Холокост и православная церковь

Шкаровский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Во время Второй мировой войны Православные Поместные Церкви активно реагировали на Холокост и внесли свой вклад в спасение евреев. Впрочем, у Церквей и разнообразных течений Православия не было единства по вопросу Холокоста. В монографии историка Церкви, доктора исторических наук М.В. Шкаровского анализируются позиции по отношению к евреям Церквей, оказавшихся под нацистской оккупацией. Исследователь собрал в своей книге свидетельства о словах и делах не только официальных церковных функционеров, но и простых священнослужителей и мирян.

Книга добавлена:
18-10-2023, 17:01
0
241
73
Холокост и православная церковь

Читать книгу "Холокост и православная церковь"



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сделать вывод, что многие Православные Поместные Церкви активно реагировали на Холокост и внесли свой заметный вклад в спасение евреев. При этом Русская Православная Церковь не была в период Второй мировой войны единой и состояла из нескольких юрисдикций, позиции которых в этом вопросе не всегда совпадали. Раньше всего, еще до начала войны между нацистской Германией и СССР, свое отношение к преследованиям евреев высказали многие российские священники-эмигранты в различных странах Европы. Они принадлежали к двум юрисдикциям — Западно-Европейского экзархата во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей.

В Западно-Европейский экзархат митрополита Евлогия, подчинявшегося Константинопольскому Патриарху, входило несколько русских приходов, расположенных на территории Германии. Паства Владыки негативно относилась к расовой теории нацистов, прежде всего к культивируемой ненависти к евреям. Особенно активно проявило свою позицию по отношению к Холокосту евлогианское духовенство в оккупированной нацистами Франции. За спасение евреев были арестованы и погибли в концлагерях монахиня Мария (Скобцова, Кузьмина-Караваева), священник Дмитрий Клепинин, псаломщик Юрий Скобцов и несколько мирян. В то же время отношение евлогиан-ских служителей к иудаизму отличалось своеобразием. Многие из них полагали, что в условиях небывалых ужасов мировой войны начинается неизбежная эпоха перехода евреев в христианство. Наиболее глубоко разработал эту концепцию в своих резко анти-нацистских статьях 1941–1942 гг. знаменитый православный богослов протоиерей Сергий Булгаков.

Священноначалие Русской Православной Церкви за границей, настроенное резко антисоветски, неоднократно выступало с воззваниями против еврейско-большевистского господства в России как до начала Второй мировой войны, так в ее период. Однако в идеях правой русской церковной эмиграции совершенно отсутствовал расизм, и Холокост руководство Русской Православной Церкви за границей никогда не одобряло. Ряд священнослужителей РПЦЗ спасали евреев от уничтожения, а некоторые даже погибли за это: архимандрит Григорий (Перадзе) и протопресвитер Андрей Врасский.

Занимая ярко выраженную антинацистскую позицию, Московская Патриархия осуждала и преследования евреев (хотя позиция государственных властей СССР не позволила сделать это публично, как и дистанцироваться от начинавшего проявляться советского антисемитизма). Многие возможности сбора информации об участии православных священнослужителей и мирян в спасении евреев в годы войны были упущены, и сейчас очень сложно установить имена этих людей.

Наиболее явно отношение Православной Церкви к Холокосту на территории СССР проявилось на Украине, где проживала большая часть евреев Советского Союза. Здесь в период оккупации существовали две Украинские Православные Церкви — автокефальная и автономная в составе Московской Патриархии. Автономная Украинская Церковь однозначно осуждала уничтожение евреев. Многие ее священники пытались различным образом спасти их (отец Алексий Глаголев, монахини киевских монастырей и др.). Часть же украинских националистов добровольно и активно участвовали в уничтожении евреев. Они относились как к автокефальной Украинской Православной, так и к Греко-Католической Церквам. Глава последней митрополит Андрей Шептицкий и лично спасал евреев во Львове, и публично протестовал против их уничтожения, но пример Владыки не оказал должного влияния на его паству.

Таким образом ситуация в разных течениях Православной Церкви (и среди греко-католиков) на территории СССР была различной, но в целом можно сказать, что Русская Церковь уже в 1941–1945 гг. осуждала уничтожение евреев, хотя практических действий в этом направлении было явно недостаточно. Еще меньше активности было проявлено в осуждении лишения нацистами и их пособниками евреев гражданских прав или прав собственности. И все же, несмотря на идеологические и политические различия среди различных течений и юрисдикций Русской Православной Церкви, везде преобладающей тенденцией было неприятие Холокоста и оказание помощи гонимым евреям, хотя и без публичного высказывания священноначалием этой позиции. Именно духовенство Русской Церкви, помогая евреям, больше всего пострадало от рук нацистов.

На наш взгляд, на церковную позицию по отношению к Холокосту влияли следующие факторы: 1) воевала ли страна, на которой действовала та или иная Православная Церковь, с нацистской Германией; 2) активность движения Сопротивления в данной стране; 3) степень распространения националистических идей в церковной юрисдикции; 4) наличие заметного количества крещеных евреев среди духовенства и мирян; 5) политическая ангажированность церковного руководства; 6) степень коллаборационизма среди прихожан данной Церкви.

Основные установленные причины помощи евреям со стороны православных священнослужителей и мирян заключались в следующем: 1) личная религиозная мотивация (восприятие спасения евреев как свой христианский долг); 2) влияния позиции священноначалия и духовника; 3) участие в движении Сопротивления; 4) идейная оппозиционность нацистскому режиму; 5) стремление обратить евреев в христианство; 6) общие гуманистические идеалы; 7) дружеские личные связи с евреями. При этом нередко сложно разграничить побудительные мотивы оказания помощи, на поступок верующего могло повлиять сразу несколько причин.

