Евреи в войнах тысячелетий. Очерки военной истории еврейского народа

Марк Штейнберг
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Евреи в войнах тысячелетий — первая и пока единственная попытка изложить в объеме одной книги почти четырехтысячелетнюю военную историю еврейского народа. Приводимые в ней факты, имена и цифры зачастую сенсационны, так как совершенно неизвестны доселе. Вместе взятые, свидетельствуют они вполне достоверно, что евреи на протяжении всей своей истории умело и доблестно сражались за независимость Израиля и государственные интересы тех стран, где доводилось им жить в рассеянии. В книге названы более 2500 еврейских воинов и полководцев, служивших в армиях 42 государств.

Книга добавлена:
20-03-2023, 20:44
0
432
162
Евреи в войнах тысячелетий. Очерки военной истории еврейского народа
Содержание

Читать книгу "Евреи в войнах тысячелетий. Очерки военной истории еврейского народа"



Уже через год она вместе с мужем, комбригом Яном Тылты-нем, направляется в Чехословакию, затем — во Францию. В этих странах ее муж был резидентом нелегальной разведки, а Мирьям — его заместителем. Затем она три года возглавляла резидентуру в Нью-Йорке и создала в этом городе большую агентурную группу. В 1930 году Мирьям Шуль-Тылтынь возвращается в СССР и назначается заместителем начальника отдела в Разведупре Красной армии. К тому времени она была награждена двумя орденами Красного Знамени.

В 1933 году Мирьям становится резидентом во Франции. Параллельно ей поручается создание нелегальной агентурной сети в Финляндии. Однако там она была выдана предателем. Вся группа — 28 человек — схвачена финской жандармерией. Мирьям приговорили к 8 годам каторги, и там она вскоре и погибла. Мирьям Шуль-Тылтынь была первой женщиной в советской разведке, которая работала резидентом за рубежом.

Более благополучна судьба Ревекки Гинзбург, чей путь очень сходен с жизнью Мирры. Она родилась в Витебске в 1898 году, после революции служила в Красной армии, была шифровальщицей в ее Полевом штабе, затем работала в Разведупре. Ее посылают в Турцию, где она становится помощником резидента, потом работает под прикрытием должности секретаря военного атташе в Италии, на самом деле исполняя обязанности резидента нелегальной разведки.

В 1933 году Ревекку отзывают в Москву, и она год служит в Разведу правлении Генштаба. Возвращается в Рим уже в качестве нелегальной радистки резидента. По возвращении в Союз в 1936 году ее назначают помощником начальника разведотдела Закавказского военного округа. В 1938 году, в разгар «чистки» советских разведорганов, которую проводили сначала Ежов, потом — Берия, Ревекка Гинзбург была уволена в запас. Ей было 40 лет, по званию капитан, награждена двумя орденами, имела большой опыт нелегальной работы. Однако о ней забыли, и слава Богу, что так случилось. А то не миновать бы Ревекке лагеря или пули в затылок.

Но не избежала этой пули Раиса Беннет, ровесница Ревекки, уроженка Петрозаводска, до 1927 года проживавшая в Соединенных Штатах, ставшая здесь членом американской компартии и направленная ее руководством в СССР. В Москве Раиса стала преподавателем английского языка в Военной академии им. Фрунзе. После чего была завербована военной разведкой и в 1929 году заброшена в Китай. Вела агентурную разведку в Пекине и Шанхае в течение 6 лет. Награждена орденом Красного Знамени. Отозвана в Москву и обвинена в организации покушения на Сталина. Раиса Беннет была расстреляна в октябре 1937 года.

Пожалуй, если о жизни Эллы Брониной рассказать в романе, не все читатели поверили б в реальность событий, в нем изложенных. Она родилась во Франции в семье тамошних евреев, которые в начале 30-х годов переехали в СССР, и 19-летняя Элла была завербована советской военной разведкой. После годичного обучения ее в качестве радистки-шифровальщицы направляют в Китай. В Шанхае она попадает в распоряжение Якова Бронина (настоящая фамилия Лихтеншталь), который в то время сменил Рихарда Зорге на посту резидента военной разведки в Китае.

Элла активно участвует во всех агентурных операциях Бронина. Выезжает на связь с Зорге в Йокогамму, сама шпионит. Потом становится любовницей и женой Якова Бронина. В 1936 году резидент был арестован китайской контрразведкой, но выдержал все пытки и не выдал своей агентуры. Поэтому полиция не сумела выследить и арестовать его жену.

С мужем Элла соединилась в 1937 году, когда его обменяли на сына Чан Кай-Ши. Затем Элла еще долго служила в ГРУ ГШ. Вплоть до того времени, когда полковник Бронин был арестован уже советскими «органами». Произошло это в 1949 году. Естественно, выгнали с работы и Эллу. Но она жива и сегодня, в числе немногих разведчиц-евреек, уцелевших с тех легендарных и страшных времен.

В годы Второй мировой войны, кроме Дюбендорф и Фортус, в рядах подпольщиков и секретных агентов, действовавших против гитлеровцев, было немало евреек. К сожалению, документальные свидетельства о многих из них до сих пор засекречены и рассказать можно лишь о тех, кто был разоблачен или схвачен гестапо.

К числу таких относятся еврейки, действовавшие в рядах знаменитой «Красной капеллы». В частности, ближайшим помощником шефа этой организации Леопольда Треппера был бельгийский еврей Лео Гроссфогель. Его жена Жанна Пезан после вторжения немцев в Бельгию была направлена в Париж, где контролировала все финансовые дела и связи французской агентуры с бельгийским Центром. Когда «Красная капелла» была раскрыта гестапо, Жанна попала в руки сыщиков и после долгих пыток казнена в Берлине.

Софи Познанскую, шифровальщицу «Красной капеллы», арестовали в Брюсселе во время радиосеанса. Ей были известны все волны, шифры брюссельской и парижской раций системы «Оскол». Естественно, гестаповские палачи не пожалели усилий, чтобы выбить из Софи эти данные. Но она не выдала ничего и никого и повесилась в своей камере в тюрьме Сен-Жиль.

Еще более трагична судьба Мирры Сокол. Вместе со своим мужем Гершем она работала на парижской рации системы «Оскол» и в ночь на 10 июня 1942 года была схвачена гестапо. Мирру и ее мужа подвергли средневековым пыткам в камерах страшного форта Мезон-Лафит, известного как место самых бесчеловечных мучений. Но, несмотря на трехмесячные беспрерывные пытки, Мирра и Герш не раскрыли шифров, псевдонимов и адресов. Стойкое поведение этих героев сорвало планы гитлеровцев, намечавших наладить радиоигру с московским Центром и разоблачить уцелевшие остатки советской разведсети.

Немалую роль в борьбе с германскими нацистами сыграла и другая еврейка, легендарная советская разведчица Елизавета Зарубина. Ее девичья фамилия Розенцвейг-Горская, она родилась в 1900 году в Румынии, в селе Ржавенцы близ Черновиц. Лиза училась в университетах Парижа и Вены, освоила, кроме русского, еврейского и румынского, которые знала еще с детства, немецкий, французский, английский и испанский языки.

Ее знаменитая тетка, Анна Паукер, основательница румынской компартии, привлекла племянницу к нелегальной работе, и в 1923 году Лиза стала коммунисткой. В то время Лиза жила в Вене и поступила на работу в советское посольство переводчицей. Там в 1925 году ее и завербовали резиденты Иностранного отдела О ГПУ.

Ее вызвали в Москву и полгода обучали тонкостям конспирации. Затем, вместе со своим любовником, чекистом Яковом Блюмкиным, она отправилась в Турцию. Блюмкин, известный советский разведчик и диверсант, создал в Стамбуле нелегальную резидентуру, а Лиза была его активнейшей помощницей.

В 1928 году она возвратилась в Союз, работала в секретариате ОГПУ. Там она познакомилась с Василием Зарубиным, весьма опытным нелегалом-разведчиком, имевшим практику успешной работы в Китае и Финляндии. В 1929 году они поженились, и Лиза стала Зарубиной. Вскоре молодожены были направлены в Данию с чехословацкими паспортами. Там Василий создал агентурную группу. Затем его направили во Францию, где они с Лизой закрепились основательно. Зарубины стали владельцами рекламной конторы, завербовали несколько десятков агентов, развернули сеть явок и регулярно отправляли в Москву сведения об оборонном потенциале Франции.

В 1934 году Зарубины через Чехословакию приехали в Германию и прочно обосновались в Берлине. Там они завербовали около десяти весьма ценных агентов. Среди них — жена помощника министра иностранных дел, которую к агентурной работе сумела склонить Лиза. Она же сотрудничала с совершенно уникальным человеком — оберштурмфюрером СС Вильгельмом Леманом, который с 1939 года в гестапо отвечал за борьбу с коммунистическим шпионажем.

О масштабах агентурной деятельности Лемана (псевдоним «Брайтенбах») говорят хотя бы следующие факты: он передал Лизе гестаповские шифры, описания новейших типов вооружения, информацию о создании Вернером Брауном дальнобойных ракет, местоположении испытательных полигонов и др. В июне 1941 года Лиза сообщила в Москву полученные от Лемана сведения о точной дате германского вторжения. Собственно, именно Вильгельм Леман послужил прототипом Штирлица для Юлиана Семенова. С той только разницей, что Леман был коренной немец, за всю жизнь ни разу не покидавший пределов Германии.

Помимо Лемана, Лиза (агентурный псевдоним «Вардо») завербовала служащего германского МИДа, который передавал ей копии шифрограмм и других секретных документов своего ведомства. Этот агент (псевдоним «Винтерфельд») впоследствии стал важным чиновником, что значительно увеличило ценность его информации.

В 1938 году почти все советские закордонные агенты были вызваны в СССР и в большинстве своем расстреляны. Супруги Зарубины также вернулись в Москву, и там Василия арестовали и освободили только в 1940 году, благодаря тому, пожалуй, что он остался тверд и не подписал ни одной бумажки с обвинением его в двойном шпионаже. Но ведь почти два года перед войной эти два уникальных агентурных специалиста были практически выключены из сферы сбора информации.

В октябре 1941 года Зарубины выехали в США. Перед этим Лизе было присвоено звание капитана госбезопасности (соответствовало армейскому подполковнику). По приезде она сразу же включилась в активную работу. Лиза курировала более 20 самых ценных агентов — от влиятельных дипломатов и бизнесменов до выдающихся ученых-физиков. Среди последних было немало непосредственных участников создания атомной бомбы, и Лиза с помощью другой советской шпионки Маргариты Коненковой (жены знаменитого скульптора) сумела ввести своих агентов в дом Альберта Эйнштейна, любовницей которого и была Маргарита. Эти люди раздобыли у друзей великого физика немало секретных данных о создании атомной бомбы. Через своего знакомого, физика Сциларда Лиза сумела внедрить в атомный проект двоих агентов.

Но эти сведения получили уже не Зарубины, потому что их снова отозвали в Москву в 1944 году и снова обвинили в предательстве. И снова стали скрупулезно проверять каждый шаг в Америке. Обвинения оказались беспочвенными. Василия даже повысили в чине, он стал генерал-майором, а Лиза — полковником и до 1946 года занималась аналитической работой во внешней разведке МГБ. Затем была уволена в отставку. Нет сомнений, что Елизавета Розенцвейг-Горская-Зарубина-Вардо была одной из самых выдающихся шпионок не только среди евреек, но и остальных сотрудников советских разведслужб, мужчин и женщин.

Так получилось, что в своей нелегальной работе Лиза не раз пересекалась с другой еврейкой Китти Харрис, которая родилась в Лондоне в семье выходцев из России. Когда ей было 8 лет, родители переехали в Канаду. Там она пошла работать на фабрику, активно участвовала в профсоюзной, а затем и партийной работе. Но это было уже в США, где она стала членом американской компартии.

Китти вышла замуж за известного американского коммуниста Эрла Браудера, и в 1928–1929 годах по заданию Коминтерна они работали в Китае, занимаясь нелегальной пропагандой марксизма и заодно шпионажем. Там она действовала в качестве связной, перевозя в Гонконг, Батавию и Манилу деньги, документы и партийную литературу.


Скачать книгу "Евреи в войнах тысячелетий. Очерки военной истории еврейского народа" - Марк Штейнберг бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Евреи в войнах тысячелетий. Очерки военной истории еврейского народа
Внимание