Лжец на троне 4. Возвеличить престол

Денис Старый
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Четвертая книга цикла "Лжец на троне". Наш современник попал в тело Лжедмитрия, при этом в самый неподходящий для переноса момент, когда заговорщики уже шли убивать царя Димитрия Иоанновича. Он смог, лишившись престола, вновь сесть на царский стул. Уже прогремели победные трубы, враги поутихли, множественные заговорщики канули в Лету, но проблем хватает, как и тех людей, которые стремятся создать препятствие на пути становления империи. Трон укрепился, пришла пора его возвеличить.

Книга добавлена:
13-04-2024, 12:53
0
180
62
Лжец на троне 4. Возвеличить престол

Читать книгу "Лжец на троне 4. Возвеличить престол"



Но я и не думаю, чтобы ввязываться в большую и долгою войну с Речью Посполитой. Просто еще раз покажу силу, а после уже не стану ждать ратификации договоров, а буду брать то, что сочту нужным, отодвигать границу. Чуточку, но отодвигать. Мелкими операциями, обкатывая как можно большее количество войск, желательно на самоокупаемости.

— Готовимся к войне. Жду от тебя предложений по подлым делам. Еще… — я задумался. — Нашу газету, знаю, покупают и в Речи Посполитой. Так что, как только Сапего начнет рассказывать про то, что он за войну, давай в печать все, о чем ранее сговаривались.

Я собирался очернить Сапегу в лучших традициях черного пиара будущего. Вот только в будущем даже обвинения в смертных грехах порой могли принести немалую пользу. И люди, которые желают, чтобы о них вспомнили, готовы подписываться чуть ли не под преступлениями. В это время все иначе. Уверен, что Сапего, после грамотного обливания его грязью, может стать нерукопожатным.

Что мы имеем на польского посла? Первое, он взял подарки — это факт. Подарки шли не по описи согласно списку, поэтому можно увеличить их количество и стоимость раза в два. Скажем так, он получил от нас пятьдесят тысяч. Чего уж там мелочиться — шестьдесят, двадцать зеркал в золотой оправе, двадцать аргамаков с шахских конюшен, ну, и по мелочи.

Вот приедет он к своему крулю. А круль, прочитав нашу газету под говорящим названием «Правда», и спросит: «А что ж ты, Ян, меня обманул? Вон московиты пишут, что тебе столько богатств надавали, что целое войско можно нанять». И пусть тогда пустослов Сапего оправдывается перед Сигизмундом. Даже, если король поверит своему послу, то пятнышко на Сапеге нельзя будет вывести даже мылом производства московской мануфактуры. Так или иначе, а злорадствующие элементы в шляхетской среде найдутся. В то же время, соперники среди магнатов не преминут воспользоваться подобными обвинениями.

Но кроме первого, есть еще и второе. Мы объявим, что Сапего не сдержал слова, взял дополнительные деньги за то, что будет продвигать прорусскую позицию. Это уже не просто сокрытие богатств, полученных в рамках посольских даров, это — предательство родины. Учитывая психологический аспект и давление идей реваншизма, господствующих в умах посполитой шляхты, обвинение в предательстве найдет благодатную почву. А как же не найти, если здесь и обвинение в коварстве московитов, которые могут только подкупом решать проблемы, и в том, что проигранная война — лишь случайность, возможно, купленная русским царем Мидасом. Сложно же поверить, что непобедимое посполитое войско смогли победить лапотники. Нет — здрада и предательство!

Что будет делать Сапего? Естественно, защищаться. Сил у него еще маловато. Время рода Сапег еще не пришло, но и беззубым Яна Сапегу точно не назовешь. Пусть пауки в банке покусают друг друга.

— Запускай, Захарий Петрович, так же крамолы на Радзивиллов и Острожских, — сказал я, ухмыляясь.

