Ночные мстители

Франтишек Чванда
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет собой документальный очерк о движении Сопротивления и партизанской борьбе в Остравской области Чехословакии в годы второй мировой войны.

Книга добавлена:
11-02-2023, 06:45
0
283
29
Ночные мстители

Читать книгу "Ночные мстители"



Это сотрудничество действительно начало развиваться, и вскоре после указанной встречи в горы были переправлены Олдржих Гибнер, Мирослав Ситко и Вацлав Богач, которых туда отвез Суский. Все трое получили перед этим фальшивые документы, которые штабной прапорщик Милек дал Балисовой.

И в это время группам стала угрожать большая опасность, причем сразу с двух сторон. Все началось с акций, предпринятых против участников Сопротивления в Праге и Брно.

В сентябре 1942 года в Брно наряду с другими подпольщиками были арестованы Драгомар Вомачка, Отто Гавранек, Ян Ондриска, Франтишек Червинка, Петр Лерх. Агент брненского гестапо Йозеф Навратил утверждал, что Ондриска связан с группой «Зеленый кедр». Гестаповцы вынудили Ондриску повести их на место. Однако эта затея окончилась безрезультатно.

Гестапо бросило на розыски группы остравского агента Яна Касика, которому удалось напасть на след «Зеленого кедра». Для проведения операции злинскому отделению гестапо, в ведении которого находился этот район, дополнительно выделили восемь гестаповцев из Остравы. Они окружили бункер у Русавы 12 сентября 1942 года и арестовали трех человек, в том числе Ладислава Жачека. Касик установил, что в бункере укрывались также Вацлав Богач из Михалковице и Франтишек Дивош из Гулина, которые, однако, незадолго до нападения гестаповцев на бункер уехали по каким-то делам в Остраву. Так гестапо впервые узнало о связи «Зеленого кедра» с Остравой.

Незадолго до событий, происшедших в Брно, в Праге были арестованы члены сокольской организации «Йиндра». При этом выяснилось, что ее членом был также редактор Йозеф Бячек, бывший секретарь национально-демократической партии района Тешина. В это время он уже действовал в Остраве в качестве агента отделения германской контрразведки в Брно. Однако, несмотря на это, был арестован и подвергнут допросу.

На допросе Йозеф Бячек показал, что примерно в середине августа 1942 года встретился со своим знакомым Отакаром Кобловским из-под Пршерова, с которым несколько раз виделся в Валашском Мезиржичи, где Кобловский служил во время последней мобилизации нашей армии. Сначала они вели обычный разговор, как это бывает между знакомыми. Потом заговорили о политическом положении. Кобловский не скрывал от Бячека своего враждебного отношения к немецкой оккупации Чехословакии. Он заявил, что Германия проиграет войну. Но, чтобы это случилось как можно скорее, каждый честный человек, по его мнению, должен сделать все, что в его силах. Бячек, провоцируя его на более конкретные высказывания, заметил как бы мимоходом, что все это лишь пустые слова. Его замысел удался. Кобловский начал ему доказывать, что организация движения Сопротивления действительно существует. Бячек понял, что Кобловский на самом деле что-то знает, и, чтобы не вернуться в гестапо ни с чем, условился с ним о встрече вечером в кафе. Там за дружеской беседой он узнал, что организация, членом которой является Кобловский, очень большая, что в настоящее время она охватывает уже Пршеров, где ее создал Кобловский, далее Кромежик, Злин с окрестностями и Остраву. В разговоре Кобловский упомянул имя Йозефа Шкуты.

Чтобы узнать кое-какие подробности, Бячек всячески стремился сблизиться со Шкутой. В начале сентября ему это удалось. Однако на вопросы Шкута отвечал очень осторожно. Только после того как Бячек сказал, что Кобловский его обо всем информировал, ему удалось узнать от Шкуты, что организация, в которой он состоит, сколачивается и что он укрывает в надежных местах людей, преследуемых гестапо. На остальные вопросы Шкута отвечал уклончиво, говоря, что сам недостаточно информирован. Бячеку удалось все же выведать у него, что разыскиваемые гестапо подпольные работники находятся в лесных лагерях в Бескидах, где готовятся к дальнейшим действиям. Чтобы избавиться от дальнейших расспросов Бячека, Шкута вызвался познакомить его с инженером Касалицким, который гораздо лучше посвящен в дело. Однако Касалицкий на условленную встречу 17 сентября не явился.

