Герои Курской битвы

Сергей Михеенков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Курская битва. Сражений такого масштаба история войн ещё не знала. Именно Курская битва определила, чья армия и в чьей столице победно завершит войну. Битва, а тем более такая,— сложный организм. Красная армия в ней победила. Как войско, армия, состоит из отдельных солдат и командиров, так и победа складывается из мужества и стойкости каждого солдата в каждом окопе, из хладнокровия и расчётливости каждого полководца. О героях Курской битвы рассказывает эта книга. Не все из них были отмечены «Золотыми Звёздами». Но подвига, совершённого ими, не отнимет уже никто и ничто. А время только возвышает сделанное ими. В книге рассказано также и о тех «исторических сложностях», которые до сих пор окутывают Прохоровское сражение. Было на Курской дуге и другое поле — Соборовское. О нём известно меньше. И эта книга отчасти восполнит исторический пробел. Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей России и Великой Отечественной войны.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:33
0
330
76
Герои Курской битвы

Читать книгу "Герои Курской битвы"



После советско-финской войны в РККА произошли многие изменения. Неудачи заставили вносить срочные поправки. «Огневая мощь артиллерийских полков стрелковых дивизий была усилена за счёт увеличения удельного веса гаубиц в полках. Лёгкий артиллерийский полк переформировывался из трёхдивизионного в двухдивизионный — по две батареи 76-мм пушек и по одной батарее 122-мм гаубиц в каждом дивизионе». Количество пушек уменьшилось на треть. «Зато двухдивизионный гаубичный полк развёртывался в трёхдивизионный и вместо 24 получил 36 гаубиц». Количество орудий в полку оставалось тем же, но количество гаубиц увеличивалось с 40 до 44. Огневая мощь за счёт увеличения количества гаубиц увеличивалась.

«В состав полковой артиллерии входила также батарея 76-мм полковых пушек (6 орудий), батарея противотанковых 45-мм пушек (6 орудий) и миномётная батарея (четыре 120-мм миномёта). Батальонная артиллерия состояла из взвода 45-мм пушек (2 орудия) и роты 82-мм миномётов (6 миномётов). В каждой стрелковой роте находился взвод 50-мм миномётов (3 миномёта)».

В 1940 году с инспекцией в 41-ю дивизию прибыл нарком обороны СССР маршал Советского Союза С. К. Тимошенко. Проверил и дивизионную артиллерию. Были проведены боевые стрельбы. По итогам инспекторского смотра именно артиллеристы получили наивысшую оценку боевой готовности. Начальник артиллерии был награждён золотыми часами с дарственной надписью.

В ноябре 1940 года Варенцов назначен заместителем начальника артиллерии 6-й армии Киевского Особого военного округа, а через полгода — с марта следующего года — начальником артиллерии 6-го стрелкового корпуса.

Началась война. В первые же дни и недели стало очевидным, что основным средством поражения в немецкой армии являются авиация и танки. В нашей армии — артиллерия. Русская артиллерия с момента её зарождения и выхода на поле боя традиционно была сильна. И в войнах в поляками, и со шведами, и с французами.

Шестой корпус входил в состав Юго-Западного фронта. Артиллерийское хозяйство корпуса состояло из двух корпусных артполков и зенитного дивизиона. В каждом из артполков по 36 орудий: 107-мм, 122-мм, 152-мм. Зенитный дивизион: три батареи 76-мм зенитных пушек.

В июне артполки 6-го стрелкового корпуса находились на летнем полигоне под Львовом. К счастью, основную часть артиллерии Варенцов приказал убрать с полевых позиций, рассредоточить по лесным опушкам и тщательно замаскировать. Поэтому пушки и гаубицы не попали под удар немецкой авиации. Зенитный дивизион был развёрнут, расчётам выдали боекомплект.

Надо заметить, что некоторые командиры стрелковых дивизий корпуса, получив информацию от пограничников о выдвижении немцев на исходные позиции, развернули свои полки и батальоны заблаговременно. А потому не были застигнуты врасплох и встретили немцев в окопах.

Полковник Варенцов в эти часы и дни действовал энергично и решительно. Его 152-мм гаубицы поддерживали стрелковые полки, били по танкам, рассеивали пехоту, уничтожали огневые точки, недоступные для стрелкового оружия. Стойко удерживала свой рубеж 41-я стрелковая дивизия. Вскоре оттуда пришло сообщение, что передовым полком дивизия после огневого налёта артиллерии она переходит в контратаку. В результате контратаки полк потеснил противника и вклинился в его порядки на три километра в глубину.