Люди пересказывают то, что необычно, что выбивается из общей канвы новостей, поэтому чуточку лжи, приправленной фактами, — и вот она, атака на честь Радзивиллов. Да, мы уже сделали первый удар, раскрывая грешки предков рода Радзивиллов. Еще мы запускаем слух о Николае Кшиштофе Радзивилле по прозвищу Сиротка. В трактирах Речи Посполитой, ну, и в нашей газете появится неоднозначная статья и слухи о том, что Николай Кшиштоф принял ислам во время своего вояжа в Египет. Пусть предъявляет «доказательства» отсутствия главного признака мусульманина, ну, как впрочем, и иудея. Вот так придет на сейм, снимет портки и прокричит: «Смотрите и любуйтесь! Христианской веры я! И ничего у меня не обрезано!». Такого, конечно, не будет, оттого слухи долго могут циркулировать, в основном среди мещан и бедной шляхты. В статье же не будет указано, что это так и есть, а в лучших традициях желтой прессы будущего, сюжет будет описан, как взятый «из неподтвержденных источников».

Грязно? Желтуха? Безусловно. Но это еще и месть за то, что Ляпунову, да и не только ему, и Матвею Годунову, и Дмитрию Пожарскому пришлось побегать по Москве и не только, отлавливая всякого рода проплаченных крикунов, которые наговаривали на меня. Удалось выяснить, что это такого рода месть со стороны магнатских родов. Но они немного ошиблись, и наша контрпропаганда подобные обвинения в моем самозванстве порой так переворачивает, что и в пользу имиджу. И эту грязную игру магнатов мы также подвергнем обличению, но позже.

— Нужно доставить письмо Семену Васильевичу Головину. Думай, как это сделать! — сказал я, привстал, делая вид, что разговор заканчивается, но счел нужным напомнить. — И жду предложения по твоим действиям в будущей войне.

Приказного боярина Семена Васильевича Головина я отправил в Швецию. Наши отношения с северным партнером зависли в воздухе и какие-то мутные. Прошел год после войны с Польшей, в ходе которой мы перехитрили и шведов. Карл Девятый не отказывается от, пусть и таких невнятных, но партнерских отношений. При этом торговый оборот со Швецией застыл. Мало того, мы уже два месяца не получаем шведского железа, однако исправно присылаем зерно, пеньку и мед. Да, с нами расплачиваются серебром, и это уже неплохо. Между тем, пока не заработали на полную мощность железоделательные заводы в Туле и на Каме, при нашем растущем производстве оружия, Россия все еще частично зависима от поставок металлов.

Нужна конкретика. Пусть посольство обречено на провал, скорее всего, но шведский король должен ответить, пусть напрямую, или косвенно, что он будет делать во время будущей русско-польской войны. Можем ли мы закупиться у них порохом, может продадут коней для тяжелой конницы. В остальном мы вполне обеспечены.

Вот я и отправил Головина пообщаться со шведами, при этом в его посольстве есть и англичанин Генри О’Шелли. Англии выгоден наш союз со шведами, как, впрочем, и мне. Протягивать руки к шведским владениям я пока не собираюсь, разрабатывая торговые маршруты к Неве. С англичанином рядом, Головина не должны опозорить, если шведы настроены враждебно. Не нужно мне начинать еще и конфронтацию с Карлом. А при оскорблении посла, если утереться… хотя утерся же с персами! Но, все равно нельзя шашкою махать налево и направо.

Или для каждого великого русского императора должен быть свой поверженный шведский Карл?

* * *

Стокгольм

1 ноября 1608 года

Столица Швеции встречала Приказного боярина Семена Васильевича Головина ледяным дождем и ветром. Плащ никак не спасал от ненастья. Голова Приказа Иностранных дел не был изнежен комфортом, как внутри кареты, так и за ее окошком. В России тоже погода разная, но чаще, не радует. Правда, Россия столь велика, что судить сложно.

Швеция была настолько огромной страной, как Российская империя, впрочем, и не богатой. Шведы выжимают из своего государства все возможное, чтобы защититься. Удачная защита от Дании и Речи Посполитой навевает аппетит и кружит голову. Вот и происходит переход от обороны к нападению.

Семен Головин прекрасно знал Швецию, владел шведским языком, даже имел некоторые возможности для влияния на принятие решений в этой стране. Имел… сейчас, наверняка, те люди, которые когда-то брали серебро из рук Головина и принимали его за своими, завсегда, скудными, столами, отвернут голову при встрече.

