Криминологический портрет Степана Бандеры

Игорь Мацкевич
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Существуют определенные принципы построения криминологических портретов преступников. В данной работе они также были применены, но с учетом тех особенностей, что криминологический портрет был составлен в отношении исторической фигуры и политического деятеля. Автором прослежен жизненный путь Степана Бандеры во взаимосвязи с историческими событиями, через которые он проходил, и теми людьми, которые его окружали. Рассмотрено влияние националистических взглядов Бандеры на формирование его личности. В ходе исследования использовались частнонаучные методы, в особенности метод исторического анализа. Также применена методика составления криминологического портрета личности. Были установлены следующие характерные черты личности Бандеры:

Книга добавлена:
22-11-2022, 14:33
0
286
37
Криминологический портрет Степана Бандеры

Читать книгу "Криминологический портрет Степана Бандеры"



Бандера: Я еще раз хочу разъяснить и подчеркнуть, что ни один из приказов, которые я отдал, не преследовал целью обойти какие-либо немецкие указания. Нормализация жизни украинцев на украинской территории может быть только при условии использования украинских факторов. Я стою на той точке зрения, что пока этой цели возможно добиться только в содействии с немецкими властями.

Кундт: Что будет далее — решит Адольф Гитлер.

Не обращая внимания на эти препирательства Бандеры и его сторонников, рейхскомиссар Эрих Кох издал распоряжение за № 119 «Об отношении воинских частей к украинскому населению», в котором совершенно точно говорилось о военизированных группах бандеровцев: «…созданные украинские национальные местные управления или районные управы должны рассматриваться не как самостоятельные управления или уполномоченные от высших властей, а как доверенные для связи с немецкими военными властями. Задача их заключается в том, чтобы выполнять распоряжения последних».

Таким образом, заискивания и оправдания Бандеры ни к чему не привели. В тюрьме он содержался около 1,5 лет, а затем его перевезли в Германию в концентрационный лагерь нацистской Германии, о котором уже неоднократно говорилось, Заксенхаузен (Sachsenhausen) в блок для политических заключенных Целенбау. Именно в этом лагере находился сын Сталина от первой жены Яков Джугашвили, который был пленен 16 июля 1941 года в Белоруссии. В 1943 году он погиб при до конца невыясненных обстоятельствах: 14 апреля его застрелил часовой при демонстративной попытке к бегству, когда Джугашвили буквально бросился на колючую проволоку, которая к тому же была под током высокого напряжения.

(Среди других известных заключенных этого лагеря можно назвать польского генерала Стефана Грот-Ровецкого (расстрелян), русского и советского генерала Дмитрия Михайловича Карбышева (замучен в другом концентрационном лагере Маутхаузен), крупного промышленника Фрица Тиссена (прошел все известные концентрационные лагеря и после войны уехал в Аргентину), немецкого коммуниста Хорна Ламберта (умер от лейкемии).)

Надо сказать, что аресту Бандеры предшествовали несколько обстоятельств. Причем они не были связаны ни с Германией, ни с Советским Союзом. Бандера воевал против своих же. Он явно стремился монополизировать свою власть среди украинских националистов.

Еще 30 августа 1941 года в Житомире были убиты двое членов провода ОУН(м) Омельян Сенник и Николай Сциборский. Мельник и его сторонники возложили вину за это преступление на ОУН(б). Бандеровцы отрицали свою причастность к гибели мельниковцев. Но терпение нацистских руководителей на этот раз иссякло. 13 сентября Рейнхард Гейдрих подписывает директиву об аресте руководства ОУН(б) следующего содержания (непосредственно о нем и его делах — позже): «Члены группы Бандеры с некоторого времени развернули особую активность с целью добиться самостоятельного украинского государства всеми средствами. Они призывали в широко развернутой пропаганде жителей Галиции и украинское население в области операций не только против немецких распоряжений, но также и к устранению своих политических противников. До сих пор убито свыше 10 членов руководимой Андреем Мельником организации украинских националистов. Среди убитых находятся известные в украинских националистических кругах одни из главных руководителей ОУН — Сенник и Сциборский, которые 30 августа на одной из улиц в Житомире были убиты из пистолетов одним из членов группы Бандеры. Можно предположить, что члены группы Бандеры для осуществления своих политических целей будут совершать другие террористические акты. Предлагаю следующее: а) арестовать всех играющих какую-либо роль в движении Бандеры руководителей по подозрению в содействии убийству представителей движения Мельника. Чтобы обеспечить полный успех, провести аресты в пределах государства, в генерал-губернаторстве и в районе операций одновременно, а именно в понедельник 15 сентября 1941 года утром; б) закрыть бюро и конторы движения Бандеры и между прочим бюро Украинской службы по вопросам прессы в Берлине по ул. Меклен-бургишештрассе, 78, а также Украинское бюро в Вене по Ландштрассе-Гауптштрассе. Произвести тщательный обыск в бюро и квартирах руководителей движения Бандеры, которые будут арестованы».

