Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений"

Яков Гилинский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520 с. В книге излагаются теоретические основы и история формирования девиантологии – социологии девиантности и социального контроля. Подробно рассматриваются основные формы девиантности – преступность, коррупция, терроризм, наркотизм, пьянство и алкоголизм, самоубийства, проституция, сексуальные отклонения, социальное творчество и др., а также теория и основные направления социального контроля над девиантностью. Широко использована отечественная и зарубежная литература. Книга рассчитана на специалистов – юристов, социологов, политологов, психологов, а также широкую читательскую аудиторию. Может быть использована в качестве учебного пособия по курсу «Социология девиантности и социального контроля», а также при изучении криминологии, общей социологии, политологии, психологии.

Книга добавлена:
5-11-2023, 18:43
0
231
119
Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений"
Содержание

Читать книгу "Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений""



* Габиани А. А., Мануильский М. А. Цена «любви» (обследование проституток в Грузии) // Социологические исследования. 1987. № 6.

Социально-правовые проблемы проституции и иных «отклонений» в сфере сексуальных отношений отражены в работах А. П. Дьяченко, А. Н. Игнатова, П. П. Осипова, Я. М. Яковлева и др. Наконец, в 80-е же гг. появляются публикации Я. И. Гилинского, С. И. Голода, И. С. Кона, посвященные социологическому осмыслению и вторичному анализу эмпирических исследований проституции, определенным итогом этих исследований явился сборник статей*. Так, сравнение результатов исследований 20-х и 70-80-х гг. выявил две основные тенденции: расширение социальной базы проституции (если в 20-е гг. проститутки рекрутировались в основном из малообразованных и малоимущих слоев общества, то в 70-80-е гг. среди проституток преобладали лица с достаточно высоким образовательным и социальным статусом) и либерализация отношения к представительницам «древнейшей профессии».

* Проституция и преступность / Под ред. И. В. Шмарова. М., 1991.

Гомосексуализм. Хотя природа гомосексуальной ориентации до сих пор остается предметом дискуссий, гомосексуализм традиционно рассматривается и как вид девиантного поведения. Очевидно, что по крайней мере ситуационный гомосексуализм (в местах лишения свободы, в закрытых учебных заведениях, в армии и на флоте) не безразличен к социальным факторам.

В конце XIX – начале XX в. изучение гомосексуальных проявлений носило преимущественно медицинский характер. Российский дерматовенеролог В. М. Тарновский (1885) предложил различать врожденный гомосексуализм и приобретенный как результат внешних влияний. Появляются работы Б. И. Пятницкого (1910) и И. Б. Фукса (1914), в которых рассматриваются психологические и юридические аспекты гомосексуализма. Однако нам не известны собственно социологические исследования этой проблемы в дооктябрьский период.

Из всего репертуара девиантных проявлений гомосексуализм оказался, пожалуй, наименее исследованным в советское время. Конечно, это можно было бы объяснить тем, что гомосексуальная направленность в принципе не девиантна, а лишь вариант сексуального поведения. Однако уголовный запрет даже добровольного мужеложства (ст. 121 УК РСФСР, отмененная лишь в 1993 г.) опровергает оптимистический вариант объяснения. Более вероятно, что долгие годы сказывалось отношение к гомосексуализму, как преступлению.

Теоретико-исторический и социологический подход к гомосексуализму представлен в работах И. С. Кона*, отчасти – Я. И. Гилинского**. Ситуационный гомосексуализм в условиях пенитенциарных учреждений исследован в трудах М. Н. Гернета, А. В. Абрамкина и Ю. В. Чижова, Г. Ф. Хохрякова и др. В работах сексопатологов акцентируются медицинские и психологические аспекты проблемы (Г. С. Васильченко, Д. Д. Исаев, С. С. Либих, А. М. Свядощ и др.). Одна из немногих работ, посвященных женскому гомосексуализму, – книга О. Жук***.

* Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989; Он же. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. М., 1997; Он же. Лунный свет на заре: Лики и маски однополой любви. М., 1998.

** Гилинский Я.И. Гомосексуализм: мифы и реальность (социально-правовые проблемы) // За здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) / Под ред. БЛ1евина. М., 1991. Кн. 2. С. 146-156.

*** Жук О. Русские амазонки: история лесбийской субкультуры в России, XX век. М., 1998.

Бедственное положение гомосексуалистов в России заставило их объединяться. В Москве стала выходить газета «Тема» гомосексуальной ориентации. В 1991 г. в Санкт-Петербурге были зарегистрированы их организации: Фонд им. П. И. Чайковского и Общество «Невские берега» (позднее «Крылья»). В июле того же года в Санкт-Петербурге состоялась первая в стране международная конференция гомосексуалистов с участием ученых и политиков города. В дальнейшем в городе стали ежегодно проходить фестивали гомосексуалистов «Christopher Street Days», а в 1993 г. вышел первый номер петербургского литературно-художественного и культурологического журнала, посвященного лесбийской и гомосексуальной культуре и искусству, «Gay, славяне!» (главный редактор О. Жук).

Преступность. Преступность всегда считалась самым опасным видом «социальной патологии». Неудивительно, что из всего репертуара девиантного поведения преступность была наиболее изучаемым объектом юристов, социологов, психологов, представителей естественных наук. Поскольку повторять многократно изложенное нецелесообразно в рамках данной работы, ограничимся кратким, описанием. Заинтересованного же читателя мы отсылаем к соответствующим разделам любого учебника криминологии, а также к ряду специальных работ*.

* Иванов П. О.,Ильина Л. В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991; Криминология. Исправительно-трудовое право: История юридической науки. М., 1977; Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XX вв.). СПб., 2000.