Основная часть дивизионной и корпусной артиллерии весь день 22 июня участвовала в отражении немецких атак, обрабатывала ближний тыл, узлы дорог, броды. Под огонь тяжёлых гаубиц попали немецкие обозы, войсковые колонны, техника, транспорты с боеприпасами и различными грузами. Вся эта махина намеревалась войти в прорыв. Но прорыва не произошло. Трофейные документы, рассекреченные уже после войны, свидетельствуют о том, что немецкое командование вынуждено было приостановить наступление своих войск в районе Томашув и Рава-Русская из-за сильного противодействия советской артиллерии и непрекращающихся контратак русских. Именно в полосе 41-й стрелковой дивизии наносила свой главный удар 17-я полевая армия вермахта. По плану XIV моторизованный корпус группы армий «Юг» должен был входить своими основными силами в прорыв на этом участке с утра 23 июня. Но наши войска по приказу штаба 6-й армии отошли на рубеж восточнее Равы-Русской только в ночь на 27 июня. А до 27-го держались.

Из воспоминаний Эрлены Сергеевны: «21 июня 1941 года мы с матерью готовились завтра, в воскресенье, выехать из Львова в пограничный городок Яворов в гости к отцу. В хлопотах незаметно промелькнула короткая ночь. Едва мы прилегли на диван вздремнуть перед дорогой, как на город посыпались бомбы. Когда началась бомбёжка, мама произнесла: „Как отец был прав: он говорил, вот-вот начнётся война, но мы победим!“ Наскоро одевшись и захватив с собой самое дорогое, что было в нашей квартире, — золотые часы, подаренные папе Наркомом обороны, мы с трудом добрались до вокзала, откуда отправлялся эшелон с эвакуированными.

Нина, побегав, нашла в одном из вагонов одно свободное верхнее место. Так, втроём, мы и разместились на одном верхнем месте. Людям на нижней полке Нина сказала, что мы семья военного, но нас на неё не пустили. Мама и сестра были в платьях, а я как была в пижаме, так и осталась в ней.

Вагон проверили, и поезд тронулся. Куда? Неизвестно! Я не буду описывать, сколько наш эшелон останавливался, так часто налетала немецкая авиация и бомбила без конца. Я через узкое окошко без стекла устанавливала по звуку мотора, какой самолёт летит — немецкий или наш. При налётах авиации эшелон останавливался и все разбегались по укрытиям. Если у немцев заканчивались бомбы, они начинали обстреливать из пулемётов всех подряд: детей, женщин, стариков. В течение полутора месяцев мы добрались до Куйбышева. Надо отметить, что на станциях-остановках нас ждали. Были развёрнуты кухни с питанием, подготовлена одежда, одеяла, полотенца. Это было почти счастье! Но вскоре мы услышали, что поезд в Куйбышеве останавливаться не будет, а пойдёт в город Ош, и там нас оставят. Мы были расстроены, поскольку в Куйбышеве жили родственники жены папиного брата Николая. Тогда мы приняли решение: как только эшелон будет проходить мимо вокзала, он пойдёт медленнее, а мы за это время должны покинуть вагон. Так мы и сделали. И оказались в городе Куйбышеве. Нашли комнату на первом этаже в том же доме, где жила бывшая жена брата Николая (спасибо ей), у какого-то старика. Поселились в пристройке к дому с окном и двумя кроватями без матрасов. Но мы и этому были очень рады — не бомбят, не стреляют. Но где же папа, наш любимый, родной?»

Немецкие войска ворвались во Львов 30 июня. 6-й стрелковый корпус, избежав окружения под Львовом, отходил на восток. Корпусная артиллерия двигалась в колоннах 41-й стрелковой дивизии. Две другие дивизии, 97-я и 159-я, понеся большие потери, пробивались в том же направлении различными маршрутными путями. Не хватало горючего, закончились боеприпасы, и тяжёлое вооружение взрывали и бросали у дорог, затаскивали в овраги и реки, если было время, закапывали в землю. Немцы вели постоянное преследование, и часто остаткам корпуса приходилось останавливаться и отбивать атаки танков и пехоты. Под Белой Церковью 6-й корпус сосредоточился, произвёл перегруппировку и нанёс противнику короткий, но мощный контрудар. Контрудар обеспечивала артиллерия. Затем снова отход.

