Старое столыпинское село Ливановка

Александр
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: История села которое пережило и царя, и советскую власть, и перестройку, и распад СССР, а сейчас находится на грани исчезновения…

Книга добавлена:
11-09-2023, 18:00
0
144
21
Старое столыпинское село Ливановка
Содержание

Читать книгу "Старое столыпинское село Ливановка"



Александр Омельяненко
Старое столыпинское село Ливановка

Селу Ливановка в 2023 году официально исполнилось 118 лет (неофициально на два года больше, потому что с 1894 по 1905 годы был запрет на открытие новых поселений в Домбарской волости Оренбургской губернии, а территория где появился поселок Ливановский относилось к этой волости). Но поселения на землях Ливановского сельского округа-возникли давно, в андроновский период, и проживали тогда здесь древние арии. В археологических документах Ливановка-1, археологический памятник, стоянка андроновской культуры, бытовавшей на территории Костанайской области в эпоху энеолита (VII тыс. лет до н. э.). Ливановское поселение находилось как раз там, где сейчас выгон скота на южной части поселка, расположено у шоссе Костанай-Камысты, в месте, где к нему примыкает дорога из с. Ливановка на широте английского Стоунхенджа и российского Аркаима- на 52 градусе северной широты(интересное совпадение??? напрашивается вывод на сокральность места), только ливановское поселение более чем в два раза старше английского Стоунхенджа, и почти в три раза старее российского Аркаима. По своему возрасту поселение считается старше древнего Вавилона и египетских пирамид. Относилось поселение к древней стране Аррата, шумерской эпохе. Причем оно значительно старше древней Трои и Рима. В 1981 в Кустанайский педагогический институт, со студентами-заочниками, произвели раскопки этого памятника. В 1982 г. специалистами Тургайской археологической экспедиции было осмотрено местонахождение и собрано более 50 кремневых предметов, фрагменты керамики. Один сосуд был реконструирован полностью. Особенно много костяных орудий и предметов быта в основном из костей, разного рода проколки. Большой интерес и ученых вызвали обнаруженные на ливановской стоянке четыре венечных кости лошадей, «головки» которых украшены замысловатым геометрическим орнаментом.

Раскопки у озера Песчаное. вдали котлован.

Эти находки ученые относят к VII тыс. до н. э…..

Второе дыхание обжитости этой местности, придали переселенцы по Столыпинской реформе. Первым заселился у озера Томарлы, в 1903 году, торговец из Прибалтики Лявон (родом из г. Новоржев Псковской Губернии), он вошел в контакт к влиятельному баю из за Тумарлы, который разрешил ему открыть заимку в два-три двора, за это тот получал от Лявона доход — за усадьбу, покос и пашню — деньгами или испольной работой. Лявон активно расширяет свое дело, более и более обрастая постройками, пока заимка не превратилась в хуторок из 20–30 и более дворов, на котором шла бойкая торговля с местными казахами, кочевавшими в теплый период на джайляу, в эти места. Тем более, что мимо этой местности, проходила караванная тропа. Движение переселенцев в Кустанайский уезд стало настолько большим, что чиновники были вынуждены временно приостановить заселение. В 1905 году территория Дамбарской киргизкой волости, вновь подверглась исследованию топографами, с целью создания новых поселений. Результатом этой работы стало основание в 1905 году посёлков, вошедших затем в состав Коломенской волости, в том числе и образовавшийся поселок Ливановский.

Управитель Дамбарской волости — Дуйсенбай Байканов с сыном Курмангали и супругой Разипой.1914 г. Фото из личного архива С.Бисекеева

