Ночные мстители

Франтишек Чванда
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет собой документальный очерк о движении Сопротивления и партизанской борьбе в Остравской области Чехословакии в годы второй мировой войны.

Книга добавлена:
11-02-2023, 06:45
0
279
29
Ночные мстители

Читать книгу "Ночные мстители"



Гестаповца Гейнце он застрелил, Рецлика и его сообщника ранил. Затем все трое — Брженек, Шугарек и Микмек — исчезли с глаз преследователей, воспользовавшись замешательством гестаповцев. За исключением Шугарека, которому Рецлик попал в бедро, никто не пострадал. Брженеку и Микмеку удалось убежать в Бела. Шугарек же, несмотря на ранение, побежал к Выходилу, у которого скрывались все трое, чтобы предупредить его. Но к нему не попал: дом Выходила с вечера караулило гестапо. Увидев машины у дома Выходила, Шугарек побежал во Фричевице, чтобы предупредить группу.

Итак, операция гестапо провалилась. О ее результатах телефонировали в Остраву из жандармского участка во Вратимове. Вскоре после этого во Вратимов приехали начальник канцелярии остравского гестапо и начальник ее антикоммунистического отделения. На месте было решено заняться супругами Выходил. Для помощи гестаповцам из Мистека вызвали особую команду охранной полиции. Прибыла часть гарнизона из Фридека, а также слушатели школы СС из Башки. Домик Выходила был окружен. Выходил защищался с оружием в руках. До сих пор неизвестно, застрелился он сам или его застрелили гестаповцы.

Гестаповцы ворвались в домик Выходила, схватили его жену и привязали ее к дереву в саду. Там ей показали тело мужа, чтобы она опознала его. Затем немцы разграбили домик и подожгли его. Послышались взрывы патронов. Это были остатки боеприпасов, добытых группой у Фуксванца.

Однако цель, которую поставило перед собой остравское гестапо, не была достигнута. Брженек и его соратники скрылись, и дальнейшие поиски оказались безуспешными. В довершение всего с работы убежал перед самым приходом гестаповцев сын Выходила Олдржих. Начались поиски бежавших.

Решающее влияние на развитие последующих трагических событий оказало одно обстоятельство, причем главную роль сыграли агент Когутек и предатель Франтишек Вилковский.

8 июля 1944 года Вилковский, работавший шофером у Ниснера, отвозил Карелу Сламьяку из Остравы-Гульвак на Остравице на грузовой машине материал для постройки дачи. Вместе с Карелом ехала его дочь Алена. На вопрос Вилковского, кто будет сгружать строительный материал, Алена ответила, что там, кроме дяди Арношта Мисликовьяна, никого нет. Дядя же помочь им не сможет, потому что должен скрываться от гестапо после событий во Вратимове.

Вилковский рассказал об этом разговоре Когутеку, и они донесли обо всем в гестапо. Там сначала хотели убедиться в достоверности информации Вилковского, потому что еще не знали о последствиях операции во Вратимове. Но потом ухватились за эти сведения и, так как от Фолтина уже знали, что Мисликовьян через Мутинову связан с Брженеком, решили немедленно проверить эту связь. Поэтому Вилковского послали к Сламьяку под тем предлогом, что он едет во Фридлант и может помочь ему перевезти из Остравы ценные вещи на Остравице, где они находились бы в безопасности.

Сламьяки и в самом деле хотели уберечь от бомбардировок ценные вещи. И вот 10 июля 1944 года Вилковский, Когутек, Сламьяк и его дочь снова отправились на Остравице к Мисликовьяну. По совету Вилковского, Когутек сел в кузов к Сламьяку и сказал ему, что знает все о Мисликовьяне, которому приходилось скрываться. Потом предложил помочь укрыть Мисликовьяна.

Приехав в Остраву, они встретились не с Мисликовьяном, а с незнакомой женщиной, которую звали пани Прокопова. Вечером, не дождавшись прихода Мисликовьяна, агенты решили вернуться в Остраву. Уговаривали ехать с ними и пани Прокопову, которая собиралась ехать на велосипеде в сторону Остравы. Они хотели выяснить, кто она. В какой-то момент у них возникло подозрение, что она виновница того, что Мисликовьян не пришел. Позже их подозрения усилились, так как Прокопова в течение всего времени упорно уклонялась от разговора.

