Петр Великий и его время

Виктор Буганов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге впервые рассказывается о том, как был воспринят в русском обществе выход- в свет труда крупнейшего представителя русской дворянской историографии Н. М. Карамзина - «История государства Российского». Обсуждение этого труда, в котором приняли участие сотни его первых читателей, рассматривается как многолетняя полемика между представителями различных политических, историографических и литературных течений Споры о труде Карамзина показали, что «История» сыграла определенную роль в активизации общественной мысли России. В работе анализируется более 300 журнальных публикаций об «Истории», в вей использованы мемуары, дневники, письма, а также и другие источники, в том числе неопубликованные.

Книга добавлена:
23-01-2023, 13:36
0
526
46
Петр Великий и его время

Читать книгу "Петр Великий и его время"



Подготовка к Северной войне

Великое посольство показало, что южное направление внешней политики России исчерпало себя. Война с Турцией приближалась к концу. Когда Петр вернулся из-за границы, она продолжалась, хотя и не столь активно, как ему хотелось. В Воронеже строили корабли, рождался русский военно-морской флот. Царь наряду с другими делами вникает в эти заботы, руководит военными, дипломатическими, кораблестроительными предприятиями, сам в них активно участвует.

23 октября 1698 г., после второго, или «большого», розыска о стрельцах он поскакал в Воронеж. Там вовсю работали верфи. Всем заправлял его любимец Федор Матвеевич Апраксин. Из далекого северного Архангельска его перевели в среднерусский город, сонный и неподвижный, и он превратил его в шумный центр кораблестроения: тысячи русских работников, иностранцы, выехавшие из разных стран Европы, заготавливали лес, разделывали его, строили корабли.

Через неделю Петр прибыл в Воронеж. Все его поначалу радовало. Но вскоре радость была омрачена. Он узнал о массовом бегстве мастеровых людей и крестьян, которые спасались от осенней и зимней стужи, отсутствия жилья, голода и болезней. Сроки строительства кораблей не выдерживались. К тому же все делалось в спешке, продуманного плана заготовки припасов, снаряжения, самой постройки кораблей не было. Опытных мастеров не хватало. Уже в декабре Петр жаловался:

- Истинно, никого мне нет здесь помощника.

Построенные корабли нередко выглядели не самым лучшим образом, так как были сделаны из непросушенного леса, вместо железных гвоздей вбивались деревянные. Конструкция судов весьма отличалась в худшую сторону от тех, которые Петр видел в Англии и Голландии. Они имели чрезмерно высокие палубы и борта или большую длину и, наоборот, «безмерную узость»; в результате страдала устойчивость судна. Петр приказал переделать некоторые корабли, грозил, требовал, распекал. Несмотря на все трудности и недоделки, первые корабли русского флота сошли па воду. Апраксин формировал их команды уже из матросов, а не из солдат, как бывало раньше. Этот флот еще пригодится, как и гавани, порты, которые Петр основал на Черном море. Он хотел осуществить свою цель - свободно плавать по этому морю через проливы и далее в Средиземное море, а из него в водные просторы, омывающие Европу с запада.

Опыт Великого посольства показал, что направление внешней политики нужно менять с южного на северное. Борьба за Балтику диктовалась многими обстоятельствами, прежде всего необходимостью возвращения древних русских земель у Финского залива (эта задача была унаследована со времен Ярослава Мудрого, Александра Невского, Ивана Грозного и Алексея Михайловича), а также объективными потребностями развития экономики страны, ее рынка, крайне нуждавшегося в расширении внешних связей. А этому препятствовал шведский кордон. Еще в 1617 г. король Густав II Адольф с торжеством заявил в риксдаге: «Россия лишена выхода к морю, и, благодаря богу, отныне ей будет трудно преодолеть все эти препятствия». Наконец, отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости. Петр сумел это понять и принять быстрые, энергичные меры, военные и морские, дипломатические и административные. Его ранние «потешные игры» на суше и воде, заграничное путешествие и водопад указов, принятых сразу по приезде на Родину, начавшиеся преобразования административного аппарата и армии, постройка первых кораблей и поиски руды на Урале - все это нацеливалось на усиление страны, ее экономической и военной мощи, а также па решение неотложных национальных задач: защиты суверенитета России в грядущей борьбе мировых сил, выхода ее к морям, расширения связей с Европой, превращения страны в мировую державу.

