Христианство, его происхождение и сущность

Николай Розенталь
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Доктор исторических наук профессор Н. Н. Розенталь в брошюре «Христианство, его происхождение и сущность» интересно рассказывает о социально-экономических причинах и идейных истоках возникновения христианства, происхождении и социальной сущности мифа о Христе.

Книга добавлена:
18-03-2024, 11:37
0
53
25
Христианство, его происхождение и сущность

Читать книгу "Христианство, его происхождение и сущность"



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Порождая новые религиозные системы, развитие капитализма вместе с тем заставляло приспособляться к изменившейся социальной действительности прежние, исторически сложившиеся формы христианства. Для православия процесс этого приспособления, естественно, наступил значительно позже, чем для католицизма, потому что в России и в других православных государствах дольше сохранялись старые, докапиталистические отношения. Но перед католицизмом уже в XVI веке резко встал вопрос — признать себя окончательно побежденным или перестроиться для продолжения борьбы?

Руководители католической церкви вскоре убедились в том, что они могут рассчитывать на успех, только находясь в союзе с какими-либо сильными светскими государствами. И с тех пор они постоянно искали сближения с теми, кто был в состоянии оказать им наиболее существенную поддержку. В XVI веке папы ориентировались главным образом на Испанию. После начавшегося упадка в Испании они переключились на Францию, а потом в связи с военными неудачами французского короля Людовика XIV (1643–1715) стали пользоваться преимущественным покровительством у повелителей многоплеменной империи Габсбургов. Нетрудно заметить, что и в новейшие времена бросающиеся в глаза зигзаги папской дипломатии, как, например, ее недавний поворот от германского фашизма к американскому империализму, представляют собой продолжение той же самой политической линии.

В обмен на необходимую помощь со стороны светских государств католическая церковь предоставляла к их услугам свой долгий исторический опыт и свою многочисленную, прекрасно дисциплинированную духовную армию. В дополнение к прежним монашеским орденам в 1540 году был основан новый, специально приспособленный к изменившимся объективным условиям, под названием «Общество Иисуса», или иисуситов (по-латыни иезуитов). Этот орден, сыгравший чрезвычайно важную роль в позднейшей истории католицизма, во многом отличался от своих предшественников. Перед иезуитами были поставлены чисто политические задачи. Они выполняли дипломатические поручения папы, являлись его тайными агентами во всех странах мира, участвовали в интригах и заговорах, вели религиозную пропаганду среди иноверных народов и старательно готовили в своих закрытых учебных заведениях молодые кадры воинствующих клерикалов. Ввиду специфического характера своей деятельности иезуиты были избавлены от необходимости формального соблюдения обычных церковных правил: они могли не носить монашеской одежды, не посещать богослужений и даже отступать от обязательных для каждого христианина нравственных норм — при единственном условии, чтобы все это делалось «для вящей славы бога», т. е. в интересах католицизма. Иезуит должен был беспрекословно повиноваться своему орденскому начальству и точно выполнять каждое его требование, «вплоть до совершения смертного греха». Никакое, даже самое гнусное, преступление не смущало совести иезуита, если оно предписывалось ему его духовными властями. «Цель оправдывает средства!»— таков был лозунг иезуитского ордена. Не удивительно, что слово «иезуит» сделалось синонимом лжи и безнравственности.

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский, горячо осуждавший принципы и тактику католицизма, тем не менее был вынужден отдать должное той ловкости, с какой католические священники умели ловить в свои сети находившихся в трудном положении людей. В этом отношении католики, по признанию Достоевского, неизмеримо превосходили протестантов. В статье «Зимние заметки о летних впечатлениях» Достоевский, исходя из того, что видел во Франции и в Англии, дал очень меткую сравнительную характеристику католического и англиканского духовенства. Достоевский называет пропаганду, которую вели служители католицизма, «шныряющей всюду, упорной, неустанной». По его наблюдениям, «католический священник сам выследит и вотрется в бедное семейство какого-нибудь работника… Он всех накормит, оденет, обогреет, начнет лечить больного, покупает лекарство, делается другом дома и под конец обращает всех в католичество… Англиканский же священник не пойдет к бедному. Бедных и в церковь не пускают, потому что им нечем заплатить за место на скамье… Англиканские священники и епископы горды и богаты… Они большие педанты, очень образованны и сами важно и серьезно верят в свое тупо нравственное достоинство, в свое право читать спокойную и самоуверенную мораль, жиреть и жить тут для богатых».

Действительно, как англиканство, так и вообще все протестантские религии, признанные в XVI веке различными западноевропейскими государствами, далеко уступают в настоящее время католицизму в смысле влиятельности и распространенности. Это объясняется прежде всего исторически выработанной профессиональной дисциплиной и богатым опытом католического духовенства. Развивая испытанные средневековые традиции, римские папы смело вводили новые религиозные догматы, рассчитанные на психику отсталых масс, все более и более разоряемых и угнетаемых современным капитализмом. В частности, папы самым широким образом использовали импонирующий темным неорганизованным слоям населения мистический культ своей собственной личности. В 1870 году церковный собор в Ватикане официально объявил римского папу «непогрешимым в вопросах вероучения».