С 1 января 1881 г. огромная Дамбарская волость уменьшена и разделена на Дамбарскую и Бестюбинскую, а с 1 января 1894 разделена вторично — на Дамбарскую и Карабалыкскую. 29 марта 1923 г. Дамбарская волость окончательно разделена между Аятской и Бестюбинской волостями и прекратила, таким образом, своё существование Основали сам поселок Ливановский украинские переселенцы и донские казаки в 1905 году, прибывшие по столыпинской реформе. Важнейший элемент аграрной реформы — переселение за Урал, это то что крестьяне могли получить до 15 десятин сельскохозяйственных угодий и 3 десятины леса на душу мужского пола. Желающих переселиться было достаточно. Как правило, крестьяне посылали ходоков — они получали от местных переселенческих органов свидетельство, которое давало право на льготы: ссуды на дорогу, на оформление земельного участка, строительство дома. Мечта о свободной жизни привела их на пустовавшие и малообжитые земли притоболья. Добирались переселенцы по разному, кто как, одни по железной дороге доезжали до г. Оренбурга, ехали в холодных продуваемых теплушках, больше месяца, и за это время от болезней умерло несколько человек.

В Оренбурге каждой семье было выдано по 100 рублей от казны и по 10 рублей на семью от Красного креста и дано предписание где они могут поселиться. На выданные деньги переселенцы смогли приобрести у местного населения по одной лошади на семью и по одной телеге на две семьи. Отправились они в указанное переселенческим чиновником место. Другие, на паре быков, тащили свой нехитрый скарб, с самого Крыма до степей приуралья. Одна кагорта донских казаков, подъезжая к указанному месту, увидели красивое большое озеро….

с киргизским аулом на крутом красивом берегу, и небольшой заимкой на другом берегу. Восточный берег окружали киргизские кибитки. «Киргизы на плохих землях сидеть не будут», — сказал вахмистр. переселявшимся донским казакам.

Он остановил обоз, дал команду младшему уряднику Белогривому Ивану раздеться, и попробывать какая вода на вкус, он нырнул в озеро, доплыл до середины плеса, еще раз нырнул поглубже, попил водички, приплыл к берегу сказал что вода очень мягкая и пресная, вахмистр дал команду: “Все, распрягайте лошадей”. Высокая трава, кустарники, родник, в зарослях шиповника на склоне, несколько домов у заимки, привлекли внимание переселенцев. Было решено: поселиться здесь, на берегу у озера Тумарлы. Так и образовалось поселение, впоследствии превратившееся в поселок Ливановский. Почти вся площадь вокруг была сплошной ковыльной степью с превосходными лугами. Кустанайский уезд общекочевое место для кочевником не только всей области, но и для киргизов Сыр-Дарьинской и Уральской областей. Всего вкочевывалось ежегодно в уезд до 50 тысяч кибиток(около 200 тысяч киргизов) и размещаются по родам. Пути кочевания определяются здесь правом, основанном на давности пользования степями. Самое незначительное отклонение от кочевых путей приводят нередко к кровопролитию и гибели скота.

Поселок раскинулся на западном берегу озера Тумарлы — у ручейка, среди незначительных супесчаных возвышенностей, в те времена берега озера были покрыты богатыми сенокосными угодьями. Красиво заросший кустарником шиповника(шипшиной так называли это растение переселенцы) и ивами, ручей на склоне, с одинокой вербою у его истока. впоследствии достоявшей вплоть до развала СССР.Названию села положило неправильное произношение местными населением фамилии Лявона, открывшего первым, на удобном пересечении путей — лавку, еще до образования поселения, образовал сначала заимку, а потом и хуторок, Лявон вел торговлю крупами, посудой, сбруей, скотом, мукой, промышленными товарами, солью, зерном, рыбой, утварью, лесоматериалами, табаком, скобяными товарами. Переселенцы заселялись рядом с его владениями….так было легче войти в новую суровую жизнь. Даже краткий обзор состояния приезжих в ливановские края позволяет сделать однозначный вывод — ехали сюда в подавляющем большинстве люди бедные, безземельные, обделенные судьбой горемыки, жившие до переезда где- нибудь в центральной России или в Малороссии. Как известно, от добра добра не ищут, бегут не от счастья, а от того, что его то желанного, остро не хватает. Вот и ехали за тридевять земель в невиданные края, в немыслимые по тем временам дали. В лучшем случае о новых местах крестьян информировали посланные туда на деньги всего "обчества" ходоки, в которые выбирали мужиков пограмотнее, побойчей и посмекалистей.