Петр начал формировать полки в полном смысле регулярной армии. Указ 19 ноября 1699 г. предусматривал создание 30 пехотных солдатских полков из «даточных» - рекрутов, которых брали с определенного количества дворов крестьян, холопов и из «охочих» (вольных, не из крепостных крестьян) людей.

До сих пор в России регулярными полками являлись по существу лишь гвардейские Преображенский и Семеновский, а также Лефортов и Бутырский (Гордонов) солдатский. Они занимались военным обучением, регулярным строем, постоянной службой. Остальные полки (солдатские, рейтарские, драгунские), хотя и организованы были по иноземному образцу, несли службу только в походах. Между походами их распускали по домам, и они превращались в земледельцев на своих участках. Солдаты же регулярных полков должны былп служить и обучаться постоянно. Временные ратники превращались в постоянных военнослужащих.

В селе Преображенском, любимой резиденции Петра, собирали рекрутов, формировали из них полки. Царь сам осматривал их, определял годность. А. А. Вейде, которому Петр еще в 1697 г. поручил изучить устройство армии цесаря, в следующем году составил «Воинский устав». В нем в соответствии с должностями цесарского войска были расписаны военные должности в русском войске, даны правила строевой подготовки солдат. Летом 1699 г. он же составил «Воинский наказ» и «Артикул, кому какое наказание за вины». Петр, находясь на юге, внимательно изучил и поправил уставы и военно-уголовный кодекс.

Петр и его помощники (А. М. Головин, А. А. Вейде, подполковник-преображенец князь А. Репнин и пр.) следили за тем, чтобы солдат учили правильному воинскому строю, обращению с ружьями, мушкетами, правилам стрельбы плутонгами (взводами) и, по выражению Петра, «пидерфалом» (передние шеренги падают на землю, задние стреляют).

Из полков сформировали три дивизии под командой тех же Головина, Вейде и Репнина. Полковниками и младшими офицерами стали исключительно иностранцы - поляки, шведы и др. На ходу многих отстраняли, заменяли царедворцами (стольниками, спальниками), теми из ближних к царю (комнатных) людей, которые ездили с ним за рубеж в составе Великого посольства. Энергичная подготовка дивизий происходила весной и летом 1700 г. В административном отношении эту армию подчинили упомянутым выше трем новым ведомствам: генерал-комиссара, генерал-провианта, генерал-артиллерии (генерал-фельдцейхмейстера).

Так, в заботах, в крайней спешке, с напряжением всех сил, шли эти три бурных года. Многое было сделано: и то, что продолжало начинания предшественников, и то, что было новым, значительным для будущих предприятий. Немало имелось и ошибок, сомнений из-за судорожной спешки, боязни опоздать, упустить время.

Не пристало царю горевать, дела надо делать, да получше, да побыстрей. А они не ждут. Главная забота - дела дипломатические, внешняя политика. Не получилось па юге, нужно переносить центр внимания на север. Воевать на два фронта России не под силу. Чтобы установить мир на юге, нужно было по крайней мере перемирие с Турцией. От этого никуда не денешься. Обстановка в Европе сложилась очень запутанная. По словам Ключевского, борьба с «тремя задорными государствами» (Францией, Швецией и Турцией) сбивала остальные страны в коалиции. На исходе XVII в. намечались новые варианты союзов государств. Назревавшая война за испанское наследство (1701 - 1714 гг.) заставила пойти Австрию на мир с Турцией. Англия и Голландия изо всех сил этому способствовали. Россия была вынуждена смириться с таким поворотом событий, более того - принять участие в мирных переговорах с Портой.