Предвестником отечественной криминологии называют обычно А. Н. Радищева, который в своем труде «О законоположении» (1802) поставил вопрос о необходимости изучения преступности, ее причин, проанализировал уголовно-статистические данные. Известно также, что А. Н. Радищев многие беды тогдашней России, включая преступность, связывал с нищетой населения и лихоимством властей.

Любопытно, что один из руководителей декабристов – П. Пестель в своей «Русской Правде» записал: «Смертная казнь никогда не должна быть употребляема», мотивируя это, в частности, необратимостью судебных ошибок.

Выше упоминалось, что результаты одного из первых эмпирических исследований убийств и самоубийств, академик К. Герман представил на заседаниях Российской Императорской Академии наук 17 декабря 1823 г. и 30 июня 1824 г. в докладе «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России за 1819 и 1820 годы». Несмотря на пионерское начинание К. Германа, развитие криминологической мысли в России было существенно затруднено проблемами получения, обработки, анализа и публикации данных. Плохо была налажена система уголовной статистики, отсутствовала социологическая школа, исследователи испытывали давление со стороны властей, для которых криминальная информация была неудобна, да и не нужна.

В России, как и во многих других странах, криминология вызревала в недрах уголовно-правовой науки. Идея о «криминологическом» расширении рамок уголовного права впервые в России была высказана в работах М. В. Духовского и И. Я. Фойницкого (70- 90-е гг. XIX в.). Так, М. В. Духовской главной причиной преступности считал общественный строй, «дурное экономическое устройство общества, дурное воспитание». Оба автора полагали, что, согласно данным уголовной статистики, источник преступлений коренится не только в личности преступника, но и в обществе; поэтому нельзя исходить из «свободной воли» преступника (постулат классической школы уголовного права); поэтому же нельзя рассчитывать на наказание как единственное или главное средство контроля над преступностью; необходимо изучать социальные причины преступлений, расширяя тем самым рамки традиционного (догматического) уголовного права.

Хотя далеко не все российские криминалисты («классики») были согласны с этими положениями «социологов», в дальнейшем уже стало невозможно не включать в курсы уголовного права разделы, посвященные индивидуальным, экономическим, социальным и даже космическим факторам преступности.

Далее отечественная криминология развивалась в русле мировой криминологии, включая различные направления (антропологическое, психологическое, социологическое).

Антропологическое направление в России было представлено, прежде всего, трудами Д. А. Дриля «Преступный человек» (1882), «Психофизические типы в их соотношении с преступностью» (1890), «Преступность и преступники» (1899) и др. Однако, в отличие от Ч. Ломброзо (во всяком случае, раннего) Д. А. Дриль придавал большое значение и средовым, социальным факторам. В первой из названных книг он пишет: «Преступность возникает обыкновенно на почве болезненной порочности и исцеляется или медицинским лечением или благоприятным изменением жизненной обстановки. Эта болезненно-порочная природа передается далее путем унаследования различных дефектов»*.

* Дриль Д. А. Преступный человек. СПб., 1882. С. 101.

Во второй половине XIX в. вопросы антисоциального поведения, включая преступное, интересовали и российских психиатров. Вслед за первым курсом психопатологии для юристов А. У. Фрезе появляются лекции по судебной психопатологии В. Ф. Чижа, «Судебно-психиатрические анализы» П. И. Ковалевского. На третьем Пироговском съезде (1888) С. Н. Данилло выступил с докладом «О помешанных преступниках», на пятом съезде (1893) выступил В. Ф. Чиж с докладом «Медицинское изучение преступника».

Однако в целом антропологическое направление в России было развито значительно слабее, чем за рубежом.

Социологическое направление оказалось господствующим в стране. О дополнении юридического метода социологическим в науке уголовного права в 1912 г. писал Н. Н. Полянский. Социологический подход в изучении и объяснении преступности последовательно отстаивал X. М. Чарыхов*.

* Чарыхов X. М. Учение о факторах преступности: Социологическая школа в науке уголовного права. М., 1910.

В России была неплохо представлена экономическая школа. Так, Е. Н. Тарновский (1898), проанализировав динамику числа краж и хлебных цен за 20 лет (1874-1894), сделал вывод о решающем значении цены на хлеб – как показателя экономического состояния общества – на имущественные преступления. В связи с этим он усматривал в борьбе с экономической нуждой массы населения средство против преступности. Другую ее причину он видел в пьянстве и неустроенности досуга людей.

В России получила развитие многофакторная теория преступности. И уже упоминавшиеся И. Я. Фойницкий и X. М. Чарыхов, и А. А. Жижиленко исходили из того, что преступность как сложное социальное явление обусловлена многочисленными факторами различного уровня: экономическими, социальными, демографическими, психологическими, природными. И. Я. Фойницкий выделял три группы факторов – физические, общественные и личные, отдавая первенство общественным. По классификации А. А. Жижиленко, криминогенные факторы находятся 1) в окружающей природе, 2) в индивидуальных особенностях личности, 3) в условиях социальной среды*.

* Жижиленко А. А. Преступность и ее факторы. Пг, 1922.

Трудно переоценить роль М. Н. Гернета в развитии отечественной криминологии вообще и социологического направления в особенности*. В своих трудах «Социальные факторы преступности» (1905), «Общественные причины преступности» (1906), «Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества» (1916) М. Н. Гернет на основе огромного эмпирического материала по России и в сравнении с другими европейскими странами обосновывал социологический подход к преступности как сложному социальному феномену, порождению общества. Позднее (1926) М. Н. Гернет напишет, что единственной причиной преступности является «весь социально-экономический строй».


Скачать книгу "Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений"" - Яков Гилинский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Самиздат, сетевая литература » Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений"
Внимание