Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв.

Виктор Буганов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга д-ра ист. наук В. И. Буганова посвящена истории четырех крестьянских войн в России. В ней дается описание исторической обстановки, им предшествовавшей, хода народных движений, деятельности их вождей. Особое внимание уделяется вопросу о месте, которое занимали крестьянские войны в истории классовой борьбы в России периода феодализма, характеристике размаха борьбы, идеологии ее участников, выявлению исторического значения этих широчайших народных движений. Выясняются причины поражения крестьянских войн, их влияние на развитие страны.

Книга добавлена:
8-04-2024, 12:30
0
109
42
Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв.
Содержание

Читать книгу "Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв."



На этом этапе в события включаются представители господствующего класса — некоторые из них переходят на сторону самозванца добровольно, другие — по принуждению.

Каждая из действующих в это время сил преследует свои цели. Лжедмитрий I, используя народное движение против Годунова, властей и феодалов, рвется к власти и почестям, деньгам и славе, чтобы в будущем опереться на русских и иноземных феодалов. Русские дворяне и бояре, тоже воспользовавшись стихией народного восстания и страшась его больше, чем самозванца и иноземцев, стремятся сбросить ставшее ненавистным и им правление Годунова, чтобы добиться новых земель и укрепления своей власти над угнетенными простолюдинами. Народные низы тешат себя несбыточными надеждами на то, что «хороший», «истинный» царь, восстановив с их помощью свои «законные права», облегчит их положение, а они рассчитаются с обидчиками, сбросят ярмо порабощения. Несмотря на то что все эти силы вместе выступали против Годунова и его ставленников, единства между ними в смысле наличия одинаковых конечных целей борьбы не было и быть не могло.

Обещания «вольности» и «благоденственного жития», щедро раздававшиеся самозванцем, казались многим на первых порах реальными и выполнимыми. Войска самозванца, направлявшиеся к Москве, выполняли его строгий приказ не обижать местное население, помогавшее ему в войне против годуновской армии. А последняя, наоборот, по прямому указанию правительства устраивала массовые и беспощадные расправы, громила и сжигала города и селения, изменившие Годунову.

Путивль и окрестные северские земли, польскую ук-раину, поддерживавшие его, самозванец «обелил» (т. е. освободил) на десять лет от всяких налогов. Пользуясь этим, не платили налоги и жители других районов. В зоне военных действий и народного восстания уничтожалась ненавистная «десятинная пашня», и самозванец этому не препятствовал, поскольку он по существу боялся восставших. С другой стороны, бояре и дворяне, которые переходили на его сторону, и даже те, которых восставшие заставляли присягать ему и приводили в качестве изменников, пользовались его особым вниманием и милостями. Будучи сам представителем господствующего класса, он отнюдь не собирался действовать ему в ущерб, и русские дворяне вскоре это поняли и оценили. Они видели в нем, как и он в них, орудие борьбы с Годуновым для достижения своих собственных целей; выступая в роли временных попутчиков народного восстания, дворяне стремились к перераспределению власти, дележу государственного пирога.

Судьбу годуновского режима окончательно решило восстание «даточных людей» (людей из числа тех, кто сопровождал дворян во время походов), стрельцов, казаков и части южных дворян, которое вспыхнуло 7 мая 1605 г. в царской армии, осаждавшей Кромы. В годуновском войске назревал взрыв. Долгая и безуспешная осада сопровождалась нарастающим дезертирством дворян, их переходом на сторону Лжедмитрия I. Открытое восстание началось в связи с известием о смерти Бориса Годунова и попыткой привести армию к присяге его сыну-наследнику. Решающую роль сыграли антиправительственные действия служилых низов годуновской армии. Они открыто встали на сторону «истинного» государя. Вслед за этим войско самозванца направилось к Москве. По пути население переходило на его сторону, а власть годуновской администрации уничтожалась.