Формы же спасения евреев были очень разнообразными: 1) крещение еврейских детей (а зачастую и взрослых) в православных храмах; 2) предоставление убежища в религиозных учреждениях и домах священников; 3) обеспечение евреям возможности выдать себя за представителя другой национальности (в том числе выдача фиктивного свидетельства о крещении); 4) помощь в осуществлении бегства в безопасное место; 5) временное усыновление (удочерение) еврейских детей; 6) заступничество перед нападавшими на евреев, в том числе обращения иерархов в органы государственной власти; 7) принятие на службу в храм или церковную организацию; 8) помощь предметами первой необходимости; 9) публичное проявление сочувствия, в том числе демонстративное ношение некоторыми православными священнослужителями на облачении звезды Давида.

Следует отметить, что крещение православными священниками евреев на оккупированной германскими войсками территории нередко проводилось с миссионерскими или даже корыстными целями, хотя и это грозило репрессиями со стороны нацистов. Большая же часть священнослужителей стремились таким образом спасти евреев, так как с помощью справок о крещении и арийском происхождении можно было помочь гораздо большему количеству людей, чем укрывая их в своем доме или у знакомых. При этом нередко выдавались фиктивные справки о крещении без совершения этого таинства. Такое поведение соответствовало как морально-нравственным законам добра и сострадания, так и христианским заповедям непричинения вреда ближнему, не-разделения людей по национальному и расовому признаку, ибо перед Богом нет «ни эллина, ни иудея».

В последние годы в показаниях, воспоминаниях, интервью и письмах с просьбой дать своим спасителям звание праведников немногие еще здравствующие спасенные евреи, как правило, стараются указать всех, от кого они получили помощь. Среди подобных документов имеется несколько, в которых отражена праведническая деятельность православных священников и насельников монастырей. И общей чертой описаний их усилий, направленных на спасение гонимых нацистскими властями евреев, является осознание риска, готовность к самопожертвованию. Страх потерять жизнь уступал место перед страхом потерять любовь Божию и собственное достоинство. Для этих людей вера означала также верность Божиим заповедям.

Относительно статистики участия православного духовенства и мирян в спасении евреев и количества спасенных, пока рано делать окончательные выводы. Автору удалось установить имена 12 священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви, погибших, спасая евреев. Четверо из них: священник Димитрий Клепинин, архимандрит Георгий (Перадзе), монахиня Мария (Скобцова) и псаломщик Юрий Скобцов уже прославлены в лике святых. Но активно помогавших евреям священнослужителей Русской Церкви (не говоря уже о мирянах) было как минимум в четыре-пять раз больше, в том числе два архиерея: архиепископ Минский Филофей (Нарко) и епископ Таганрогский (позднее митрополит) Иосиф (Чернов). При этом большинство фактов спасения до сих пор остаются неизвестными. Количество же спасенных духовенством и мирянами Русской Православной Церкви, по всей видимости, превышает тысячу человек (по нескольку сот в Белоруссии, Франции, Украине и России).

Среди других Православных Церквей, к сожалению, только Болгарская Церковь в годы Второй мировой войны официально встала на защиту евреев, хотя свой вклад в их спасение внесли греческие, чешские, польские, венгерские и сербские православные священнослужители. Можно проследить определенную эволюцию взглядов на процесс уничтожения евреев духовных лидеров различных конфессий. Десятки священнослужителей по своей инициативе помогали и спасали евреев. Особенно наглядно это проявлялось в готовности совершить крещение, несмотря на угрозы и запреты властей. Вместе с тем голос ни одного из церковных авторитетов (за исключением болгарских иерархов) не прозвучал достаточно громко, чтобы остановить убийства евреев.

Актуальность исторического и богословского изучения Холокоста, в том числе российскими светскими и церковными исследователями, не вызывает сомнений. Д. Рубин вполне справедливо отмечал: «…не задуматься над значением Холокоста для Русской православной церкви означало бы отказаться от своей обязанности всегда обновлять послание Христа, то есть понимать Христову весть не только в ее отношении к прошлому, но и в отношении к человечеству сегодня»812.

В настоящее время теоретическое осмысление проблем христианства в связи с Холокостом происходит по нескольким направлениям. Одно из них — признание морально-политической ответственности христианских Церквей за Холокост. Другое направление критического анализа христианской истории — это исследование церковного антииудаизма как одного из источников расистского антисемитизма в XX веке. Лишь критическое осмысление христианами Холокоста доказало, что христианство и антисемитизм несовместимы.

В историческом плане тема «Православная Церковь и Холокост», несомненно, требует дальнейшего детального исследования, в ней имеется еще много белых пятен. И прежде всего надо установить имена православных праведников, которые на оккупированной территории СССР и других европейских стран, рискуя своей жизнью, спасали евреев. Большинство из них по-прежнему остается неизвестными. В то же время многие из известных до сих пор официально не признаны «Праведниками народов мира». Важным является и содействие со стороны Русской Православной Церкви реализации мемориального проекта «Вернуть достоинство», направленного на поиск, восстановление и поддержание в порядке мест захоронений евреев — жертв Второй мировой войны на территории бывшего Советского Союза.


Скачать книгу "Холокост и православная церковь" - Шкаровский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Холокост и православная церковь
Внимание