Иные "послы" приезжали с дурными вестями — землица-то есть, да шибко далеко, городов и селений рядом нет, дорог нет, "фелшара" нет. Кругом степь да степь. Летом там жутковато, а зимой забуранит, завьюжит, закроет снежной пеленой горизонты, заштормит от всего мира, прям-таки беда. Слушали такого" чрезвычайного и полномочного посла", неспешно курили самокрутки, чесали нестриженные затылки и небритые бороды, задавали вопросы, ахали и вздыхали. Многие не решались на отъезд, но самые отчаянные и те, кому терять было нечего, кого жизнь буквально загнала в угол и била смертным боем, те после долгих раздумий все-таки трогались в путь-дорогу.

Преодолев тысячи километров, они находили благодатные места с природой, напоминающей родную, украинскую либо российскую. Вернувшись, ходоки отчитывались перед земляками, после чего односельчане принимали коллективное решение о переезде. Подавая пример другим, ходоки шли впереди всех. Однако имена этих разведчиков оставались в тени. В далекий путь крестьяне пускались из малоземелья. Семьи были большими и многодетными, всех надо накормить. А в Сибири, а в те времена Северный Казахстан называли Сибирь- плодородной земли вдоволь. Хорошим стимулом стала Столыпинская реформа, поддержавшая переселенцев рублем. Переселенцы облюбовали северные — западные территории Кустанайского уезда Турнайской области.

Переселенцами была создана в поселке Ливановский община. На сходах переселенцы решали важные вопросы общего характера: выделение земли под посевы, сенокосы, пастбища, строительство школы, церкви, плотин, колодцев, выполнение разного рода повинностей и обязанностей, скажем, пастуха и т. д Местные киргизы(казахи — в то время еще не было этого наименования местного населения)не могли выговаривать имя Лявона (выходца из города Новоржев Псковской губернии), и так получалось- спрашивали: "Куда едешь(қайда барасым? " отвечали: К Ливан үшін жарма, қант" "К Ливан- за крупой, сахаром", так и послужило это основой для наименования поселка. Переселенцы начали строить себе землянки. Появилось несколько десятков примитивных жилищ. Это место поселения уездная власть и назвала поселок Ливановский…

В числе первых жителей в поселение прибыли семьи Степана Аврамовича Садченко, Фотия Семёновича Нижника, трёх братьев Щербины, Абрама Сидоровича Пищенко, Василия Акакиевича Акименко, Бардака Ильи, Белогривого Степана, Гардичук Филимона, Губенко Филиппа, Журного Емельяна, Козлова Григория, Колисниченко Александра, Матущака Макара, Нашира Федора, Вишневского Андрей Андреевича, Воробьева Семена, Кищука Ефсея, Коваль Петра, Мамченко Ивана, Личмана Давида, Чеботарского Антона и других.

Очевидец тех времен из Ливановки грустно описывал первые переселенческие невзгоды: "Путь оказался труднее, чем думали… Пошли болезни, стала падать скотина, да и народ порядком издержался… Многие были растеряны, понимая, что вокруг одни такие же переселенцы, понявшие, что никто на горе их не отзовется, никто не придет на помощь" Поселок Ливановский представлял — "это степь, то по краю широкой улицы, поросшей зеленой травою, с слабо наезженными колеями, стоят постройки самого разнообразного вида. С большими промежутками видны одна-две избы, иной раз без крыши или без всякого прируба, иногда без дверей и оконных рам. Одни усадьбы обрыты со всех сторон глубокой канавой, заменяющей заборы и плетни, другие совершенно открыты и ничем не огорожены. Потом опять пустыри по обе стороны, а за ними приземистые с малыми подслеповатыми оконцами мазанки. На улице лежат бревна, кучи земли, дерн. И тут же, но непременно в стороне от улицы…


Скачать книгу "Старое столыпинское село Ливановка" - Александр Омельяненко бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Старое столыпинское село Ливановка
Внимание