Через какое-то время незнакомая женщина уехала. Вслед за ней уехали и агенты. Машина, в которой они ехали, вскоре нагнала ее, и поскольку пошел дождь, они предложили подвезти ее. Чтобы не вызвать у них подозрений, она согласилась. Но и в машине агентам ничего не удалось выведать у нее. Когда доехали до Паскова, женщина, несмотря на уговоры, сошла. Чтобы узнать, где она живет, Вилковский сделал вид, что у него вытекла вода из радиатора, и попросил у нее разрешения зайти к ней в дом за водой. Не ожидая ответа, он достал ведро и хотел было идти за ней. Но женщина замахала руками и быстрыми шагами пошла. Ее поведение вызвало у обоих агентов подозрение.

До сих пор не удалось выяснить, каким образом гестапо обнаружило семью Мутиновых. Незнакомая женщина, пани Прокопова, была Людмилой Мутиновой. Чтобы сбить сыщиков со следа, она подождала в стороне, пока машина уехала. Потом села на велосипед и поехала в Витковице. И только оттуда, будто бы с дневной смены, возвратилась домой.

Когутек и Витковский той же ночью доложили гестапо о результатах своей работы.

Дальнейшие события развивались очень быстро. В спешном порядке были созданы две группы по задержанию. Одна для Остравице, а другая для Стара Бела. Для усиления гестаповцев, в первую очередь на Остравице, прибыло подкрепление из охранной полиции Фридека.

Операцию в районе Остравице проводили Когутек и Вилковский. Приехав на место в ночь на 11 июля, они сразу же окружили несколько домов, в том числе и дом Мисликовьяна. В последний ворвались. Арношта Мисликовьяна дома не оказалось. Гестаповцы арестовали его жену и двух сыновей. Мисликовьянова даже под пытками не сказала, где скрывается ее муж.

Тогда полицейские и гестаповцы начали обыскивать все дома в кольце окружения. Среди них был и дом Карела Левейнштейна. Около половины четвертого утра у него был арестован Мисликовьян. Так закончилась операция первой группы, в ходе которой гестаповцы арестовали Арношта Мисликовьяна, его жену Жофию и сыновей Богуслава и Арношта. Кроме того, были задержаны Карел Левейнштейн, его жена Людмила и некоторые другие.

В направлении Остравы выехала целая колонна. Когда гестаповцы с арестованными подъезжали к Стара Бела, их на шоссе встретил Вагнер. Он подозвал Когутека, Вилковского и некоторых других полюбоваться на результаты их работы. Как уже говорилось, вторая группа поехала в Стара Бела, где тоже окружила несколько домов, в том числе и дом Мутиновых. Кольцо окружения постепенно сужалось, пока гестапо не добралось до Мутиновых. И здесь разыгралась новая трагедия.

На другой день после перестрелки на вратимовском кладбище к Яну Мутине пришел Микмек и рассказал о событиях минувшей ночи. Сообщил также, что Брженек и Олдржих Выходил скрываются неподалеку в хлебах. Жена Мутины три дня посылала им горячую пищу, за которой приходил Микмек.

В тот вечер, когда Людмила Мутинова возвращалась от Мисликовьяна, к Мутинам пришли укрыться от дождя Брженек, Выходил и Микмек. Было решено как можно скорее уходить в Словакию.

Однако 11 июля 1944 года перед рассветом они уже были окружены. Гестаповцы проникли сначала в первый домик у дороги, в котором жили замужние сестры Яна Мутины. Гестаповцы начали выяснять, кто такая Лида, которая вечером приехала на велосипеде и вошла в эти ворота. На допросе они выяснили, что в саду стоит домик Мутиновых, где с родителями жили Ян и Людмила.