Гестапо оказалось перед проблемой: что делать дальше? Открыто выступить оно еще не могло, не были известны структура организации, фамилии руководящих работников, число членов и т. д. Оно избрало иной путь. Гинтрингер разработал комбинированный план ликвидации «Львицы». Пока Касик искал лесные лагеря в Гостинских горах, Бячек 15 сентября был «посажен» в тюрьму в Остраве, и притом так, что его камера оказалась рядом с камерой Ладислава Жачека. Жачек, несмотря на все усилия гестаповцев, ни в чем не признавался, и задачей Бячека было «расколоть» его.

Бячек сразу же приступил к осуществлению разработанного плана. Он встретился с Жачеком в клозете. В результате длинных разговоров ему удалось узнать от Жачека, который был очень недоверчив, некоторые подробности о его деятельности. Потом он узнал вероятные места расположения лесных лагерей, фамилии некоторых людей, бежавших из Остравы и укрывшихся в этих лагерях.

В этих разговорах Бячек обмолвился о том, что скоро его, вероятно, выпустят из тюрьмы, так как гестапо не имеет никаких существенных улик против него. Но после освобождения ему необходимо скрыться, уйти в подполье. Поэтому он попросил у Жачека совета, к кому обратиться, чтобы попасть в какой-нибудь из лесных лагерей.

Жачек долго молчал и только после настоятельных просьб Бячека посоветовал ему после освобождения из тюрьмы обратиться к Богуславу Нейвирту, рабочему Витковицкого металлургического завода, который живет в колонии Глубина. При встрече с Нейвиртом нужно крепко пожать протянутую руку и сказать: «Здорово, бродяга! Привет от Славека». Нейвирт все устроит. Кроме того, Жачек посоветовал Бячеку взять в лагерь хорошую обувь и рюкзак с одеялом.

Вскоре после этого, 22 сентября 1942 года, Бячека выпустили из тюрьмы. Он тотчас получил приказ связаться с Нейвиртом. Встреча состоялась в тот же день. Бячек настаивал на том, что ему необходимо уйти в горы. Нейвирт отвечал, что это невозможно, так как он не уверен, не является ли Бячек агентом гестапо. В ответ на это Бячек стал доказывать, что в сентябре прошлого года был заброшен в этот район самолетом из Советского Союза и с того момента находится в подполье. Сейчас же за ним следуют по пятам немцы, и он должен скрыться.

Нейвирт, видимо, поверил его доводам. Он обещал Бячеку организовать его уход в горы 25 сентября: сделать это раньше, сказал он, невозможно, во-первых, потому, что здесь нет человека, который переправляет людей в горы, а во-вторых, потому, что партизаны после перестрелки с гестаповцами вынуждены были перенести лагерь в другое место и связаться с ними пока не удалось.

Как было условлено, оба встретились 25 сентября во второй половине дня около магазина «Батя» в Остраве. Нейвирт представил Бячеку Вацлава Богача, который рассказал, что ему при нападении на бункер в Гостинских горах удалось исчезнуть и сейчас он живет в Остраве. Бячек на этой встрече узнал, что связь с новым лагерем до сих пор не установлена и поэтому его уход откладывается на 28 сентября; узнал он и фамилии некоторых членов организации, о чем немедленно сообщил в гестапо. 28 сентября Бячек в сопровождении одного подпольного работника уехал в лесной лагерь.

За отъездом, так же как и за всеми его встречами с подпольщиками, следили гестаповцы.

