Диалоги убийц. 11 дней до ареста: прослушка разговоров Никиты Тихонова и Евгении Хасис

Егор Сковорода
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Десять лет назад, 19 января 2009 года, в центре Москвы застрелили адвоката Станислава Маркелова и журналистку Анастасию Бабурову. Через девять месяцев сотрудники ФСБ вышли на след совершивших это убийство неонацистов Никиты Тихонова и Евгении Хасис. 11 дней, с 23 октября по 2 ноября, они записывали все их разговоры. 3 ноября их задержали. Тихонова и других членов созданной им банды БОРН — на их счету оказалось еще немало убийств — суд приговорил к пожизненному заключению; Хасис получила 18 лет. С тех пор 19 января стало днем ежегодных акций памяти убитых и днем борьбы против неонацистского террора.

Книга добавлена:
30-03-2023, 00:43
0
540
5
Диалоги убийц. 11 дней до ареста: прослушка разговоров Никиты Тихонова и Евгении Хасис

Читать книгу "Диалоги убийц. 11 дней до ареста: прослушка разговоров Никиты Тихонова и Евгении Хасис"



Действующие лица

Илья, Студент — Илья Горячев, лидер ультраправой организации «Русский образ» и старый приятель Никиты Тихонова. Они познакомились, когда оба еще учились на историков: Тихонов в МГУ, Горячев — в ГУ ГН. Тесно общались на разных форумах в сети, в частности, около 2002 года вместе создали сайт Vojnik.Org, на форуме при котором активно переписывались с единомышленниками (Тихонов был зарегистрирован там как «Ральф», Горячев как «Аркан-модератор»). В 2003 году начали издавать журнал «Русский образ», именно его редколлегия позже составила костяк одноименной организации. Горячев помогал Тихонову жить в подполье.

Активно устанавливал отношения с администрацией президента (АП) и хвастался «кураторами» «Русского образа», сотрудничал с прокремлевским движением «Россия молодая» Максима Мищенко и пытался внедрять своих сторонников в движение «Местные». Концерт «Коловрата», одной из главных неонацистских групп России, Илья Горячев, по его словам, согласовывал с Никитой Ивановым, сотрудником АП, который тогда подчинялся замглавы ведомства Владиславу Суркову и курировал работу с молодежными организациями. Концерт прошел на Болотной площади 4 ноября 2009 года, в облюбованный ультраправыми День народного единства.

Горячев, судя по всему, был уверен, что единственная возможность участвовать в легальной политике для ультраправых — сотрудничать с Кремлем и благодаря этому продвигать своих людей и идеи во власть. В одном из писем он называет «высшим пилотажем» тот факт, что контакты «Русского образа» с властью «проходят без мимикрирования — они знают, что мы нацисты, и это их устраивает».

Соперниками в этом деле он видел антифашистов, анархистов и левых активистов, лидером которых почему-то считал адвоката Станислава Маркелова. Именно борьбу с левыми Горячев считал одной из главных целей, он активно собирал о них информацию, в его почте и компьютере обнаружились в том числе адреса тех активистов, которые позже были убиты.

«Я хочу в миниатюре повторить путь Рамзана», — объяснял Горячев соратникам, имея в виду, что нынешний глава Чечни сначала воевал с оружием против российской власти, а затем перешел на сторону Кремля и сейчас прекрасно себя чувствует.

БОРН и другие вооруженные группы Горячев и Тихонов, похоже, видели как нелегальное крыло «Русского образа». «Я вижу, что у нас выстраивается в дополнение к сильному силовому сектору сектор политический <…> Ты же не будешь спорить, что в России правое движение, силовое правое движение круче, чем где-либо в мире, вот к нему в дополнение выстраивается и политическое», — незадолго до ареста говорил Тихонов одному из соратников по «ОБ 88».

Илья Горячев после ареста Тихонова и Хасис дал показания об их причастности к убийству Маркелова и Бабуровой (позже отказался от этих показаний). Бежал в Сербию, где в 2013 году был задержан и выдан в Россию. Обвинение назвало Горячева не просто соучастником и идеологом БОРН, но лидером банды, приказам которого якобы подчинялся Никита Тихонов. Получил пожизненное заключение.

Эд — Михаил Волков, также известный по прозвищу Патрик. Как и Никита Тихонов, вышел из «Объединенных бригад 88», одной из самых крупных ультраправых группировок в Москве рубежа веков. Волков несколько лет провел в тюрьме за организацию погрома на рынке в

Царицыно в 2001 году (трое убитых, около 30 раненых), после освобождения пользовался большим уважением в «бригаде» и был одним из тех, кто собирал деньги на помощь Никите Тихонову, когда летом 2006 года тот попал в розыск после участия в убийстве антифашиста Александра Рюхина и ушел в подполье.

В октябре 2008 года Тихонов и Волков убили антифашиста Федора Филатова — его до смерти изрезали ножами. В сентябре 2009-го Волков застрелил дагестанского студента и члена банды «Черных ястребов» Расула Халилова (его судили за нападение на двух русских молодых людей). После ареста Тихонова и Хасис бежал в Украину, где был задержан в 2013 году. Осужден на 24 года лишения свободы.

Вася — Алексей Коршунов. На груди у него были вытатуированы две разнонаправленные свастики, так он, по словам соратников, пытался уравновесить свой взрывной характер. Хасис называла его «прирожденным убийцей», а Тихонов характеризовал как человека с «сатанинской гордостью», который в лесу не кланялся веткам и считал унизительным, если его облаяла собака. Уйдя в подполье, Никита Тихонов несколько месяцев жил в одной квартире с Коршуновым.

Коршунов с начала двухтысячных был вовлечен в расистское насилие, в частности, еще в 2005 году они с Тихоновым безуспешно пытались убить антифашиста Ивана Хуторского, который был известен нацистам под школьным прозвищем Костолом. Позже Коршунов присоединился к вооруженной группе Тихонова. Участвовал в убийстве Салохиддина Азизова (ему отрезали голову в декабре 2008 года), следил за адвокатом Станиславом Маркеловым, помогал в организации убийства Расула Халилова, а после ареста Тихонова и Хасис застрелил антифашиста Хуторского и судью Эдуарда Чувашова.

Бежал в Украину, где в 2011 году погиб, подорвавшись на собственной гранате.

Вадик — Александр Паринов, также известный по кличке Румын. Тихонов и Горячев иногда называют его Поделой — от слова «подельник». Тоже выходец из «Объединенных бригад 88», где занимался организацией концертов. Именно Паринов в 2006 году воткнул кухонный нож в сердце антифашисту Рюхину — нож так и остался торчать в груди погибшего. Когда других участников нападения задержали, сбежал в Киев, откуда несколько раз по поддельному паспорту возвращался в Москву — например, в 2008 году, когда он вместе с Коршуновым убил мигранта Салохиддина Азизова (а Коршунов отрезал ему голову). Предполагалось, что таким образом они мстят случайно встреченному мигранту за школьницу Анну Бешнову, которую в Можайском районе Москвы изнасиловал и убил приезжий из Узбекистана. Отрезанную голову Никита Тихонов подбросил ко входу в управу Можайского района, а затем разослал по интернету ее фото вместе с заявлением БОРН.

Паринов должен был принимать участие в слежке за адвокатом Маркеловым и его убийстве, но не смог из-за слабого здоровья — он предположительно болен гепатитом. Тихонов около полугода жил у него в Киеве в 2008 году и как раз перед задержанием планировал снова отправиться зимовать в Украину. Сам Паринов, вероятно, до сих скрывается в Украине, там у него широкие связи среди местных ультраправых.

«Северные» — группа наци-скинхедов из Дубны и Дмитрова, которые тесно контактировали с Тихоновым и Коршуновым и фактически стали частью БОРН, а после ареста Тихонова и Хасис продолжили совершать убийства, в том числе и под брендом БОРН. Именно «северные» убили антифашиста Джапаридзе — Максим Баклагин бил его ножом, Юрий Тихомиров (Эстонец) стрелял из травматического пистолета, а Вячеслав Исаев помогал его выслеживать.

Дима и Федя Северные — Вячеслав Исаев (Дима) и Максим Баклагин (Федя), вместе их Тихонов и Хасис обычно называют «северными». Те самые наци-скинхеды из Дубны и Дмитрова, которые с 2009 года по сути примкнули к БОРН. Тихонов передавал им адреса антифашистов, продавал оружие, учил с ним обращаться и помогал следить за будущими жертвами.

Исаев и Баклагин участвовали в убийствах антифашистов Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского, судьи Эдуарда Чувашова, таксиста Соса Хачикяна, пытались застрелить участкового Гагика Беняминяна. Застрелили боксера Муслима Абдуллаева и пытались убить его приятеля Рамазана Нуричуева — это и был «гиперплан по зверям и спортсменам», который упоминают в разговоре Тихонов и Хасис.

