Семейные хроники

Татьяна Томина
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге представлены хроники семьи автора в увязке с историческими событиями в России в течение XX века

Книга добавлена:
23-07-2023, 08:22
0
218
13
Семейные хроники
Содержание

Читать книгу "Семейные хроники"



Развивалась торговая сеть. Если в 1933 году в Оренбурге было 127 магазинов, то в 1936 году уже 238. Самым лучшим магазином считался небольшой, но не уступающий столичным по чистоте, образцовому расположению товаров и уровню обслуживания, магазин Главпарфюмера. В некоторых центральных магазинах была организована развозка товаров на дом. На Советской улице открыт образцовый магазин Кондитерсбыта, в котором можно было купить не только кондитерские изделия, но и выпить чашку кофе, какао, чая и за столиком закусить. Кафе было оборудовано по типу лучших московских и ленинградских.

В 1937 году в Оренбурге сдаются в эксплуатацию инфекционная больница на 60 мест, хирургическая больница на 100 мест, переоборудованы бараки терапевтической больницы на 70 мест и отделение для родильного дома на 30 коек. Работал детский санаторий, санаторный лагерь.

В том же 1937 году в Оренбурге было 47 детских садов, в школах училось около 30 тысяч детей против 7 тысяч в 1913 году. В городе появились высшие учебные заведения: агрозоовет-институт, педагогический институт, сельскохозяйственная школа и учительский институт. Работали четыре научно-исследовательских института, восемь техникумов, два рабфака, двое курсов для подготовки в вузы, восемь школ для взрослых где обучалось около 1000 человек. Девять бесплатных библиотек, в которых насчитывалось 120 тысяч книг, едва успевали обслуживать читателей.

Увеличилась сеть кинотеатров, в каждом из семи городских клубов были киноаппараты. Были открыты детские кинотеатры, Дворец пионеров. Работал областной драматический театр, в 1935 году появился театр кукол, а осенью 1936 года был открыт областной театр музыкальной комедии. Впервые за все время существования города выстроен цирк «Шапито».

В 1936 году в Оренбурге был создан парк культуры и отдыха им. Ленина с летней эстрадой, танцевальной площадкой, читальней, шахматно-шашечным залом и биллиардной, спортивными площадками. На центральной аллее организовывались разнообразные аттракционы. Парк был засажен тысячью молодых деревьев и прекрасно декорирован цветочными клумбами, красивыми фонтанами. Зимой парк превращался в базу зимнего спорта: было три катка, беговые дорожки для лыжников, горки для катания на санках для взрослых и для детей.

На территории бывшего Караван-Сарая работал Детский парк культуры и отдыха. Летом в парке для детей организовывались площадки для массовых игр, комната занимательных наук, шахматно-шашечная комната, библиотека-читальня на открытой площадке, сцены для выступления артистов, симфонического и духового оркестров. В парке был устроен красивый зеленый тоннель, детская телефонная станция, в пятидесяти витринах помещались портреты отличников учебы. На территории парка был и зверинец со множеством зверей и птиц, аквариумом с рыбками. Зимой все дорожки и аллеи парка отводились под каток, дошкольные горки, лабиринты, сделанные изо льда, зимние горы. Детям напрокат выдавались лыжи, коньки и санки. *

Сестры Моховы, конечно, ходили с родителями в эти парки, в кино, в цирк. А еще — на богатейший базар Оренбурга, где можно было увидеть даже живых верблюдов, на которых продолжали привозить товары из Средней Азии.

Безмятежное детство рухнуло в сентябре 1937 года. Почему в дом пришли сердитые люди, почему все перерыли в квартире, почему папа ушел с ними и не возвращается? Страшные вопросы без ответов. Томе нет и семи лет, она не понимает, что происходит вокруг. Кто эти люди, что выкинули их вещи в ванную комнату и заставили их теперь жить там? Отчего старшие сестры Юля и Рея ушли в гости к бабушке и не возвращаются? Зачем Тома с мамой, Лидой и Женечкой ходят почти каждый день в какой-то большой дом и ждут там чего-то?