Условия содержания Бандеры отличались в лучшую сторону по сравнению с большинством других обитателей лагеря. Он находился в номере 73 в относительно комфортабельных условиях, которые обеспечивали службы Международного Красного Креста. Бандера мог прогуливаться по лагерю, получать продовольственные посылки и деньги. У него были регулярные свидания с женой. Через жену Бандера узнавал все новости, через нее он отдавал поручения, непосредственно касающиеся деятельности ОУН(б). Нацисты этому совершенно не противились. Для них деятельность Бандеры была исключительно на руку. Наверное, из-за этого германские службы называли все вооруженное сопротивление и против Польши, и против Советского Союза, которое к тому времени сложилось на Украине, движением бандеры (нем. banderabewegung). Вот, например, текст одного из немецких донесений из Украины в Берлин: «В Ровно группа бандеровцев имела много фабричных зданий и жилых помещений. Там подготовлялась украинская милиция и проводились собрания. Нелегальная милицейская подготовка была прервана, и школа милиции в Ровно была распущена»[25].

Более того, Бандеру нередко увозили за пределы лагеря, в том числе в замок Фринденталь (200 м от Заксенхаузена), в котором находилась школа агентурно-диверсионных кадров ОУН(б).

Несмотря на существующее мнение, что бандеровцы воевали одинаково со всеми — и с нацистами, и с большевиками, совершенно очевидно, что нацистам существенного ущерба они не наносили.

Находясь в заключении, Бандера заочно участвовал в формировании в 1943 году Антибольшевистского блока народов, чему нацисты также, естественно, не препятствовали.

25 сентября 1944 года из-за ухудшившейся ситуации для Германии на Восточном (советском) фронте Бандеру, как и многих других украинских националистов, находящихся в Заксенхаузене, а также в других концентрационных лагерях или тюрьмах, освободили. Гитлеру необходимо было развязать на Украине, в тылу Красной армии, партизанскую войну, против которой он сам недавно выступал, когда Германия оккупировала Украину и Белоруссию. Гитлер подзабыл, что совсем недавно называл партизан не иначе как бандитами, а Сталина упрекал в недопустимых методах ведения войны (это при варварских разрушениях советских городов и ужасной блокаде Ленинграда, которую следует назвать геноцидом ленинградцев). Теперь Гитлер призывал бандеровцев начать истребительную партизанскую войну против коммунистов.

Позже из протокола допроса сотрудника Абвера Зигфрида Мюллера станет ясно, как происходило освобождение Бандеры и что за этим последовало: «В декабре 1944 года главное управление имперской безопасности освободило из заключения Степана Бандеру, который получил под Берлином дачу от отдела 4-Д гестапо. С того времени Бандера находился под персональным надзором и работал по указанию вновь назначенного начальника отдела 4-Д оберштурмбаннфюрера Вольфа. В том же месяце Степан Бандера прибыл в распоряжение абверкоманды-202 в город Краков и лично инструктировал Данылива, а также подготовленную нами агентуру, направляемую для связи в штаб УПА. Таким образом, диверсионная работа, которую проводили в тылу Красной армии украинские националисты, была санкционирована Степаном Бандерой и проводилась под руководством немецкой разведки.

Вопрос: Вы лично встречались с Бандерой в деле разведки?

Ответ: Да. По случаю приезда Бандеры в абверкоманду-202 капитан Кирн устроил банкет на вилле нашей команды, которая находилась на Гартенштрассе, 1 (возле краковского стадиона), на котором выступали с речами Бандера, капитан Кирн и профессор Данылив. Там я познакомился с Бандерой, а потом, через несколько дней, встретился с ним уже на деловой почве. 27 декабря 1944 года я подготовил группу диверсантов для переброски ее в тыл Красной армии со специальным заданием. Эта группа состояла из трех украинских националистов — Лопатинского, “Демеда, и одного радиста, фамилии которого не помню. Степан Бандера в моем присутствии лично инструктировал этих агентов и передал через них в штаб УПА приказ об активизации подрывной работы в тылу Красной армии и налаживании регулярной радиосвязи с абверкомандой-202. Я был представлен группе как офицер абверкоманды-202, назначенный на должность офицера связи в штаб УПА… Вся группа Лопатинского, переброшенная мною в тыл Красной армии немецким самолетом с краковского аэродрома в район города Львова, имела при себе для передачи в штаб УПА один миллион рублей, медикаменты, обмундирование, взрывчатку и рацию.

