольку она могла работать дальше в глубине страны, работа ее протекала в условиях, описанных уже по отношению к театру военных действий. Англия и Америка были, можно сказать, совершенно защищены морем от проникновения к ним разведки. По той же причине обе страны могли свести к минимуму выход заграницу всяких сведений. Тем больше шума поднимали они из-за тех немногих шпионов, которым удалось туда проникнуть, и которые были, в большинстве случаев, обнаружены. Количество их не может быть даже приблизительно сравнено с количеством пойманных в Германии шпионов, о котором будет сообщено в дальнейшем.

Это объясняется тем, что условия развития обширного шпионажа и всех прочих областей разведки в Германии были совершенно иными. Окруженная врагами со всех сторон, она соприкасалась на больших протяжениях с нейтральными соседями. Закрывать границы с ними было еще менее возможно, чем закрыть границу в тылу действовавшей западной армии. К тому же Германия была принуждена в собственных интересах поддерживать сообщение с заграницей. Неприятель не ставил ей в этом отношении никаких препятствий, дабы не закрыть путь и своим собственным агентам. Отрезывание Германии от нейтральных стран производилось лишь на голландском, датском и норвежском побережьях и на границе между Францией и Швейцарией. Знаменательно, что в Германии не был схвачен, в качестве шпиона, ни один гражданин какого либо нейтрально э государства, лежащего вне этого кольца воюющих держав. Каждый, проезжавший с запада через Англию или через Францию, подвергался самому тщательному наблюдению. Правда, агенты вербовались и в Бразилии, и в Аргентине, и в Испании и вообще по всему земному шару и среди всех [187] национальностей. Следует допустить поэтому, что и они принимали участие в разведывании Германии, но из них ни один не был схвачен.

Тем полнее использовалось население Швейцарии, скандинавских государств, Голландии и Люксембурга. Богатый выбор агентов низшего сорта доставляла темная шайка, сборным пунктом которой стали во время войны пограничные, нейтральные государства.

Много связей навязывалось и со швейцарами крупных гостиниц и кельнерами, занимавшими в Германии места призванных на военную службу немецких служащих. То же относилось и к персоналу маленьких театров, набиравшемуся во время войны из заграницы. Этим путем попадали в Германию в качестве шпионов женщины-танцовщицы и т. п. элементы.

Неприятель имел своих уполномоченных также и в высших кругах общества. Он вербовал их среди находившихся в Германии нейтральных студентов, а для экономической разведки — среди многочисленных деловых контрагентов Германии в пограничных, нейтральных странах. Стали известными многочисленные случаи, когда Антанта, в особенности Англия, заставляла принимать участие в разведке, находившихся в зависимости от нее нейтральных коммерсантов, так как вербовать подходящих шпионов для экономических вопросов было уже труднее. Осветить общее экономическое положение было, правда, легко, но для выяснения положения отдельных отраслей военной промышленности и сельского хозяйства уже нужны были сведущие люди, сообщения которых имели бы действительную Ценность. В качестве русских разведчиков неоднократно выступали румынские евреи — до тех пор, пока они могли еще, в первую половину войны, свободно передвигаться по Германии. Поводы к их поездкам были особенно многочисленны в первую половину 1916 года, когда Германией был разрешен вывоз в Румынию медикаментов и машин в обмен за выдачу уже оплаченного Германией румынского хлеба. Кроме того, вражеской разведкой были основаны торговые предприятия, на имя нейтральных иностранцев, особенно шведов и датчан, [188] специально для того, чтобы иметь возможность посылать в Германию коммивояжеров для шпионажа.

Но и военная разведка нуждалась в сведущих органах. Через Германию с одного фронта на другой проходили транспорты. Посылая шпионов внутрь Германии, с определенно формулированными военными вопросами, неприятель дополнял через их посредство собранные в нейтральных странах сведения, по большей части случайные и полученные с театров военных действий, когда события находились уже в стадии последней подготовки. Для выполнения этих заданий неприятель находил много агентов среди германских дезертиров в нейтральных странах. Во время войны легче было дезертировать в Голландию, нежели в Швейцарию, так как граница первой с Германией была длиннее, и охранять ее было труднее. Большая часть дезертировала туда еще и потому, что Голландия была расположена в тылу германской действующей армии. Так как в Голландии главную роль играла, работавшая против Германии английская разведка, то именно ей поставляли немецкие дезертиры большую часть агентов. В Швейцарии они попадали, напротив, в сети французского шпионажа. Известен стал случай, когда в 1917 году лишь один эльзасский вербовщик доставил французской разведке для шпионажа против Германии свыше пятидесяти германских дезертиров. Лишенные средств к существованию, оторванные внутренне от своего борющегося народа, дезертиры эти легко поддавались искушению. В качестве немецких солдат они были сведущими людьми и имели знакомых в германских войсках. Все необходимые, превосходно подделанные, документы они получали от неприятельской разведки. Лишь сравнительно немногие дезертиры направлялись в Данию. Здесь вербовал германских дезертиров для французской разведки враждебный Германии южно-ютландский союз.