В дни, которые охватывает прослушка, «северные» вместе с Коршуновым и Тихоновым как раз следили за домом антифашиста Ивана Хуторского (Костолом) — эту слежку Тихонов не раз упоминает в разговорах с Хасис. Через три недели после их задержания Коршунов застрелит Хуторского из нагана — этот наган Тихонов передал «северным» незадолго до ареста.

Дмитрий Стешин — он же Дима, Дмитрий Анатольевич, Егерь. Журналист «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин придерживался ультраправых взглядов, состоял в организации «Русский образ» и в редколлегии одноименного журнала. Стешин помогал скрываться

Тихонову, когда он попал в розыск после убийства антифашиста Александра Рюхина в 2006 году. Именно Стешин помог Тихонову наладить контакт с торговцами оружием — так у группировки БОРН появился арсенал, из которого была убита большая часть жертв этой банды.

Сергей Сергеевич, СС — Сергей Никулкин, в то время один из лидеров «Объединенных бригад 88» или того, во что они превратились к 2009 году: Никита Тихонов упоминает, что в то время это скорее «совет авторитетов», чем «боевой коллектив», которым «ОБ 88» были раньше. Он в разговорах с соратниками называл Сергея Сергеевича «главшпаном», а Хасис упоминала как человека, который находится «на уровень» выше Илья Горячева из «Русского образа» и Сергея Голубева из Blood & Honour — и возмущалась украинским активистом, позволившим себе «вмешиваться в расклады московской движухи, которая решается на уровне Сергея Сергеевича».

Официально Никулкин делал карьеру в прокремлевских молодежных движениях и, по сведениям «Новой газеты», летом 2009-го был одним из основных кандидатов на пост главы «Местных» — «молодых экологов Подмосковья», которые были известны своей близостью к администрации Московской области и публичными акциями с националистическим душком.

Он был автором чернового варианта манифеста радикальных националистов «Стратегия 2020». «Мы давно переросли субкультуру скинхедов. Революционная борьба — это уничтожение тех, кто реально вредит нам: мразей в форме и в штатском, стоящих у власти», — говорилось в этом тексте. Впрочем, Тихонов утверждает, что такую форму текст приобрел после его редактирования (свои правки вносили также Илья Горячев и Сергей Голубев), а наброски Никулкина призывали скорее к тому легальному пути, которым пошел «Русский образ» и его активисты — сотрудничеству с Кремлем и попаданию во власть через прокремлевские организации.

По уголовному делу БОРН Сергея Никулкина даже не допросили, с 2009 года он в публичном пространстве не проявлялся. «Это уважаемый человек, до сих пор при делах и в авторитете», — говорили в 2015 году источники «Новой газеты» среди ультраправых.

Опер — Сергей Голубев, лидер российского отделения международной неонацистской организации Blood & Honour/Combat 18 (ВН/С18, иногда проскакивает цифровое обозначение 28/318, по номеру первых букв в латинском алфавите). В середине двухтысячных месте с Тихоновым участвовал в нападениях на антифашистов. Занимался организацией концертов и записей нескольких ультраправых групп, сам играл в группе «Атака 28», много общался с европейскими неонацистами. Активисты В&Н тоже собирали деньги на заключенных нацистов (по слухам, выбивая деньги с ультраправых бизнесменов) и создали для этих целей «POW-центр» (сокращение словосочетания prisoners of war).

На сайте Blood & Honour иногда публиковали свои статьи как Горячев, так и Тихонов, последний под псевдонимом Черный кот. У В&Н пару раз возникали конфликты с «Русским образом» и Ильей Горячевым, разрешать которые помогал Никита Тихонов. В споре вокруг «Коловрата» Опер выступал против появления на сцене группы и ее вокалиста Дениса Герасимова (Шизо). В 2008–2009 годах Голубев не только призывал соратников к вооруженной борьбе с представителями государства, но и ставил им в пример исламистское подполье, регулярно убивающее полицейских и чиновников. О его симпатиях к кавказскому подполью Тихонов и его друзья говорили с неизменным сарказмом — отсюда возникают такие обозначения, как «Бородатый», «молодой шейх» и тому подобные.


Скачать книгу "Диалоги убийц. 11 дней до ареста: прослушка разговоров Никиты Тихонова и Евгении Хасис" - Егор Сковорода бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Диалоги убийц. 11 дней до ареста: прослушка разговоров Никиты Тихонова и Евгении Хасис
Внимание