Вопрос: Была ли установлена радиосвязь между абверкомандой-202 и штабом УПА?

Ответ: Радиосвязь абверкоманды-202 со штабом УПА поддерживалась еще с октября 1944 года, но эта связь осуществлялась с помощью сорокаваттной радиостанции с позывными “Вера,. Считая рацию в 40 ватт весьма мощной, что могло привести к ее прослушиванию на большом расстоянии и расшифровке, мы послали с группой Лопатинского трехваттную станцию, которая бы могла безопасно действовать продолжительное время. Насколько мне известно, группа Лопатинского в штаб УПА не прибыла, и мы считали, что она при посадке ликвидирована контрразведкой Красной армии.

Вопрос: Какую подрывную работу в тылу Красной армии проводила абверкоманда-202 вместе с украинскими националистами?

Ответ: Из пяти диверсионных школ, которые были в распоряжении абверкоманды-202, одна, руководимая мной школа “Мольтке" вплоть до апреля 1945 года готовила кадры диверсантов исключительно из числа украинских националистов. Вербовку диверсантов проводили сотрудники профессора Данылива с офицерами абверкоманды-202.

Кроме того, абверотряд-206, который входил в состав абверкоманды-202, имел непосредственную связь через линию фронта с повстанческими отрядами УПА в Карпатских горах. Из этих отрядов мы черпали диверсионную агентуру, обучали ее в своих краткосрочных школах, а потом использовали для диверсионной работы в тылу Красной армии.

Вопрос: Какие группы из украинских националистов были перекинуты в тыл Красной армии с диверсионными заданиями?

Ответ: Последние месяцы перед капитуляцией Германии в моей диверсионной школе “Мольтке, училось 45 диверсантов из числа украинских националистов. Часть из них, в количестве 25 человек, была направлена в школу штабом УПА с территории, занятой частями Красной армии, а другие были завербованы в лагерях военнопленных. Первую группу диверсантов, которая называлась “Пауль-2„, в количестве 8 человек, я перебросил 7 апреля 1945 года в район г. Сарны с задачей восстановить связь со штабом волынской группы УПА и развернуть диверсионную работу на железнодорожной магистрали в районе г. Сарны… Вторая группа, “Пауль-3„, которая также состояла из 8 человек, была переброшена мной 13 апреля 1945 года с пражского аэродрома в район Владимира-Волынского. Все участники группы — уроженцы сельской местности возле Владимира-Волынского… Группа “Пауль-3„имела задание осуществлять диверсии на коммуникациях Красной армии в районе г. Владимира-Волынского. Третья диверсионная группа, которая называлась “Пауль-1„, была переброшена мной 20 апреля 1945 года с пражского аэродрома в район г. Ковеля в количестве 9 человек. Все участники группы — уроженцы Ковельского района. В связи с приближавшимся окончательным разгромом Германии я, осуществив заброску последней группы, 21 апреля 1945 года перешел в Праге на нелегальное положение и больше в абверкоманду-202 не явился. О судьбе и дальнейших действиях группы Кирна мне ничего не известно. Однако мне известно, что украинские националисты приняли меры к установлению связи с командованием англо-американских войск. Данылив и Бурлай имели указание штаба УПА перейти через линию фронта к англо-американским войскам и проинформировать их о желании украинских националистов координировать свою подрывную деятельность на территории Украины с командованием англо-американских войск. Часть группы должна была сопровождать Бурлая к американцам. Данылив намеревался бежать к союзникам вместе с Бандерой. Зная, что я владею английским и французским языками, Бурлай предлагал мне присоединиться к его группе и вместе перейти к американцам. В начале апреля 1945 года Бандера имел указание Главного управления имперской безопасности собрать всех украинских националистов в районе Берлина и оборонять город от наступающих частей Красной армии. Бандера создал отряды украинских националистов, которые действовали в составе фолъксштурма, а сам бежал. Он покинул дачу отдела 4-Д и бежал в г. Веймар. Бурлай мне рассказывал, что Бандера договорился с Даныливым о совместном переходе на сторону американцев» (я выделил курсивом особенно примечательные места этого допроса, характеризующие поведение Бандеры).


Скачать книгу "Криминологический портрет Степана Бандеры" - Игорь Мацкевич бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Криминологический портрет Степана Бандеры
Внимание