Проживавшие в Швейцарии многочисленные русские эмигранты и высланные, очевидно, из вражды к царскому правительству, оказывали лишь незначительную поддержку разведке, но приняли в ней живое участие после падения России, когда ее разведка превратилась в социалистическую пропаганду, [189] направленную против Германии.

Обильным шпионским источником являлся существовавший в Швейцарии немецкий рабочий центр, особенно по отношению к разведыванию германского военного хозяйства.

Надежность французских агентов оставалась, без сомнения, недостаточно проверенной. Причину этого следует искать в высокой премии, которую получали вербовщики за каждого агента, следствием легковерного отбора было и недостаточное инструктирование. Организованная в Дижоне шпионская школа для агентов, которые должны были посылаться через Швейцарию в Германию, имела возможность подготовить лишь сравнительно немногих из них.

В англо-французских шпионских школах в Лондоне подготовка была поставлена лучше, так как английская разведка придавала очень большое значение основательному предварительному обучению шпионов, направляемых специально по флотской части. Судя по доставленному германской разведкой плану обучения в этой школе, агенты в пяти курсах знакомились со всеми деталями шпионажа, как в материальном, так и в личном отношении.

Можно было подумать, что указанные источники покрывали всю потребность в шпионах для Германии. Но вербовка производилась даже среди находившихся в Германии военнопленных. При этом действовали вполне планомерно. В лагеря военнопленных направляли специальных, подробно инструктированных посланцев, или же инструктирование брали на себя пленные, добровольно сдававшиеся в плен или, наконец, в лагере вербовали доверенного человека с помощью писем подобного рода.

«Дорогой товарищ! Прибыв сюда, я имел случай говорить с одним французом, на которого возложено поручение собрать возможно больше сведений (Вы понимаете меня). Он просил меня найти корреспондента для этого лагеря. Я подумал о Вас. Я знаю, что Вы имеете несколько верных и умных товарищей, которые сочтут для себя за счастье и за долг помогать в этой работе, если [190] Вы примете на себя руководство ею в Вашем лагере.

Сообщайте о положении в войсках и о населении и вообще мельчайшие, даже второстепенные данные, которые могут дать интересные указания.

Я не буду никогда писать Вам под своим именем (в случае нужды Вы сможете, быть может, получить право на лишнее письмо, если я Вас спрошу в своих письмах об упущенном). Вы будете, в общем, писать симпатическими чернилами. Для моих сообщений в этом нет нужды, так как они будут спрятаны в коробках с консервами. Может, однако, случиться, что мне придется написать Вам тайком словечко в письме, которое мне удастся, по непредвиденным обстоятельствам, послать Вам в пакете. В этом случае углы письма или карточки будут слегка надрезаны. Никому не сообщайте рецепта.

Каждая почтовая посылка будет содержать ящик. Корреспонденция будет, однако, помещаться только в запаянных коробках. К каждой коробке будет приложен пакет для изготовления химических чернил. Что касается проявителя, то мы пришлем Вам его немного, на случай, если он Вам понадобится, но нужда в нем будет встречаться редко, так как способ с пакетами гораздо безопаснее и требует почти столько же времени. Все письма сжигайте после предварительного извлечения из них необходимых указаний.

В последний момент мне поручили сказать Вам, что если Вы серьезно и деятельно займетесь этим, о Вас не забудут».

Можно допустить, что в каждом лагере для военнопленных находился один или несколько доверенных людей разведки. Они расспрашивали вновь поступавших пленных обо всем, что те видали в германских войсках и в Германии с момента, как были взяты в плен. Обмениваемые больные, пленные участвовали в доставке собранных сведений заграницу. Так как на этом пути сведения часто шли слишком медленно, то предпочтение отдавалось почтовой пересылке шифрованных я написанных симпатическими чернилами донесений. Приходилось поэтому тщательно наблюдать за всей почтой военнопленных и обрабатывать ее химическими средствами. [191]

Опасными элементами в этой группе были военнопленные офицеры.

Лагеря военнопленных служили французской разведке исходными пунктами для саботажа. О целях его и приемах работы можно лучше всего узнать из текста поручений. Для начала — поручение общего характера:

«Найти несколько верных, молчаливых и осторожных друзей, сообщить нам их имена и дать им знать, чтобы они обозначили свои письма буквами а, b, с, дабы их можно было затем узнать и выбрать.

Вы будете получать все пакеты и письма. Работайте втихомолку, руководите, распределяйте работу между друзьями. Речь идет о собирании сведений и об их пересылке, о бегстве, об указании саботирующих и о разрушениях. Пользуйтесь попеременно адресами, которые я Вам даю, ищите друга, который был бы занят цензурой писем. Если Вы желаете иметь цензурную печать лагеря, я Вам пришлю ее.

Вы должны крепко держать в руках Ваш лагерь. Для уничтожения Германии, быть может, вы все будете нужны. Вся организация должна рассматриваться как служебное дело, которое поручается лично Вам и доказавшим свою надежность французам. Вы должны всегда иметь возможность отрицать сношения с нами.


Скачать книгу "Интернациональный шпионаж и борьба с ним во время мировой войны" - Вальтер Николаи бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Интернациональный шпионаж и борьба с ним во время мировой войны
Внимание