ГУЛАГ уже не тот, но кое-что осталось

Иван Деревянко
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Название книги продиктовано личным отношением к сравнительно небольшому, но очень значимому периоду работы автора в лагерях МВД СССР. На склоне своих лет тяжело больной человек делится воспоминаниями о той огромной роли, которую сыграла работа в так называемом ГУЛАГе в его большой и продолжительной жизни. Это рассказы о том, что, несмотря на проблемы со здоровьем в течение всей жизни и на то, что не раз заглядывал в лицо смерти, он считает себя счастливым человеком, потому что он воспитывался в лучших традициях советской деревни и ему всю жизнь везло на хороших людей.

Книга добавлена:
8-01-2024, 11:04
0
159
11
ГУЛАГ уже не тот, но кое-что осталось

Читать книгу "ГУЛАГ уже не тот, но кое-что осталось"



— А тут что ты будешь делать?

— Не знаю.

— Так я знаю. Иди в отдел и работай. Сейчас время отпусков. Люди нужны.

— А как же без документов? У меня ж еще нет диплома.

— Это пустяки.

Снимает трубку и звонит начальнику отдела кадров.

— Ты Деревянко знаешь?

— Знаю. Мы ж его учили.

— Так вот этот чудак защитил диплом, но еще не получил его. Приехал из-за квартиры. Оформи его пока без документов, а потом он их привезет. Что ему зря тут болтаться.

Оформили. Пришел я в отдел, а там уже все радуются, что так благополучно все получается. Стали обсуждать, на какую же должность меня оформить. Начальник отдела и говорит:

— Мы все тут лесозаготовители. Он один деревообработчик. Он и будет у нас академиком по всем вопросам деревообработки. Будет куратором. Поэтому надо оформлять старшим инженером. И оклад по максимуму.

Так поработал я недели три. С новым домом задержка вышла, а у меня сроки подпирают — надо диплом получать. Начальник отдела с пониманием отнесся к проблеме.

— Ты езжай и не беспокойся. Мы тут тебя подстрахуем. К тому же начальник управления твердо пообещал, а его слово — закон.

Я уехал получать диплом и забирать жену. А теща в слезы:

— Где это видано, чтобы молодому специалисту сразу квартиру давали?

Да и жена не верит. Но вынуждена ехать. До тех пор, пока не вошли в квартиру сомневалась, что такое возможно. Тем не менее.

На работе приходилось заниматься всем. И технологией, и техникой, и организацией производства, и запчастями, и постановкой на производство новых товаров народного потребления. По два раза в год составлял план организации производства, как часть общего плана. А товары народного потребления были на контроле у обкома партии.

Надо было и технические условия разработать, и цены утвердить. Если что-то касалось деревообработки, то ни бухгалтерия, ни нормировщики без моей подписи не могли обойтись.

В управлении в конце квартала или года весь производственный отдел разгоняли по предприятиям план по лесозаготовкам «толкать». И меня тоже. Я как-то на партсобрании выступил с возмущением, зачем меня посылают не по моей специальности план толкать. У меня свой план есть. Никто ж не ездит помогать мне. Назавтра начальник управления вызвал начальника моего отдела и запретил ему эту практику.

Как-то зашел ко мне главный бухгалтер.

— Ну ты, Деревянко, совсем обнаглел. Мало того, что кучу всяких журналов и книг выписываешь, так уже стал картинки для ребенка выписывать.

— У моего ребенка своих картинок хватает. А это мне нужно для сувениров. План по товарам народного потребления выполнять надо.

— Теперь понятно. Извини, я плохо о тебе подумал.

В управлении работали только офицеры. Я один был вольнонаемный. В подразделениях гражданских работало много, поэтому при управлении существовал объединенный рабочком. Я был членом этого рабочкома.

Однажды начальство решило и меня в офицеры произвести. А я не хотел. У меня мечта была — аспирантура. А в погонах сделать это проблематично. Но начальник управления дал указание начальнику мед отдела провести медкомиссию и отдать документы на аттестацию. Начальник мед отдела оказался в сложной ситуации. С одной стороны, он не может не выполнить указания начальника управления, а, с другой стороны, по здоровью я не годен к аттестации. Я его выручил. Сказал, что раз не годен, я не буду нарушать закон. Начальник управления задал взбучку начальнику медотдела. Тот оправдывался, мол, что я могу сделать, если он не годен по здоровью и не хочет нарушать закон.