Но самое страшное было впереди. Как-то они поехали с мамой в дом, где жили другие дети, много детей. Там мама оставила Тому с Лидой, сказав, что надо немного потерпеть, что она поехала выручать папу, а потом они заберут их отсюда домой. Через несколько дней мама забрала домой только Лиду.

Что Тома помнила из этого почти полугода, проведенного в детском доме? Очень хотелось есть, постоянно. Почему-то ее «забывали» кормить. Спасло только то, что была зима и выброшенные очистки на заднем дворе кухни не портились, вмерзали в снег. Тома их выковыривала и ела, тем и спасалась от голода. В конце зимы приехала мама, одна без папы. Когда Тому вывели к ней, мама чуть не лишилась чувств — на нее смотрели огромные голодные глаза дочери. Воспитатели только развели руками, мол, ребенок «отказывался» есть.

Вернулись они с мамой уже не в квартиру, а в домишко в Форштадте — казачьем пригороде Оренбурга. Ну и что, жизнь то продолжалась. Природный оптимизм взял вверх. Да, надо ходить за водой и дровами, да тесно. Но как весело трещит в печи огонь, но какие вкусные мама печет пирожки, но совсем рядом Урал, и сколько простора вокруг!

* В 1938 году Оренбург был переименован в Чкалов в честь погибшего летчика-испытателя В.П. Чкалова, несмотря на то, что сам Чкалов в этом городе ни разу не был. Тем не менее, косвенно он был связан с городом — Чкалов окончил Военное авиационное училище, которое было перебазировано в Оренбург. Вплоть до декабря 1957 года Оренбургская область именовалась Чкаловской. *

И вот уже все сестры Моховы, кроме младшей Женечки, учатся в школе. Тома училась старательно, лучше всего ей давалась математика. В семье любили читать, читали много, бабушка (мать папы) отдала им книги сына. С родителями папы были сложные отношения, поддерживали их только старшие девочки Юля и Рея. Вечерами дома играли в игры, которым их научил папа. Девчонки были смышленые и смешливые. Каких проказ они только не выдумывали! Летом главное развлечение — река. Ждали, что папа однажды вернется, а пока мама заменила и его. Так и дожили до июня 1941 года.

***

Глава 11. Великая Отечественная война

* Чкалов (Оренбург) в годы войны был в глубоком тылу. В город, население которого до войны составляло чуть более 170 тысяч человек, хлынул поток эвакуированных. К концу сентября 1941 года в городе разместилось свыше 20 тысяч эвакуированных, а к маю 1942 года их число достигло 75 тысяч. Численность населения города за 9 месяцев выросла более чем на 40 %.

В самый начальный период войны в Чкалов прибыли десятки промышленных предприятий. Город становится промышленным центром. Это дало мощный толчок развитию города, основой для которого послужили эвакуированные с запада заводы «Металлист», «Сверл», «Радиатор». На основе четырех фабрик, прибывших из Москвы и других городов, был создан Шелкоткацкий комбинат, ставший во время войны базой для производства парашютов.

В 1941 году из Ленинграда в Чкалов эвакуируется Ленинградский авиаремонтный завод № 47. На основе этого завода возникает Чкаловский (с декабря 1957 года — Оренбургский) машиностроительный завод, ныне ПО «Стрела», с которым в дальнейшем была связана судьба нашей семьи. В годы войны завод выпускал самолеты УТ-2, УТ-2М, штабной самолет Як-6 конструктора А. С. Яковлева и транспортно-десантный самолет Ще-2 конструктора А. Я. Щербакова. Всего этим заводом было поставлено фронту 1595 самолетов.

Одной из важнейших проблем развития промышленности в годы войны явилось обеспечение рабочей силой. Ушедших на фронт квалифицированных рабочих заменяли женщины, подростки, пожилые люди из числа местного и эвакуированного населения.