Известие о приближении «истинного» царя вызвало в Москве настоящий взрыв. 1 июня 1605 г. здесь началось восстание — присягая Лжедмитрию I, народные низы одновременно расправлялись с Годуновыми, их родственниками Сабуровыми и другими ненавистными деятелями прежнего правительства. Их дворы подверглись разгрому. Как сообщают разрядные книги, в этот день «в суботу миром, всем народом грабили на Москве многие дворы боярские, и дворянские, и дьячьи, а Сабуровых и Вельяминовых всех грабили»[13]. Досталось и патриарху Иову, годуновскому клеврету, который в числе прочих наживался на народных страданиях в недавние голодные годы.

20 июня самозванец вступил в Москву, а 21 июля его венчали на царский престол в Успенском соборе. В стране началось правление «царя и великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси».

Как показали мероприятия самозванца, выступавшего почти год в роли верховного правителя, его политика носила противоречивый, двойственный, по в основном продворянский, закрепостительный характер. Конечно, он был вынужден на первых порах кое-что сделать для простого люда, который помог завоевать ему царскую корону. Согласно постановлению приговора 7 января 1606 г., на свободу должны были отпустить около четверти холопов, закабалившихся в течение нескольких лет до появления этого указа.

Приговор от 1 февраля того же года указывал, что крестьяне, бежавшие от господ или поступившие в холопы в голодные 1601–1603 гг., не возвращаются прежним владельцам. Этот закон довольно противоречив. С одной стороны, он отвечал интересам многих беглых крепостных крестьян, массы которых скопились на юге страны и оказали поддержку самозванцу, будучи одной из движущих сил Крестьянской войны на том этапе, когда к власти благодаря народному восстанию пришел царь-«избавитель».

С другой стороны, приговор отвечал интересам южных дворян, в новую зависимость к которым постепенно попадали многие из тех беглых крепостных, которые недавно освободились от зависимости своим старым господам. Этот же закон исходил из факта признания «урочных лет» (которые с 5 лет удлинялись до 5,5 или 6 лет, возможно в угоду дворянам центральных уездов) и отнюдь не предполагал отмену крепостнического законодательства 1590-х годов. Но иллюзии «черных людей» быстро развеялись. Причиной тому были не демагогические заявления Лжедмитрия I, а реальные дела.

Самозванец приказал расформировать казачье войско, которое помогло ему в борьбе с Годуновым, а из его армии «выбили» крепостных крестьян, холопов, посадских людей. Русские дворяне, польские наемники и отчасти казаки получили по его распоряжению большие пожалования землями и деньгами. Лжедмитрий I и его клевреты беззастенчиво запускают руки в казну, обогащаются и устраивают увеселения за счет народа, оскорбляют национальные чувства русских (вступление в католическую веру и др.).

Усиливающееся недовольство и возмущение широких народных масс выливается в новое восстание, направленное против самозванца, ненавистных иноземцев и русских изменников. Оно вспыхивает 17 мая 1606 г., неделю спустя после свадьбы самозванца и Марины Мнишек, сопровождавшейся попойками и бесчинствами иноземцев на улицах и площадях, в церквах столицы. Решающую роль в событиях сыграло выступление народных низов. В нем, по словам одного очевидца-поляка, приняло участие «много простого народа», который громил не только иноземных захватчиков, но и богатых москвичей. «С ними ж (иноземцами. — В. Б.) многие дворы разграбиша и русских людей»[14].

Результатами народного движения в Москве и в 1605 г., и в 1606 г. воспользовались феодалы, русские и иноземные. Однако именно позиция социальных низов, обманутых в своих наивных надеждах и выступивших против властей, обусловила падение сначала правительства Годунова, затем самозванца.

ВОССТАНИЕ И. И. БОЛОТНИКОВА


НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ




Восстание И. И. Болотникова (1606–1607 гг.)