По пути к колоннам и стрелков, и артиллеристов прибивались группы и одиночки отступающих красноармейцев. Пехотинцы — к пехотинцам. Артиллеристы — к артиллеристам. Варенцов тут же опрашивал прибившихся, пополнял ими выбитые расчёты. Переправившись через Днепр, остатки корпуса по приказу штаба армии заняли оборону на участке Канев — Золотоноша.

Летние бои, отступление, арьергардные бои и бои на промежуточных позициях многому научили. Такие командиры, как Варенцов, учились быстро. Их учителями были не немцы, нет, их учила война. Летом 41-го он понял, сколь необходима артиллеристам, причём разного уровня, своя собственная связь. Пока артиллеристы вынуждены были пользоваться связью общевойсковых частей и соединений. Война научила, как надо массировать огонь на определённых участках фронта для наибольшего эффекта. А ведь это не было предусмотрено довоенными уставами. Как маневрировать единицами с неатакованных рубежей. Понял и многое другое.

Из Киевского «котла» корпус вышел с наименьшими потерями. Выволокли и основную часть артиллерии. За этот подвиг — а сохранение материальной части тяжёлого вооружения в таких обстоятельствах несомненный подвиг — Варенцов был удостоен своей первой боевой награды — ордена Ленина.

После выхода из окружения Варенцову вне очереди 9 ноября 1941 года присвоили очередное воинское звание генерал-майора артиллерии и назначили начальником артиллерии 40-й армии. Армия формировалась из остатков 37-й и 26-й армий и незначительной части артиллерии. Противник атаковал на Конотопском направлении. Некомплектные дивизии и разрозненные части, зачастую не сколоченные, испытывавшие нехватку вооружения и снаряжения, на растянутом 125-километровом рубеже Шостка — Короп — Малое Устье не смогли удержать танки Гудериана. Хотя в первые дни боёв действовали храбро и прочно удерживали оборону и даже удачно контратаковали. Особенно результативно сражались артиллеристы 5-й противотанковой бригады, огнём прямой наводкой поражая немецкие танки и бронетехнику 10-й моторизованной дивизии. Бригада действовала отдельными дивизионами на различных участках фронта. Массировать противотанковую артиллерию на танкоопасных направлениях возможности не было. Варенцов этот артиллерийский приём применит немного позже.

В начале сентября командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Гейнц Гудериан записал в своём полевом дневнике: «Учитывая наступление противника против моих обоих флангов и его активные действия перед фронтом, особенно против 10-й мотодивизии, мне показалась сомнительной возможность продолжать наступление имеющимися в наличии силами. Поэтому я снова обратился к командованию группы армий „Центр“ с просьбой предоставить в моё распоряжение XXXXVI танковый корпус».

Девятого сентября танки и мотопехота Гудериана рассекли порядки 40-й армии и начали продвижение вперёд. Массированному удару немецких танков и штурмовых орудий 40-я армия могла бы противопоставить массированный огонь противотанковой артиллерии, но её у Варенцова не было. Начался выход из полуокружения, которое в любую минуту грозило стать полным окружением с последующей катастрофой и для людей, и для орудийного парка. Годы спустя, в 1944 году в госпитале после тяжёлого ранения Варенцов получил письмо. Напишет его некто Победин, офицер-артиллерист, в сентябре 41-го служивший при штабе артиллерии 40-й армии: «…Тяжёлые и горячие бои в 1941 году осенью под Ворожбой и Знаменкой. Вы лично руководили и спасали штабы 40-й. То был бой с бедой для жизни Вашей и Родины нашей, для Вас и для нас. Положение было критическим. Я смотрел смерти в глаза и с тех пор подружился с Вами. Пусть Вам припомнит память, как Вас окружили автоматчики. Пусть для интереса я больше не назову фамилий, а с лейтенантами и своим подразделением для Родины мы спасли „седую голову“. Слово „седая голова“ для нас любовное, для всех офицеров и бойцов Вашей артиллерии…»


Скачать книгу "Герои Курской битвы" - Сергей Михеенков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Герои Курской битвы
Внимание