С декабря 1941 года по январь 1958 года в Чкалове размещался штаб Южно-Уральского военного округа. Фронт требовал пополнения подразделений армии солдатами. Но особенно остро стоял вопрос с командирскими кадрами. В Чкалове до войны было несколько военных училищ. К действующим добавились новые — танковое и пулеметное. Занятия в училищах шли по 10–12 часов в сутки. Через 6−9 месяцев — выпуск и на фронт. Город оделся в шинели. Полигонами служили Зауральная роща, Ситцовка, Карачи, Меновой двор. Остатки окопов в Зауральной роще сохранились до наших дней.

С первых месяцев войны в Чкалов шли эшелоны с ранеными. В Чкаловскую область было эвакуировано 75 госпиталей. Госпитали развернули как подвижные полевые, так и стационарные, под них были отданы лучшие здания — здания школ. За четыре года в госпитали Чкалова поступило 28 тысяч раненых и больных, из них только носилочных 17 тысяч, более 80 % вылеченных бойцов вернулись в строй. Эвакуированный в Чкалов Харьковский медицинский институт стал базой не только для подготовки медицинских кадров, но и для внедрения в лечебную, хирургическую практику всего нового, передового, что было в то время в медицинской науке.

В Чкаловскую область были эвакуированы не только промышленные предприятия, госпитали, но и учреждения культуры и искусства. В перенаселенном, битком набитом городе нашлось место и для Государственного академического Малого театра оперы и балета, прибывшего в Чкалов в сентябре 1941 года из Ленинграда. Известные всей стране артисты, композиторы, поэты давали спектакли и концерты на мобилизационных пунктах, в госпиталях, на предприятиях. *

В начале Великой Отечественной войны Томе было всего десять лет. Первые полтора года войны она продолжала учиться в школе. Когда Томе исполнилось двенадцать лет, ей пришлось пойти работать, иначе семье было не выжить. С 1943 года по 9 мая 1945 года Тома работала на заводе № 545, эвакуированного с Украины из Ворошиловограда (сейчас это город Луганск) станкозавода им. В.И. Ленина. Смены были длинные, женщины-работницы жалели подростков и позволяли им время от времени поспать в уголке, выполняя за них норму.

По всей стране в тылу был недостаток продовольствия, ведь, прежде всего, им обеспечивалась армия на фронтах. Что уж говорить о сладостях, которые так нужны детям! Самым большим лакомством для сестер Моховых в годы войны были сладкие корни солода.

Ко дню Победы в Великой Отечественной войне Томе было 14,5 лет. Сразу же после объявления о капитуляции фашистской Германии 9 мая 1945 года производство военной продукции на заводе, где работала Тома, было остановлено, работников направляли работать на другие предприятия. Тому направили работать в типографию «Чкаловская Коммуна», но мама Шура не пустила дочь на вредное производство и через районный совет народных депутатов добилась, чтобы ее приняли учеником ткача на Оренбургский шелкокомбинат, где Тома и проработала более двадцати лет.

Позже Тамару Федоровну Мохову наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и четырьмя юбилейными медалями — в честь тридцати-, сорока-, пятидесяти- и шестидесятилетнего юбилея победы в Великой Отечественной войне.

***

Глава 12. Молодость. Сестры

* К концу войны город Чкалов был перенаселен, выпуск военной продукции прекращен. Надо было срочно решать вопросы, где людям работать и жить. Если первая задача была решена довольно быстро, то вторая только через двадцать лет после войны.

Промышленность Чкаловской области перестраивалась на мирный лад в трудных условиях. За годы войны оборудование заводов и фабрик не обновлялось, устарело и износилось. Часть эвакуированных в Чкалов (Оренбург) в годы войны заводов надо было возвращать в западные, освобожденные районы страны, поэтому после окончания войны в городе развернулось интенсивное промышленное строительство. Вступили в строй новые или были переоборудованы под выпуск мирной продукции заводы: «Гидропресс», регенераторный (РТИ), «Автозапчасть» («Радиатор»), станкозавод, завод сверл, завод бурового оборудования, шелкокомбинат, электромеханический завод и другие.


Скачать книгу "Семейные хроники" - Татьяна Томина бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Семейные хроники
Внимание