Когда члены группы Брженека убедились, что выбраться из окружения невозможно, к Яну Мутине с чердака спустилась Людмила и сказала, что они не будут стрелять в немцев ради спасения родителей, его семьи и детей. Однако сами они хотят застрелиться, чтобы не выдать на допросах тех, кто им помогал. Просили Яна Мутину сказать потом, что он знает только ее, Людмилу, и Вашута, который снимал у них комнату.

Не успела она вернуться на чердак, как гестаповцы забарабанили в дверь, приказав всем выйти на улицу, и немедленно учинили допрос, во время которого раздался выстрел. Вагнер поинтересовался, в чем тут дело. Тогда Ян Мутина объяснил ему, что в доме остались его сестра и Вашут. Тогда Яна послали в дом узнать, что же случилось. Вернувшись, Мутина сказал, что на чердаке лежат пятеро убитых. Вагнер отказался этому верить. Взял с собой автоматчика и пошел к месту происшествия. Там на самом деле лежали мертвые Карел Брженек, Богумил Микмек, Олдржих Выходил-младший, Владимир Вашут и умирающая Людмила Мутинова.

Загадка, почему раздался только один выстрел, была разгадана. Члены группы, чтобы не видеть друг друга умирающими, решили застрелиться разом, по команде. Кроме Вашута с охотничьем ружьем, у всех были пистолеты. Поэтому Вашут, чтоб не помешать остальным, вышел в коридор, приложил дуло прямо к подбородку и по команде выстрелил. Выстрел из его ружья покрыл остальные выстрелы на чердаке, произведенные одновременно. Члены семьи Мутина были арестованы и увезены вместе с погибшими.

Таким образом, не гестапо, а тайные агенты, нанятые оккупантами, вывели гитлеровцев на след группы. За это они получили вознаграждение. Вилковский был принят в гестапо. Кроме того, он и Когутек за обнаружение группы получили по десять тысяч крон.

Хотя при арестах, которые гестапо произвело летом 1943 года в районе Фричевице, Катержинице и Стара Вес, организаторам и удалось скрыться, подпольному движению здесь был нанесен тяжелый удар.

Кроме всего прочего, гитлеровцы объявили, что в случае убийства немецкого подданного в этом районе или нападения на него с деревнями будет сделано то же, что и с Лидице.

Положение усугублялось тем, что подпольщиков, избежавших ареста, нельзя было собрать в одном месте. По деревням рыскали тайные агенты, а лесные районы были слишком маленькими, чтобы в них могло постоянно скрываться много людей. Поэтому партизаны и их помощники скрывались в Стара Вес, Фричевице, Брушперке, Катержинице, в Гуквальдах, в Скленове, в Пальковице и других местах поодиночке либо самое большее, группами из двух — четырех человек. Одна семья без помощи других не могла надежно укрыть на сколько-нибудь продолжительное время много людей и прокормить их.

Все указанные факторы значительно затрудняли организацию движения Сопротивления в этом районе. Как уже говорилось, из-за вмешательства гестапо организованная деятельность подпольщиков временно прекратилась. Только после частичной стабилизации положения Билек через своих соратников, укрывавшихся у него в бункере, начал выяснять по окрестным деревням, кто же арестован гестапо.

Постепенно люди подполья начали снова собираться и устанавливать связи с другими деревнями. Чтобы не сосредоточивать в одном месте много партизан и тем самым не давать гестаповцам возможности ликвидировать всю группу, было решено разделить ее на две части. Одна осталась в районе Стара Вес, где ею руководили Гарабиш и Владимир. Другая ушла ближе к Бескидам. И тем не менее обе группы остались под единым руководством.

В отряд вступили бывший офицер домюнхенской армии штабс-капитан Гайер из Кунчице у Остравы, а также Йозеф Ставинога, который в то время входил в группу из пяти человек, руководимую Вацлавом Веселы. Так «Искра» возобновила связи, идущие вплоть до остравских заводов.

Выдающиеся победы советских войск на восточном фронте способствовали усилению партизанского движения и в горах Остравской области. В Бескидах появились первые партизанские отряды. Их формировали подпольщики, которым удалось избежать ареста.


Скачать книгу "Ночные мстители" - Франтишек Чванда бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание