Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений"

Яков Гилинский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520 с. В книге излагаются теоретические основы и история формирования девиантологии – социологии девиантности и социального контроля. Подробно рассматриваются основные формы девиантности – преступность, коррупция, терроризм, наркотизм, пьянство и алкоголизм, самоубийства, проституция, сексуальные отклонения, социальное творчество и др., а также теория и основные направления социального контроля над девиантностью. Широко использована отечественная и зарубежная литература. Книга рассчитана на специалистов – юристов, социологов, политологов, психологов, а также широкую читательскую аудиторию. Может быть использована в качестве учебного пособия по курсу «Социология девиантности и социального контроля», а также при изучении криминологии, общей социологии, политологии, психологии.

Книга добавлена:
5-11-2023, 18:43
0
235
119
Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений"
Содержание

Читать книгу "Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений""



Вообще в 90-е гг. начинается активное взаимодействие российских и зарубежных девиантологов – участие в конференциях, совместных исследовательских проектах, в работе 29-го исследовательского комитета Международной социологической ассоциации, включая выступления на Международных социологических конгрессах в Билефельде (Германия, 1994), Брисбене (Австралия, 2002). Однако это лишь первые шаги на долгом и нелегком пути вхождения в мировую науку.

С конца 90-х гг. расширяется география девиантологических центров в самой России. Хорошо известны труды Казанского университета*. Всероссийскую конференцию «Девиантология в России: история и современность» организовал в 2003 г. Тюменский юридический институт МВД РФ. В Тюмени же работает автор оригинальных трудов С. Г. Ольков**.

* Салагаев А. Указ. соч.; Комлев Ю. Ю., Сафиуллин Н. X. Социология девиантного поведения: вопросы теории. Казань, 2000.

** Ольков С. Г. Общественные болезни. Тюмень, 1996; Он же. Биосоциальная механика, общественная патология и точная юриспруденция. Новосибирск, 1999

Каковы же главные результаты развития отечественной социологии девиантности и социального контроля?

1. Освоены достижения мировой и отечественной социологии. Из узкодисциплинарных (криминологических, наркологических, суицидологических, сексологических и пр.) исследований отдельных проявлений социальных девиаций выросла и сформировалась специальная социологическая теория – девиантология. Это позволило изучать и объяснять различные формы позитивных и негативных девиантных проявлений с общих, системных позиций, как проявления единых закономерностей и механизмов социального бытия*.

* Гилинскип Я.,Раска Э. О системном подходе к отклоняющемуся поведению // Известия АН Эстонской ССР. 1981. Т. 30. Общественные науки. № 2.

2. Так называемое девиантное поведение рассматривается не как патология, а как естественный и необходимый результат эволюции социума, как дополнительные (в боровском смысле) конформным формы жизнедеятельности. «Отклонение» не есть объективная характеристика вполне определенных видов поведения, а лишь следствие соответствующей общественной оценки (конвенциальность «нормы» – «отклонения»).

3. Следовательно – и это очень важно для стратегии и тактики социального контроля! – принципиально невозможно «искоренить», «ликвидировать», «преодолеть» негативные девиации и отдельные их виды. Речь может идти лишь об адекватных способах и методах регулирования, управления ими (в целях оптимизации, минимизации, гармонизации и т. п.).

4. В результате многочисленных эмпирических исследований на территории бывшего СССР и России получены и продолжают накапливаться взаимопроверяемые, дополняющие и уточняющие друг друга сведения о состоянии, структуре, уровне и динамике различных форм девиантности. Ясно, например, в результате виктимологических опросов, что реальный уровень общеуголовной преступности в 10-15 раз выше официально регистрируемого; в 1993-1994 гг. вновь начался рост латентности (неучтенное™) многих видов преступлений. Существует определенная взаимосвязь между уровнем и динамикой убийств и самоубийств; вполне определенным образом меняется структура потребляемых наркотических средств; коррупция является существенным тормозом решения многих социальных проблем; требуются политические, социально-экономические меры сокращения социальной базы терроризма и т. п.

5. Будучи порождением социально-экономических, политических, демографических, культурологических изменений, характеристики девиантного поведения служат важным индикатором, «зеркалом» общественного бытия и «качества» населения*.

** Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб., 1995; Гилинский Я. И. Девиантное поведение как одна из характеристик качества населения Петербурга // Качество населения Санкт-Петербурга / Под ред. Б. Фирсова. СПб., 1993. С. 149-161.

6. Девиантология оказывает значительное влияние на другие научные направления и дисциплины, изучающие общий объект. В трудах суицидологов, наркологов, психологов, криминологов все в большей степени рефлексируются (с широким диапазоном оценок) идеи девиантологии (А. Амбрумова, Ю. Блувштейн, А. Долгова, А. Дьяченко, Г. Забрянский, И. Карпец, Г. Миньковский, И. Михайловская, А. Немцов, В. Номоконов, И. Пятницкая и многие другие).

7. Результаты девиантологических исследований позволяют вырабатывать адекватную стратегию и тактику социального контроля.

8. Сложилось отечественное научное сообщество («невидимый колледж:») специалистов в области социальных отклонений, сохранились научные связи с коллегами из «ближнего зарубежья» (прежде всего из Латвии, Литвы, Эстонии), возникли и крепнут связи со специалистами государств Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии.

§ 3. Возможные перспективы

Современная Россия являет собой идеальную совокупность всех девиантогенных факторов (состояние аномии, резкая социальная дифференциация и поляризация, экономический кризис, социальная дезорганизация, «смена вех» в идеологии и т. п.). В этих тяжелых для страны условиях исследование различных форм девиантности приобретает особенную теоретическую и прикладную значимость.

К сожалению, объективный социальный заказ не совпадает с реальной востребованностью: ни властные структуры, ни руководители науки, ни ведомства или же коммерческие структуры не предъявляют спрос на девиантологические исследования и не очень охотно реагируют на соответствующие предложения. В современных условиях это означает отток молодых талантливых специалистов из сферы научных исследований.

Наиболее перспективными представляются следующие направления научно-исследовательской деятельности в рассматриваемой сфере:

– создание в регионах и России в целом системы мониторинга девиантных проявлений;

– сравнительные, компаративистские исследования с зарубежными партнерами по актуальным проблемам социальных девиаций (насилию, организованной преступности, наркотизации населения, его виктимности, подростково-молодежной делинквентности, коррупции и др.);

– изучение девиантологических эффектов глобализации;

– анализ девиантного поведения как протестной реакции в условиях социального конфликта;

– изучение действующих форм социального контроля с точки зрения их адекватности природе, генезису, закономерностям девиантного поведения;

– исследование позитивного девиантного поведения как возможной альтернативы негативным его проявлениям (проблема кана-лизирования социального недовольства и протеста).

Как структурную часть, элемент социологического знания (социологии) социологию девиантности и социального контроля ожидают, по-видимому, новации, связанные с эволюцией общесоциологических теорий и методологии.

Так, очевидна волна широкого применения качественных методов в эмпирических исследованиях.

Современная глобалистика (У. Бек, И. Уоллерстейн и др.) – лишнее подтверждение наших представлений о необходимости исследовать социальные закономерности, социальные девиации и девиантное поведение в контексте более общих процессов эволюции мира и социума.

Идеи постмодернизма, постматериализма, постматериалистических ценностей (Р. Инглехарт и др.) и соответствующие кросс-культурные исследования не могут не затронуть глубинные пласты девиантологических концепций и представлений о дозволенном – недозволенном, нормальном – отклоняющемся, о релятивности и конвенциональности девиаций.

Глава 6. Генезис девиантности

Нам следует набраться мужества для

того, чтобы отказаться от тривиального

представления о причинности, когда

нам кажется, что одни и те же

«причины», действующие на один и тот

же «объект», обязательно должны

порождать одни и те же следствия.

Н. Моисеев

§ 1. Общие основания объяснения девиантности

В предыдущих главах были продемонстрированы многочисленные и, конечно же, далеко не все попытки ответить на вопрос о причинах существования и функционирования в обществе девиантного поведения. В этой главе будет представлена наша, авторская, позиция, столь же относительная и далекая от Истины, как и все прочие.

С нашей точки зрения, не существует какой бы то ни было единой (пусть «интегративной» или «синтетической») и специфической причины девиантности как социального феномена в силу следующих обстоятельств.

1. Причинно-следственная связь – лишь одна из форм взаимосвязей и взаимозависимостей между элементами целого, системы, причем связь, достаточно жесткая и более или менее отчетливо выделяемая лишь на уровне относительно простых, механических систем. Уже биологические, а тем более социальные системы и протекающие в них процессы столь сложны, вероятностны, нелинейны, стохастичны, что выделить «причину – следствие» оказывается принципиально невозможно. В этом отношении социальные процессы «ближе» квантовой физике, нежели классической механике.

2. Социальные девиации, о чем уже говорилось, – искусственный социальный конструкт, не имеющий качественной определенности в реальной действительности. Нельзя найти специфическую причину конструкта, причудливо меняющегося во времени и пространстве по воле законодателя, власти или общественного мнения.

3. Проявления девиантности столь различны по содержанию – преступность и самоубийства, злоупотребление алкоголем и коррупция, наркотизм и терроризм, сексуальные «отклонения» и нарушение традиций, – что, конечно же, нет и не может быть какой-то единой порождающей их причины.

4. Вероятно, имеются обстоятельства (факторы), наличие которых делает более или менее вероятным девиантное поведение, а уж какую оно примет форму – чаще всего зависит от случайности или индивидуальных особенностей субъекта. Вообще случайность в современной науке играет неизмеримо большую объяснительную роль, нежели причинность, жесткая детерминированность*.

* Бачинин В. А. Философия права и преступления. Харьков, 1999; Моисеев Н. Расставание с простотой. М., 1998; Синергетика и методы науки / Под ред М А Васина СПб., 1998.

Вместе с тем, оставить девиантность без каких бы то ни было объяснений – значит отказаться от девиантологии как науки. Разрешение кризисной ситуации – за новой, «сумасшедшей» теорией, которая вышла бы за пределы существующих парадигм (и потому первоначально была бы категорически отвергнута...)*. Пока же таковая не появилась (это задача молодых исследователей, не отягощенных грузом накопленных знаний**), поразмышляем над некоторыми факторами, влияющими на состояние, уровень, структуру, динамику девиантных проявлений.

* Подробнее см.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

** «Важные открытия в конкретных науках почти всегда делали посторонние люди или ученые с необычным складом мышления» (Феперабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 135).


Скачать книгу "Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений"" - Яков Гилинский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Самиздат, сетевая литература » Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений"
Внимание