В управлении ко мне хорошо относились, даже если я делал что-то не то по гражданским понятиям. Был такой случай. В одной из командировок я занимался устранением каких-то недостатков. понадобилось вмешательство начальника отделения. Зашел к нему, а тот от меня по сути дела отмахнулся: дескать у меня более важные проблемы, не до тебя мне.

Хорошо. Как представитель управления я написал ему предписание. Приезжаю в управление, докладываю начальнику отдела, а тот смеется:

— Ты знаешь кто такой начальник отделения?

— Конечно знаю. Его жена сестра начальника управления.

— Так зачем же ты писал предписание? Ну теперь жди неприятностей.

— Я не превысил своих полномочий. Пусть разбирается.

Начальник отделения вынужден был выполнить мое предписание. К счастью, и неприятностей не последовало. Более того. Через некоторое время вызывает меня начальник управления. Ну, думаю, получай взыскание. Но нет. В кабинете сидит какой-то незнакомый полковник. Начальник управления представляет:

— Это товарищ из главка с проверкой. Будешь его сопровождать

А полковнику говорит:

— Это самый надежный сотрудник. Никому ничего не скажет. Можете ему довериться.

Я обалдел. Такой лестной характеристики я не слышал. И от кого? С тех пор я стал штатным сопровождающим.

Практически к каждому празднику мне давали или грамоту, или денежное поощрение. Естественно, это вызывало недовольство моих коллег, дескать, одного его каждый раз награждают. Недовольным начальник отдела говорил:

— А ты работай, как он, и тебя будем награждать.

Помимо работы, я не забывал о науке. Работал вечерами до поздней ночи. Сразу после окончания института решил опубликовать научную часть со своего диплома. Подправил кое-что, и отправил рукопись брошюры в издательство. Вскоре пришел отрицательный ответ с удивительно развернутой рецензией. Жена расстроилась, и заявила, что я только зря время трачу. На что я ответил:

— Что ты понимаешь? Ты посмотри, какая рецензия. Это же руководство к действию.

Видимо рецензент что-то интересное нашел в моей рукописи, раз не поленился так много написать. И я с энтузиазмом стал готовить новую рукопись. На работе у меня была возможность выписывать практически всю профессиональную информацию. Я воспользовался этой возможностью, и перерыл гору литературы. Рукопись получилась довольно солидная. Поскольку жена помогала мне, как могла, то я включил ее в соавторы. Рукопись отослал.

Достаточно много времени прошло, а никаких известий нет. При очередной поездке в Сыктывкар, решил зайти в издательство. Нашел редактора, спрашиваю за рукопись, а она говорит:

— Ваша рукопись давно в печати. А ничего не сообщали Вам потому, что ждали, когда Вы сами зайдете. Рецензент хотел с Вами поговорить. Он тут недалеко, напротив, в здании академии наук. Сходите к нему.

Пошел. Нашел кабинет. Оказывается, рецензент был зав отделом экономики академии наук. Познакомились. Начал расспрашивать, что да как. Рассказал.

— А Вы не думаете поступать в аспирантуру?

— Думаю.

— А не хотите ко мне аспирантом?

— Так я ж не экономист, а технолог.

— Не экономист, а какую экономическую тему раскрыли.

— Я производственник, и конкретную экономику обязан знать.

— Ну, если Вы знаете конкретную экономику, то в общей разберетесь. Так что? Согласны?

— Мне надо подумать. Я все-таки технолог. Да и семья у меня. Аспирантура, это хорошо, а семья дороже. Не навредить бы семье.

— Ну, что ж, думайте. Мое предложение остается в силе.

Было над чем подумать. И жена в растерянности. Что делать, непонятно. На работу пришел расстроенный. Начальник поинтересовался, в чем дело. Рассказал я ему. Ничего не сказал, но задумался. Через несколько дней начальник после работы зашел к нам в комнату.

— Ты идешь домой?

Нам было по дороге.

— Да, иду.

— Пошли.

Я страшно удивился. Такой чести я никогда не удостаивался. Собрался. Пошли. По дороге он начал:

— Я никогда никому протеже не делал. Но тут случай особый. Сам когда-то очень хотел поступить в аспирантуру, да не получилось. Решил тебе помочь. Ты говоришь, что у них нет общежития, значит тебе надо где-то жить. Диссертацию по экономике можно делать и заочно. Тебе не привыкать. Значит надо устроиться на работу, где есть общежитие. Мой соученик и хороший друг работает начальником республиканского объединения «Комилеспром». Я позвонил ему. Он может взять тебя на работу и обеспечить общежитием. Пойдешь?

— Большое спасибо Борис Федорович! Я наверно соглашусь. Надо посоветоваться с женой.

— Ну, удачи тебе.

Пока мы думали — гадали на работе нужно было решать свои проблемы. Нам по товарам народного потребления надо было решить проблему: из чего делать крышки табуретов. Из фанеры хорошо получалось, но это большой дефицит. С трудом доставали. А тут подвернулась статья в газете, что в Киеве создали установку, которая прессует сиденья табуретов из опилок. Опилок у нас горы, установку можно купить и установить. Специалисты найдутся. Есть перспектива снять головную боль. Начальнику идея понравилась.

— Пока суть, да дело, съезди, посмотри, что за установка такая. Может это то, что нам нужно.

Сказано, сделано. Приезжаю я в Киев, иду на указанное в статье предприятие, а установка вся в толстом слое пыли. Говорят, что ее автор, директор комбината, уже работает директором института. А с установкой что-то не то. Советуют сходить в институт. Там подробнее узнаете, что и как.

Пришел в институт. Секретарша директора направила меня в лабораторию, которая почти полностью работала на директора. Познакомился с завлабом. Да такая установка создана, но требует доработки. Директор теперь там не работает. Установка осталась бесхозной. Да и не нужна она вам. Вы лучше поступайте к нам в аспирантуру.

Повел меня к директору. Да, конечно, поступайте. Мы Вам и комнату на семью дадим в общежитии, и жену на работу возьмем. Нарисовал такую радужную картину, что я клюнул на нее. Я же привык верить начальству на слово. А зря. В Киеве совсем не так относятся к обещаниям, как на Севере.

Дома сагитировал жену, зашел к начальнику. Тот тоже поддержал. Стал готовиться к экзаменам. Истории я не боялся, спецпредмета тоже, а с иностранным языком надо что-то делать. Поскольку экзамены, кроме спецпредмета, можно сдавать в любом институте, я вспомнил об альма-матер, где проректор по науке ко мне хорошо относился.

Приехал в институт, зашел к проректору, объяснил, что надо. Нет проблем. Вызвал обоих зав кафедрами, и поручил им принять у меня экзамены, естественно с нужными оценками. Нет проблем. Сделали то, что надо. С соответствующими удостоверениями еду в Киев сдавать спецпредмет. Сдал на отлично.

Перед приемной комиссией приглашает меня директор и говорит, что он не может дать общежитие не только семье, но и мне. Придется пожить на квартире. И жену он не может взять на работу без прописки. Предлагает мне поступить на заочное. Я чуть с ума не сошел от услышанного. Всю ночь не спал. Думал. Наутро пришел к директору и говорю:

— Заочно делать диссертацию по технологии на предприятии за три с половиной тысячи километров, и где нет никаких условий, это нереально. Прошу зачислить меня в очную аспирантуру. Буду как-то выкручиваться.

Зачислили. И я стал искать жене работу. В Киеве обошел все предприятия строительных материалов, дошел до министерства, но все бесполезно. В министерстве в коридоре курили несколько сотрудников, которые мне и подсказали выход. Надо искать работу в области. С областной пропиской в Киеве на работу берут. Посоветовали пойти в трест строительных материалов по киевской области, как найти подсказали. Пошел.


Скачать книгу "ГУЛАГ уже не тот, но кое-что осталось" - Иван Деревянко бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » О бизнесе популярно » ГУЛАГ уже не тот, но кое-что осталось
Внимание