Для оживления популярного среди мелких крестьян и ремесленников, особенно у женщин, почитания «божьей матери», или «мадонны», католическая церковь приняла в 1854 году догмат об ее «непорочном зачатии», что ставило ее на один уровень с самим Иисусом Христом. Это явное новшество, не имеющее под собой решительно никаких оснований в христианском «священном писании», было торжественно дополнено в 1950 и 1954 годах, когда папа Пий XII, умерший в 1958 году, ввел догмат о телесном вознесении девы Марии на небо и провозгласил ее «королевой небес», в честь чего даже был установлен специальный церковный праздник.

Наряду с культом «богородицы», современная католическая церковь уделяет также большое внимание культу «святых», который в свою очередь сильно привлекает к себе различные отсталые элементы. Совсем недавно, уже в нашем столетии, были объявлены «святыми» американка Кабрини — первая женщина в Америке, удостоенная такой почести (1946), папа Пий X (1954), несколько десятков католических священников, казненных во Франции в период революции 1789 года и погибших в Китае во время восстания 1900 года (1955), и др.

Спекулируя на наивных чувствах верующих людей, католическая церковь вместе с тем расходует огромные средства, собираемые ею с помощью ее богатых покровителей на теоретическую борьбу с атеизмом и материализмом. Она создает свои институты и академии, публикует множество книг и статей в защиту христианства, а также с целью доказать возможность примирения религии с наукой. Современные католические богословы не стесняются даже прибегать к своеобразной диалектике. Они утверждают, что теперь церковь, разумеется, не стала бы сжигать ученых, как она сожгла, например, Джордано Бруно, но что триста пятьдесят лет тому назад такие меры были необходимы, потому что тогда человеческие умы еще не могли правильно воспринимать научные истины!

Ни одна из протестантских церквей, основанных в XVI веке, в настоящее время, как правило, не в состоянии успешно конкурировать с католицизмом, не имея ни его опыта, ни его материальных возможностей, ни его боевой, крепко сколоченной и широко разветвленной организации. Да и само идеологическое содержание протестантизма, когда-то удовлетворявшее многие передовые умы, теперь уже давно перестало их интересовать, а в борьбе за влияние на темные, отсталые массы протестантские пастыри ни в малейшей степени не в силах состязаться с католическими. Та роль, какую раньше играл в качестве наиболее рациональной религиозной идеологии протестантизм, уже начиная с

XVII века постепенно переходит к различным новейшим христианским течениям. Поскольку эти течения нигде не сделались государственными религиями, постольку они до сих пор обычно называются сектами (объединениями последователей каких-либо вероучителей, от латинского слова «секвор» — следую), хотя некоторые из них, например баптисты, имеют в настоящее время не меньше приверженцев, чем любая из официальных протестантских церквей.

Но ни одна из существующих в наше время религиозных сект не имеет перед собой никакой будущности. Характерно, что последней европейской революцией, происходившей под знаменем религии, была революция XVII века в Англии. С тех пор революционное движение развивалось уже против всех устоев эксплуататорского прошлого, в том числе и против всех религиозных верований. Передовые умы человечества все яснее понимали, что, где религия, там реакция и угнетение. «Истину я взял себе, — писал В. Г. Белинский А. И. Герцену в 1845 году, — и в словах бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут»[46]. В эти же годы великий гений Маркса уже вскрыл эксплуататорскую сущность всех форм христианства: социальные принципы христианства, — отвечал он тем, кто пытался усмотреть в этой религии демократические тенденции, — оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата.

Освобождение революционных идей в Европе от их религиозно-христианской оболочки означало, по замечанию Ф. Энгельса, что «христианство вступило в свою последнюю стадию. Оно уже не способно было впредь поставлять идеологическую одежду для стремлений какого-нибудь прогрессивного класса…». «Теперь… — объяснял В. И. Ленин А. М. Горькому, — всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции».[47]

Подобно всем остальным христианским церквам, и русская православная церковь до Великой Октябрьской социалистической революции, а также и первое время после революции являлась упорным врагом свободы и прогресса. В постановлении ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 года указывается, что «в царской России церковь верно служила самодержавию, помещикам и капиталистам, оправдывала жестокую эксплуатацию народных масс, поддерживала эксплуататоров в борьбе против трудящихся. Известно также, что сразу же после победы Октябрьской социалистической революции, в годы гражданской войны и позже многие религиозные организации, группы духовенства держали себя враждебно по отношению к Советской власти».

Но по мере успехов социализма и укрепления советского строя служители православной церкви в подавляющем большинстве решительно изменили свои политические позиции. «В настоящее время, — говорится в постановлении ЦК, — в результате победы социализма и ликвидации эксплуататорских классов в СССР подорваны социальные корни религии, уничтожена база, на которую опиралась церковь. Служители церкви в своем большинстве, как свидетельствуют факты, также занимают теперь лояльные позиции по отношению к Советской власти».


Скачать книгу "Христианство, его происхождение и сущность" - Николай Розенталь бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Социология » Христианство, его происхождение и сущность
Внимание