Шведская знать была обозлена на Россию. Ведь уже было провозглашено Новгородское герцогство, уже шведские дворяне рассчитывали получить новые земли. А тут… Любой человек, которого обхитрили всегда злой, а злость нерациональна. Вот и король понимал, что с Россией нужно дружить, чтобы не получить и ее в качестве противника. Не верил Карл в то, что Сигизмунд пойдет на перемирие. Слишком упорный был польский король в своем стремлении вернуть шведский престол.

Понимал, но до недавнего времени. С Польши приходят отличные новости. Сигизмунда все же прогнут и война закончится победой Карла.

Русское посольство никто не встречал. Вернее, не так, встречали, но скорее брали не под охрану, а приставляли конвой, ограничивая возможности. Русского посла, как и его людей, окружили людей, в этом окружении оказалось и небольшое английское представительство в русском посольстве. И, проявляя враждебный нейтралитет, провожали гостей. Никто не подъехал, не представился.

— Ха! Сложно нам придется! — весело произнес Генри О’Шелли.

— Это да! — отвечал Семен Васильевич на английском языке, который за последний год неплохо подучил, часто общаясь с островитянами.

Генри О’Шелли прибыл в помощь к полномочному английскому послу Джону Мерику, а, скорее, с инспекцией от всесильного английского лорда-казначея Роберта Сессила. Главный фаворит английского короля Якова I, не из тех, с тем предается утехам нетрадиционный монарх, а кто, действительно, работает и старается вытянуть Англию из финансовой ямы.

О’Шелли был из ирландцев, тех немногочисленных, которые встали на сторону англичан в недавних конфликтах в Ирландии. Сессил искал возможности поправить положение дел в Англии и казначея сильно заинтересовали корабли, которые прибывали на остров из далекой Московии. Вдруг, возрождённая Московская торговая компания, стала зарабатывать неплохие деньги. Мало того, в России были построены два английских фрегата, ждущие команды для перехода в Англию. Да, корабли без пушек, русские просто не умели в должном виде производить корабельную артиллерию. Однако, и так оказывалось сильно выгодно.

Вот Генри О’Шелли и прибыл посмотреть, что да как. Более того, у ирландца были немалые полномочия, которые и позволяли ему участвовать в русско-шведских переговорах. Швеции нужна Англия, хотя бы в качестве нейтральной страны, поэтому король Карл IX не посмел вообще отказать русскому посольству в визите. Но сделать он это хотел, поставив русского посла в неловкое положение.

Как только стало известно, что русский посол разместился в одном из трактиров Стокгольма, выкупив его целиком на две недели, Головин и его английский спутник, получили приглашение на аудиенцию к королю. Семен Васильевич удивился такому быстрому вызову, а вот О’Шелли счел, что именно его присутствие вообще сделало возможным работу посольства.

Да, он был частью прав. Англичанин ирландского происхождения своей помощью русскому послу возжелал монетизировать свою работу, небезосновательно полагая, что при хоть каких положительных итогах переговоров, Генри может рассчитывать на внушительную премию от государя. Это Джон Мерик, скорее всего, стал бы содействовать русской дипломатии за дополнительные торговые льготы, а О’Шелли прямо из Стокгольма отбывал в Лондон. И ему не столь важны льготы, сколько нужны деньги. И более, скорее всего, он не вернется в Россию. Так что лучше серебром, да соболями получить. И то и другое, человек Роберта Сессила знал это наверняка, имеется у Головина.

— Сэр! — королевский распорядитель, который провожал русское посольство в резиденцию шведского короля, обратился к Генри О’Шелли. — Соблаговолите немного обождать!

Ирландец нахмурил брови, силясь не разрядиться гневной тирадой про подданство Его Величества английского короля, что так нельзя обходиться с гордым английским бароном. Но распорядитель имел стальные нервы и убедительный взгляд, что позволило ему стойко выдержать игру «в гляделки». Ну а видимая безмятежность Головина заставила отступить О’Шелли. Пока были в пути, ирландец так или иначе, но набивал себе цену, уверяя в том, что сможет дельно помочь, а тут его оттирают.


Скачать книгу "Лжец на троне 4. Возвеличить престол" - Денис Старый бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Альтернативная история » Лжец на троне 4. Возвеличить престол
Внимание