В поезде вместе с ними ехал криминальный ассистент Видермерт, который незаметно вышел в Глинске под Гостином. Там он установил, что проводник ведет Бячека в направлении Хожима. Далее он за ними идти не мог, боясь выдать себя и Бячека. Окрестные органы гестапо были предупреждены о том, чтобы в интересах дела не проводить в этом районе никаких дальнейших расследований, так как этим мог быть расстроен весь план, с большим трудом разработанный остравским гестапо. Бячеку предоставили самому решать вопрос о том, каким способом он сообщит дальнейшие сведения.

Между тем в Михалковице был арестован Вацлав Богач. У него был найден документ с фотокарточкой на Йозефа Фишера. Богача перевезли в гестапо и сразу же подвергли допросу. Гестаповцам удалось завербовать его. Относительно печати на фотокарточке он сказал, что ему это устроил разносчик газет Франтишек Плосконка, связанный с каким-то вахмистром, которого зовут Йозефом.

На основе сведений, полученных от Бячека и Касика, гестапо провело в горах новую операцию. Из показаний задержанных членов «Зеленого кедра» и из донесений агентов, брошенных на поиски Кобловского, было установлено, что Кобловский действительно руководит подпольной организацией в районе Пршерова и что Шкута является руководителем организации в Остраве. В гестапо узнали фамилию Навратила. Начались аресты. Были задержаны Ян Крупа, вскоре после этого Ян Навратил, Йозеф Шкута, Йозеф Лузар и ряд других членов «Львицы». Отакар Кобловский, скрывавшийся в подполье с августа 1942 года, при аресте 4 февраля 1943 года в Валашском Мезиржичи защищался с оружием в руках и был застрелен. Франтишек Милек, который снабжал подпольщиков через Александру Балисову фальшивыми документами, с приходом гестаповцев застрелился сам. Гестаповцы пытками вынуждали арестованных давать показания, так они узнавали все новые и новые фамилии. Соответственно ширилась и волна арестов.

Свою роль в карательной операции сыграл и Вацлав Богач. После освобождения из тюрьмы — подпольщики, разумеется, не догадывались, что Богач состоит на службе в гестапо, — он продолжал выдавать себя партизанам за связного «Зеленого кедра» и «Львицы». Однажды на встрече со Скларжем, состоявшейся у Суского, Богач поинтересовался, сколько членов насчитывает здешняя организация, сколько ее членов работает в полиции протектората, кто командир и т. д. Свои расспросы он обосновывал тем, что сведения необходимы командиру «Зеленого кедра». Так как Богача знали — подпольщики сами помогали ему уйти в горы, — то Скларж сообщил ему некоторые фамилии и другие данные.

4 января 1943 года Скларж был арестован и допрошен. Он отрицал свою причастность к подпольной деятельности, и гестаповцы подвергли его жестоким пыткам, били плетьми, подвесили на «качалке», раздели и бросили в холодную воду. Когда он уже задыхался, его вытащили из ванны и снова избили. Пытки продолжались два дня. На другой день во время его допроса в комнату вдруг вошел Богач и поздоровался с гестаповцами за руку. Тогда Скларж понял, что молчать бесполезно, и заявил, что будет давать показания. На дальнейших допросах он в основном повторял то, что уже перед этим рассказал Богачу. За этим последовали последние аресты, жертвами которых явились школьный инспектор Меншик, Франтишек Госковец, Томаш Стрнад, Йозеф Ботко, Антонин Витковский, Карел Ковал и многие другие.

Только двум членам организации удалось избежать ареста. Это были Виктор Суский и Йозеф Божек из Гержманице. Божека сумел предупредить сам Скларж.

Скларжа на допросе спрашивали и о Божеке. Он не признался, что знает его. Его бросили в автомашину и в сопровождении Ланга и агента Касика отправили в Гержманице. Перед Гержманице он попросился сходить по нужде. Когда ему разрешили это, он неожиданно перепрыгнул через канаву и скрылся от преследователей за ближайшими домами. Прибежал к Божеку и предупредил его о грозящей опасности. Божек немедленно бежал в Словакию и благодаря этому уцелел. Скларжа гестаповцам тоже не удалось поймать.


Скачать книгу "Ночные мстители" - Франтишек Чванда бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание