Возможны варианты...

Николай Терешко
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Разговор о проблемах, связанных с реализацией Продовольственной программы на Южном Урале, челябинский публицист Николай Терешко начал в своих предыдущих книгах — «От поля до прилавка» и «История зернышка, или Рассказ о том, кто и как познавал тайны колоса и земли, создавал хлеборобские машины, овладевал искусством хлебопечения». В новой книге автор продолжает эту тему, обращая внимание читателей на нравственные стороны отношений человека к природе, земле, труду.

Книга добавлена:
16-09-2023, 06:33
0
262
40
Возможны варианты...

Читать книгу "Возможны варианты..."



И все-таки челябинцами вопрос до конца не решен. В чем же причина? Вредные выбросы в атмосферу не уменьшились, ибо темпы прироста производственных мощностей превышают темпы выполнения природоохранных мероприятий. Руководители ряда министерств, прежде всего, черной и цветной металлургии, химической промышленности и энергетики, проявляют высокую настойчивость и даже красноречие, когда просят у челябинских депутатов разрешение на увеличение производственных мощностей в городе. Но как только ставится вопрос об охране окружающей среды, в ход идет аргумент трудоемкости и дорогой стоимости установок. Но можно ли признать этот аргумент основательным? Вновь хочу напомнить слова нашего выдающегося врача Н. И. Пирогова: «Фунт профилактики стоит пуд лечения».

Одним из главных поставщиков вредных примесей много лет считается Челябинский металлургический комбинат. Затратив более десяти миллионов рублей на утилизацию газовых отходов производства, металлурги пустили в строй несколько электрофильтров за печами первого мартеновского цеха, реконструировали газоочистку конверторов, обеспечили бездымную загрузку в коксохимическом производстве. Но, по данным региональной государственной инспекции газоочистки, каждая четвертая установка на комбинате работает ниже проектной возможности, пропуская вредные газы в атмосферу.

Такое же положение и на электрометаллургическом комбинате: пылеулавливатели ряда печей не выведены на проектную мощность, а некоторые из них вообще бездействуют, хотя построены несколько лет назад. Не на полную мощность работает цех сепарации шлаков. Часть фильтров время от времени отключают, особенно в выходные дни, когда контроль за их использованием снижается. За это руководителей цехов штрафует инспекция газоочистки, подвергает критике местная и центральная печать, а порочная практика продолжается. Почему же?

— Причин много, — отвечали мне специалисты, когда я решил найти ответ на вопрос. — Несовершенны и технология газоочистки, и сами аппараты. Одна морока с ними — горят рукава фильтров, вот их и отключают. Но главное — нет достаточного числа хорошо подготовленных инженеров, техников, рабочих для квалифицированной эксплуатации природоохранных систем и агрегатов. Училища профтехобразования не готовят специалистов газоочистки и пылеулавливания. А лишь Челябинской области их уже сейчас нужно не менее пятнадцати тысяч человек.

Выходит, ничего нельзя изменить? Но вот пример иного плана. Лет пятнадцать назад по городскому шоссе, ведущему вдоль электролитного цинкового завода, машины и днем шли с зажженными фарами, а люди, торопливо пробегая мимо, зажимали рты. Облако сернистого газа висело над предприятием и его окрестностями. Ставший незадолго перед этим директором завода К. Л. Демяник предложил тогда своим специалистам искать «противоядие». Дело оказалось куда как не простым.

Отработанной технологии утилизации газов завод не имел. Существовавшее оборудование позволяло удерживать и превращать в серную кислоту около половины отходов. Опытный организатор производства, к тому времени поставивший «на ноги» не одно предприятие, Демяник был убежден, что проблемы рождает тот, кто не хочет работать, а уж кто хочет, тот ликвидирует их. Каждое благое дело он начинал с того, что четко определял задачу и всеми мерами способствовал ее решению. А для этого искал и находил вокруг себя умных и квалифицированных энтузиастов. Они всегда есть, их надо лишь вовремя разглядеть.

Вот и в данном случае такие нашлись. А первыми среди них были инженеры А. А. Чернышев и А. Ф. Суковатицына.

Анна Филипповна не один день провела за тщательным изучением патентной литературы, отечественной и зарубежной, в которой искала принцип необходимой заводу технологии. Один оказался эффектным, но дорогим; другой — трудоемким, третий — объединял оба эти недостатка. Поиски, обсуждения, отрицание найденного и снова поиски… Наконец, Суковатицына предложила испытать упоминавшийся в литературе принцип двойного контактирования газов, то есть, принцип доочистки.

— Трудность при его внедрении была такая: зная, что надо делать, предстояло узнать, как это делать, — рассказывает сейчас Демяник.

Константин Леонидович уже на пенсии, мы сидим с ним у него дома. Но накануне я был на заводе. Предприятие интересно многими сторонами своей жизни. А вот о Суковатицыной и Чернышеве, хотя их фотографии есть в музее завода, мало кто помнит. А надо бы. Правда, Демяника помнят: и то сказать — на виду был человек. Однако вот что замечу. Демяника-то помнят не только на заводе. Заведи в городе разговор о нем, многие сразу: «А, это тот, который небо очистил!» Жаль, что — даже главных — исполнителей забыли. Не только потому, что уже нет в живых. А вот как-то не принято у нас в подобных случаях воздавать кесарю кесарево. Не случайно: разговариваешь с иным руководителем и слышишь — я выполнил, я построил, я…

Демяник до сих пор хранит все, что публиковали газеты и журналы о борьбе заводчан с вредными отходами. А рассказывая подробности, постоянно подчеркивает: Суковатицына предложила, Чернышев проверил. И еще десятки фамилий называет. Рабочих, что осуществляли эксперимент, ученых, помогавших советами; высоких руководителей, которые брали на себя порой нелегкие заботы финансирования и снабжения.

Но главное было все же в том, чтобы определить точную технологию для найденного принципа утилизации отходов. Тут уж поиск в свои руки взял Чернышев, химик по образованию. Александр Алексеевич объездил ряд научно-исследовательских институтов, был на родственных предприятиях, где советовался и консультировался, затем провел десятки опытов на оборудовании своего завода, совершенствуя его.

Нет, не одни заводчане и даже не только город Челябинск были включены в решение проблемы. Думаю, потому и не получается у других, что они, попытавшись что-то сделать собственными силами, скоро убеждаются в тщетности этих попыток, а потому сникают. Сегодня этим путем экологическую проблему не одолеть. Тут всем миром надо, как было в рассказываемом случае. Москва, Украина и Закавказье пришли на помощь челябинцам. И дело было сделано: электролитный цинковый завод стал практически полностью улавливать сернистый газ, сопутствующий производству основной продукции. Незначительные выбросы вредных веществ остались, но они в несколько раз ниже допустимых норм, которые в нашей стране, как известно, жесткие. А завод имеет дополнительные сотни тонн ценного продукта, ранее пропадавшего и вредившего людям и окружающей природе.

Думается, главный моральный вывод из этой истории — надо быть заинтересованным человеком. А шире говоря — быть гражданином, душой срастись с той землей, с тем городом, где живешь. Результаты этой привязанности порой и не так быстро становятся видными, ощутимыми, как хотелось бы. Но тут уж нужна мудрость постоянства. Ну, и настойчивость, принципиальность в выполнении намеченной программы охраны окружающей среды, утилизации отходов. Если в Челябинске 1200 гектаров отвалов и 12 промышленных свалок, то можно ли без эмоций, а точно, в цифрах выразить, сколько чего пропадает?

— Сегодня уже можно, — сказали мне в облисполкоме. — По Челябинску отходов промышленных предприятий образуется более семи миллионов тонн в год. Некоторая часть их используется. Прежде всего — лом цветных и черных металлов. Не случайно опыт нашей области в борьбе за экономию металла одобрен ЦК КПСС. Но все же подавляющая часть отходов пропадает. Пока пропадает. Готовимся использовать и ее.

За этими словами стоит большая, во многом поисковая работа. Речь идет о том, что по заданию облисполкома местный «Гипромез» недавно закончил разработку комплексной схемы охраны природы в Челябинске. В ней собрана и систематизирована информация о состоянии окружающей среды в городе и его окрестностях, проанализирован количественный и качественный состав промотходов каждого завода и предприятия, даны рекомендации рачительного поведения человека в индустриальном мегаполисе. В этой разработке рассматривается влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу, намечены комплексные мероприятия по защите воздушного и водного бассейнов, утилизация промышленных и бытовых отходов, рекультивация порушенных земель, защита почв и лесов.

Столь полная картина о состоянии городской биосферы и эколого-экономической деятельности промышленных предприятий представлена впервые, она заключена в пятидесяти объемистых томах. В ее создании приняли участие научно-исследовательские и проектные институты не только Челябинска, но и Москвы, Ленинграда, Свердловска. Вот лишь некоторые наметки этой комплексной схемы.

Среди многих аспектов охраны окружающей среды в Челябинске, пожалуй, наиболее важный — это охрана и очистка воздуха. Ведь в черте города такие гиганты, как металлургический и электрометаллургический комбинаты, их печи — главные «небокоптители». А кроме них, еще более ста предприятий в разной степени загрязняют атмосферу. Об объеме работы, выполненной специалистами «Гипромеза» только по этой теме, говорит загрузка ЭВМ — пятьсот часов производила машина расчеты. В результате составлена карта загрязнения атмосферы по районам города, по предприятиям, по видам загрязнений. Даны технические характеристики газоочистного оборудования, сделаны выводы о его состоянии, обоснована конкретная программа его усиления и модернизации. Полное «досье» составлено и на реку Миасс, на окружающие Челябинск озера.

Как уверяет главный технолог отдела водоснабжения и канализации промышленных предприятий Челябинского «Гипромеза» Александр Львович Рабинович, довольно скоро поэтам придется писать не «все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды», а наоборот.

Но пока до этого далеко, какими бы оптимистами мы ни были. Пока гражданская тревога Роберта Рождественского по поводу непропорционального соотношения «среды и природы», так сказать, имеет быть актуальной по многим причинам.

Долгое время среди металлургов бытовало такое присловье: «Наше дело сталь варить, ваше дело воду лить». Это они по адресу водоснабженцев прохаживались. Конечно, сейчас, в принципе, каждый понимает, что не будет и стали, если не будет воды. Но от принципа до практики далеко. И поэтому еще небрежно, не по-хозяйски многие предприятия расходуют даже драгоценную питьевую воду на технологические нужды. Немало установок оборотного цикла работает в аварийном режиме. В чем причина? Я разговаривал по этому поводу со многими специалистами Среднего и Южного Урала, и все они, не сговариваясь, в один голос говорят: слабые кадры в заводских цехах водоснабжения.

Сейчас специалистов этого профиля готовят в строительных вузах или на строительных факультетах политехнических институтов, как это делают на Урале. Выпускники, имея диплом инженера-строителя, предпочитают работать на стройках. Быть заводским «ассенизатором и водовозом» куда труднее и непрестижнее. Достаточно представить себе, что он всегда в воде, добро еще, если в чистой, а получает за свой труд куда меньше, чем специалист на стройке. В то же время быть настоящим специалистом водоснабжения и канализации труднее. Ведь вода — одно из непознанных веществ планеты даже в теоретическом плане. Ее жизнь — это законы физики, химии, биологии. Ее использование — это инженерия и медицина.


Скачать книгу "Возможны варианты..." - Николай Терешко бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Возможны варианты...
Внимание