Виниус, постоянный корреспондент и информатор Петра (сообщал ему сведения, почерпнутые из европейских газет, которые постоянно читал), известил его о подготовке конференции в Карловцах под Белградом. Представители Римской империи, Венеции, Польши и России собрались там для переговоров с Турцией. Петр направил туда П. Б. Возницына, одного из «великих послов» в Европу 1697-1698 гг. От Виниуса же царь узнал, что Карл II, король испанский, смерти которого ждет вся Европа, жив и здоров. Но Франция на всякий случай держит под ружьем 100-тысячную армию. Для Петра эти сведения были крайне важны - от них зависело, начинать или не начинать войну со Швецией. Он писал Виниусу из Воронежа о большом размахе строения кораблей, об ожидании хороших известий, которые означали бы конец неопределенности в вопросе о Турции и Швеции.

«Препараториум великий» Петра охватил не только Воронеж и его окрестности, но и всю Россию, ее внутреннее устройство и внешнюю политику, культуру и быт.

Страна встала на путь преобразований, европеизации. Их начало совпало с переориентацией дипломатических и военных усилий государства. Помимо названных мер, нужно сказать и о решительных мерах Петра по созданию промышленности. Еще в 1697 г. по его указанию начали строить доменные печи и пушечные литейные цехи на Урале. В следующем году в Невьянске заложили первый металлургический завод. Уже через три года он дал первый чугун. Затем появились другие заводы и фабрики: металлургические, суконные, парусные, пороховые, канатные, кожевенные, всего до 40 предприятий, и это всего за несколько лет. Конечно, ремесленные мастерские и мануфактуры существовали и до Петра, но он придал развитию промышленности невиданный размах, продвинув его далеко вперед.

Усилия Петра и всей России давали свои плоды, первые и подчас не очень зрелые. Многое потом пришлось поправлять, доделывать, переиначивать - самому, его помощникам из русских и иностранцев.

Петра в эти годы терзала трудная и неотложная проблема - окончание войны с Турцией. Между тем ведущие западные державы - Австрия, Франция, Англия, Голландия, Швеция и пр. - толкали Турцию на продолжение войны с Россией. Все они, предвидя войну за испанское наследство, стремились обезопасить свои восточные фланги, освободить собственные силы, а Россию и Турцию «занять» борьбой друг с другом.

Возницын очень подходил для той роли, которую ему предназначил царь-батюшка. Россия на Карловицком конгрессе оказалась в изоляции. Против нее выступали Турция, что вполне естественно, ее союзники - Австрия, Венеция и Речь Посполитая - и посредники - Англия и Голландия. К ним следует добавить и Францию, хотя и не участвовавшую в конгрессе, но стоявшую за спиной Турции. Поскольку по соглашению 1698 г. Франция, Австрия, Англия и Голландия договорились о разделе испанских владений после смерти Карла II, война между ними могла н не разразиться. И этот возможный вариант должны были учитывать Петр и его дипломаты, как и интриги так называемых союзников России по антитурецкой лиге. Все: и «друзья», и враги, и посредники - стремились достичь своих целей за счет Турции и России.

В Карловцах шли не общие заседания всех участников конгресса, а двусторонние переговоры между турецкими представителями, с одной стороны, и их противниками из антитурецкой лиги - с другой. Невзирая на позицию России, ее интересы, Австрия и Венеция заключили с Турцией сепаратные мирные договоры и получили изрядные приобретения: Австрия - Трансильванию, Турецкую Венгрию и Славонию; Венеция - Морею в Греции. Уступать же России завоеванные ею земли в низовьях Дона и Днепра, в Приазовье и Причерноморье Турция никак не хотела.


Скачать книгу "Петр Великий и его время" - Виктор Буганов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Петр Великий и его время
Внимание