Давным давно была...

Василий Колесов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Давно это было. Пионерский лагерь. Отбой. Только что посмотрели в клубе фильм "Это было в разведке"… А рано утром, 22 июня в 4 часа, нас поднимут на "Зарницу"! Вот бы реально попасть в то время… Попаданцы, обычно, круче "вареных яиц, которые кипели 5 минут". Хотя… о чем это я! Сейчас некоторые тренированные шестиклассники, с лапкой 47 размера, дадут фору девятиклассникам… А если реальные, современные мальчишки попали бы в 1941 год? Как бы они себя повели? С кем бы там встретились? Выжили бы? Историю не изменить: что было, то было. Эх… давно это было и, говорят, что многое не правда…  

Книга добавлена:
25-08-2023, 13:45
0
1 224
38
Давным давно была...

Читать книгу "Давным давно была..."



Глава 11

На Восток.

Дед Иван, скрипя сердцем, отпустил Илюху в новолуние, 4 апреля 1943 года. Днем и ночью уже стояли плюсовые температуры. Но не это беспокоили деда Ивана: он то видел, что Илья холода не боится — бегает и делает работу по двору с обнаженным торсом (как говорил мальчишка: «Форма раз — трусы, противогаз!») Когда увидел, как еле передвигающийся малец, в таком виде, в феврале вылез на улицу и стал обтираться снегом, деда, чуть «кондратий не хватил». Мальчишка быстро креп, заживало на нем все, как на собаке.

Есть было что — охотились, ставили силки, живность была, бульба, мука… немцы к нему не добрались. Да и как к нему доберешься, леса дремучие да болота кругом… Иногда только приходили люди за помощью, но в таких случаях, Илья старался «не отсвечивать».

Илья спрашивал у женщины, что его привезла на санках для хвороста, тети Матрены, искал ли его кто-либо? Оказалось, что никто не искал. Значит, решил Илюха, группа партизан, что его спасла, погибла. Его описание известно фашистам и полицаям — в Барановичи возвращаться опасно…

Вот и деда волновало, куда пойдет мальчишка. А мальчишка сразу заявил, что ему надо на восток — в Полесье. А чтобы попасть в Полесье, парню надо перейти через серьезно охраняемую трассу Барановичи — Ганцевичи — Лунинец. Кратчайшая дорога была через Ганцевичи, но мальчишка, хоть и говорил, что ему 13, но выглядел старше, а с 14 лет нужен — аусвайс или сразу загребут, как партизана или просто угонят на работы в Германию.

Дед сам довел Илью до старой просеки, что шла небольшой дугой через весь лес и выходила к дороге чуть севернее местечка под названием Полонь. Хоть мальчишка и был, по меркам деда Ивана «городским», но ориентировался в лесу не плохо, кое-чему его и дед подучил, так что, старик не волновался, что Илюха заблудится.

— Ну, с Богом, Илюша! И дай Бог — увидимся! — дед перекрестил мальчишку. — Постой! Не спеши. Не хотел тебе давать… но — надо!

Дед достал из кармана тулупчика наган.

— Держи, тебе пригодится… Вот еще восемь патронов, больше нет… — дед Иван развернулся и пошел не оглядываясь.

«Ух ты! Императорский тульский оружейный завод! Поручику Ивану Стрельникову за отличную стрельбу. Именной. Ай да дед…»

— Деда! Жив буду — верну! — крикнул Илья. Дед, не оборачиваясь, поднял и опустил правую руку.

До дороги Илюха дошел за 2 часа — 6–7 км, не торопился, осторожничал и, как говорится: «И никого не встретил».

А вот дальше начиналось «интересное». Дорога, с двух сторон — до леса, метров по 50. Движение, достаточно активное, могут быть засады — пулеметные гнезда. Днем — не пойдешь. Да и ночью — страшно, Илюха помнил по фильмам и книгам, что фрицы минировали подходы к важным дорогам. Вот эта дорога важная или нет?

Наступила непроглядная ночь — новолуние ведь. Илюха рискнул — каждое мгновение думал о минах. Видать, повезло, или на этом участке их не было — юркнул в лес на другой стороне.

Правее, по рассказам деда. Должно быть селение Полонь начнется самое интересное, от соединения двух рек — Выдренка и Цна прямо на восток должна вести тропа — вырубка, только вот она по пути пересекалась отводными каналами. Не глубокими, но их было семь или восемь. Но, это апрель и разлив речушек… дед посоветовал дойти восточного края леса, на той стороне дороги, пойти на юг — обойти Полонь с востока, а там будет мост, а дальше иди по дороге — если повезет. До моста Илюха добрался почти к рассвету. У мостка горел костер, ходили вооруженные люди — явно не партизаны. Илья решил переждать, осмотреться, чуть углубился в лес, нарезал лапника, постелил его под соседней густой елочкой и прилег. Из полудремы его вывел гул автомобиля и крики на русском и немецком. Илюха всматривался в ту сторону. Немцы и полицаи в лес не пошли.

«А, была — не была! Надо глянуть, что там происходит.» — решил Илья.

Как понял Илья, вся эта местность была «зачищена» от партизан, и немцы с полицаями совсем не боялись, что в 30 метрах от моста лес.

Между мостом и лесом, стояла виселица. У виселицы стояли 12 немцем, 5 полицаев и пятеро связанных пленных, видимо, партизан или помогавшие партизанам.

Четверо взрослых и мальчишка…

Илья отлично видел и слышал, что там происходило.

— Разувайтесь, — скомандовал один из полицаев. Разуваться никто не стал. Их сбили на землю… разули. Полицаи начали смотреть по размерам: кому подойдет — одни отбросили в сторону, дырявые.

— Значит так, — скомандовал, видимо, старший. — Потом поделите. Сейчас этих повесим — повисят, потом надо будет закопать, а то на посту вонять будет.

— Кабан, так пусть сами себе и выкопают ямы. Нам что ли корячиться? — возмутился один.

— Господам немцам надо повесить, сделать фотографии и ехать дальше. И … я бы этим, лопаты в руки не дал бы. Хотя… Бурый, давай сюда «клопа»!

Бурый пинком пригнал к старшему мальчишку- партизана.

— Значит так, «клоп», сейчас будешь копать ямку… для товарищей и для себя…

Мальчишка плюнул в лицо полицаю.

— Вот ты как. Ну что ж… сам попросишь лопату яму копать!

— Раздевайте его. Пусть померзнет чутка.

Мальчишку, под гогот фрицев, раздели и привязали к столбу виселицы.

— Вы что творите, сволочи, — попытался возмутиться один из партизан, за что получил пинок в бок.

— Вяжите им ноги длинными веревками, скомандовал старший полицай. А ты… «недоносок партизанский», будешь смотреть, что тебя ждет.

Через 5 минут партизан подвесили за ноги…

— Ну, что, будешь яму копать, «клоп», спросил полицай, у мальчишки, которого просто «колотило» от холода и вида жуткой смерти товарищей.

— Не хочешь? Ну, как хочешь… Бурый, мы с господами немцами в поселок, ты с Сухим «клопа» подвесь, раз копать не хочет…

Немцы и три полицая погрузились на машину и поехали в сторону Полони. Мальчишку отвязали от столба, от увиденного и от холода он упал на землю, его продолжало «колотить».

— Копать будешь? Пожил бы еще часок… — поинтересовался Кабан. — А то смотри… Мы можем не только за ноги подвесить! Да, Сухой?

— Легко!

Мальчишка не ответил — он был в шоке. Но когда его схватили за ноги, он понял, что его ждет, закричал, попытался отбиваться. Полицаев это развеселило.

Раздались 2 выстрела, почти в упор. Илья не выдержал, хотел переждать чуть дольше, чтоб машина уехала как можно дальше, прежде чем начнет стрелять. Он даже просил мысленно, чтоб мальчишка согласился копать яму, но… как вышло, так вышло. Дальше счет пошел, возможно, на минуты, если немцы услышали выстрелы. Илья быстро ножом перерезал веревки на руках и ногах мальчишки, развернул к себе и пару раз хлопнул ладонью по лицу.

— Быстро, одевай штаны, телогрейку, сапоги — остальное хватай в руки и за мной, на ту сторону моста.

Пока парнишка одевался, Илья обшарил полицаев, забрал документы. 3 гранаты, патроны, СВТ- 40 и карабин Маузера.

Мосток был хлипкий, перебежав через него, Илья на чуток задержался… Спросил у мальчишки:

— Ты местный? Куда бежать дальше знаешь?

— Знаю, — закивал мальчишка. Сейчас 400 метров по дороге, а потом вправо еще столько же, брод через реку и будет наш лес.

— Отлично. — Илья связал вместе три гранаты — «толкушки», свернул колпак. — «Потяни за веревочку, дверь и откроется!»

Илья бросил под мост связку. Мальчишка хотел плюхнуться на землю, но Илья удержал его за шкирку:

— Бегом! Два, три, четыре, пять — ложись!

Через секунду рвануло. Если бы Илья бросил гранату сверху, в полотне моста была бы дыра. Он бросил под мост, часть моста вздыбило: машина не должна теперь проехать. Все, как папа учил.

— Вставай. На карабин. Давай бегом!

Добежали до реки, к броду.

— Глубоко? — спросил Илюха.

— Летом по колено, сейчас по пояс.

— Бегом раздеваться! По пояс.

Переправились. Оделись.

— Э… послушай, как тебя зовут?

— Илья.

— А Фамилия?

— А ключи от квартиры не дать?

— Чего?

А зачем тебе моя фамилия? Зови просто — Илья. Или «Боцман», — вспомнилось прошлое прозвище.

— Слушай, Илья, пожалуйста, не рассказывай никому, что я… обоссался от страха… А? Пожалуйста…

— Ты совсем дурной? Я с полными штанами ходил и не волнуюсь. Ты помнишь, что тебя ждало?

— Помню… — мальчишку снова стало «колотить».

— Короче! Звать тебя как?

— Егор… Суриков.

— Значит так, Егор. Тебя хотели казнить, не успели. Остальных казнили. Нам с тобой — повезло. Мы отбились. Добыли оружие и документы. И штаны у тебя сухие! Вопросы есть?

— Не-е-е-т…

— Тогда веди. Я не знаю куда идти…

Егор вывел Илью на партизанский секрет. Партизаны уже знали, что группа подрывников попала в засаду, а вместе с ними шел и связной — Егорка, а тут … один возвращается, да еще и не один!

Один из секрета пошел проводить ребят до лагеря.

В лагере ребят покормили и их тут же вызвали в землянку к командиру отряда. СВТ и наган у него забрали. Сказали — на время.

В землянке ребят ждали три человека.

— Ну здравствуй, юноша, как тебя звать — величать, откуда? Как здесь оказался? Что интересного расскажешь? — спросил один из партизан, сидевших в штабной землянке.

— Звать Илья, прозвище «Боцман». С той стороны шоссе пришел. Иду на восток.

— Давай, так Илья… ты, пока, погуляешь, недалеко от землянки, мы пока с Егоркой побеседуем. А потом и тебя позовем.

— Хорошо, — Илья вышел из землянки, а про себя подумал: «Проверочка… И это хорошо!».

Илья посидел на пенечке, рядом со штабной землянкой, под присмотром одного бойца.

Через 20 минут позвали Илью.

— Давай, теперь ты рассказывай…

— А что рассказывать? Иду на восток.

— То есть не к нам шел? — удивился один из партизан. — Ты посмотри, что творится, Викторович! Обычно, как малец «пукалку» найдет — бежит и требует принять в партизаны. А этот — не хочет.

— Мне на восток надо, желательно в Курск… или Орел.

— А? Вот что ему сказать? А, Викторович?

— А вы кто будете? — поинтересовался Илюха.

— Я — командир отряда, это начштаба, это комиссар. Еще вопросы?

— Понятно.

— Егор сказал, что ты его спас. Почему других не спас?

— Там было 17 фрицев. Я один и 14 патронов. Пришлось ждать, когда останутся двое.

— Стрелял из нагана?

— Да.

— Вот этого? Кто дал?

— Дед дал…

— Какой дед?

— Просто дед.

— Пока поживи в отряде, а мы подумаем, что с тобой делать.

— Хорошо, только наган верните, я деду вернуть обещал…

Егор повел Илью в другую землянку:

— Вот здесь будем жить…

Показал, где что находится.

Утром Илья проснулся по обычаю, на зарядку. Несмотря на раннее утро, жизнь в лагере уже кипели: кашеварили, возвращались группы с заданий, сменялись секреты и караулы.

— Василек! Как сегодня? Успешно? — поинтересовался один из партизан у парнишки лет 15-ти.

Василь Коробко

— Да сегодня еще один эшелон под откос пустили! У нас без потерь!

— Красавчики!

Илья отошел от лагеря метров на 100, в сторону родника. Местности Илюха не знал, поэтому решил обойтись силовой зарядкой — умылся и обтерся родниковой водой по пояс. Вернулся в лагерь. Проснулся Егор, их, на пару, отправили рубить дрова. Илюха спросил про парнишку подрывника.


Скачать книгу "Давным давно была..." - Василий Колесов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Альтернативная история » Давным давно была...
Внимание