Два дня спустя после восстания 17 мая в цари «выкрикнули» на кремлевской соборной площади придворного интригана князя В. И. Шуйского. Это было делом рук его сторонников. Но воцарение Шуйского, с которым должны были возвратиться старые порядки, не могло остановить движение социальных низов. Угнетенные люди юга страны, получившие, хотя бы на время, облегчение от власти и гнета помещиков, не хотели возврата к старому. В иных, городах и уездах в 1604–1606 гг. появлялась новая власть по казачьему образцу. К. Буссов, рассказывающий о скитаниях Болотникова до приезда в Россию, не без преувеличения, но весьма характерно определяет то, что произошло в его отсутствие на родине, как «чудесные изменения»[15].

Снова народные низы обращают взоры на «хорошего царя», подхватывают и распространяют слухи о том, что-де «царь Дмитрий Иванович» не погиб в мае в Москве, а спасся, что «плохие» бояре не дают ему осуществить планы улучшения жизни бедных и обиженных.

Новый, еще более грозный вал Крестьянской войны поднимается в июне 1606 г. в юго-западных уездах страны. На борьбу встают те же крестьяне, холопы, «городские люди», служилые люди по прибору (стрельцы, пушкари, казаки, воротники и др.) Северской земли, юго-западных и южных городов. Они расправлялись с боярами и воеводами, бросали их с башен; кроме того, восставшие конфисковывали имущество богатых («прожиточных») людей и, вероятно, делили его между собой. Для восставших характерно то, что тех людей, которые становились жертвами этих расправ, они называли «изменниками», а себя — сторонниками «царя Димитрия».

Восстание, начавшееся на юго-западной окраине, было направлено против правительства В. И. Шуйского и его воевод, против богатых и «знатных».

Источники определенно говорят о том, что своего рода инициатором, организующим центром движения выступает на этом этапе тот же Путивль, который сыграл немалую роль в победе первого самозванца.

Крестьянскую войну на ее наивысшем этапе возглавил Иван Исаевич Болотников. Как недавно выяснил В. И. Корецкий, Болотников происходил из обедневших детей боярских, возможно из Подмосковья. Он был одним из тех, кто в результате хозяйственного разорения 1570–1580-х годов деклассировался, превратившись в крестьян или даже холопов. Болотников стал холопом князя Л. А. Телятевского, служил в его московском подворье и принадлежал к числу его военных «слуг»[16]. Это говорит о том, что ему военное дело было хорошо знакомо. Известно, что он бежал от господина к донским казакам, и вольнолюбивую среду храбрых и бесстрашных «рыцарей степей». Вероятно, он принимает участие в их походах, во время одного из них попадает в плен к крымским татарам. Из Крыма его продают в Турцию, молодого и крепкого невольника приковывают цепями к скамье на галере в числе других гребцов. Его освобождение стало долом случая: немецкие корабли, напавшие в море на турок, разбивают их, и с невольника сбивают ненавистные кандалы. Болотникова привезли в Венецию. Пожив здесь некоторое время на немецком подворье, он через Венгрию и Германию перебирается в Польшу во главе отряда из 10 тыс. запорожских казаков. Здесь он встречается с тем, кто, по слухам, спасся в Москве 17 мая 1606 г. от заговорщиков во главе с В. И. Шуйским. На этот раз в качестве «царя Димитрия», т. е. самозванца, выступал, вероятно, Михаил Молчанов. С письмом от «царя Димитрия» Болотников направляется в Путивль к князю Г. П. Шаховскому. И здесь он вскоре становится главным предводителем восставших. В этом факте нет ничего удивительного, поскольку Болотников приобрел известность и в Польше, и в России как человек, много испытавший, бывалый, опытный и искусный воин. Кроме того, он прибыл не один, а во главе большого военного отряда, с которым вместе, вероятно, вел борьбу против турок во время пребывания в Венгрии. Эти запорожцы вместе со своим командиром приняли участие и в народном движении в России.


Скачать книгу "Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв." - Виктор Буганов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв.
Внимание