Герои Курской битвы

Сергей Михеенков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Курская битва. Сражений такого масштаба история войн ещё не знала. Именно Курская битва определила, чья армия и в чьей столице победно завершит войну. Битва, а тем более такая,— сложный организм. Красная армия в ней победила. Как войско, армия, состоит из отдельных солдат и командиров, так и победа складывается из мужества и стойкости каждого солдата в каждом окопе, из хладнокровия и расчётливости каждого полководца. О героях Курской битвы рассказывает эта книга. Не все из них были отмечены «Золотыми Звёздами». Но подвига, совершённого ими, не отнимет уже никто и ничто. А время только возвышает сделанное ими. В книге рассказано также и о тех «исторических сложностях», которые до сих пор окутывают Прохоровское сражение. Было на Курской дуге и другое поле — Соборовское. О нём известно меньше. И эта книга отчасти восполнит исторический пробел. Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей России и Великой Отечественной войны.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:33
0
329
76
Герои Курской битвы

Читать книгу "Герои Курской битвы"



«…Первая атака противника отбита. Особенно ожесточённый бой был в районе ЯКОВЛЕВО. До начала атаки авиация противника сильной бомбардировкой уничтожила нашу противотанковую оборону. К 14.30, сломив сопротивление наших войск, противнику удалось ценой больших потерь овладеть ЯКОВЛЕВО, клх. МИХАЙЛОВКА. 50-ю танками с автоматчиками выйти к южной окр. ЛУЧКИ (южные) и занять ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, зап. окр. РОЖДЕСТВЕНКА, САШЕНКОВ, ВИСЛОЕ, ТЕРАНОВКА, ШОПИНО.

В 15.00 контратакой 96 Тбр пр-к из САШЕНКОВ, ВИСЛОЕ, ШОПИНО выбит».

Итак, во второй половине дня Ватутин начал контратаковать с целью сбить, погасить темп немецкого наступления. В отличие от действий Рокоссовского, который после гибели одной из бригад попросту запретил танковые контратаки и действовал пехотой при поддержке танков, артиллерии и миномётов, Ватутин смело вводил в дело группы танков. Они действовали короткими стремительными ударами. Начались встречные танковые стычки, которые вскоре переросли в бои. Бои постепенно перерастут в масштабные встречные танковые сражения. О них рассказ впереди.

Однако необходимо сказать, что в контратаках танковых частей и целых соединений всегда участвовала артиллерия. Артиллерийские бригады, полки, батареи разных калибров включали в танковые группы для оперативных действий на угрожаемых участках. Направления действий этих пожарных команд очень часто менялись. И здесь расчётам помогали выучка и закалка, полученная во время подготовки к сражению, в дни напряжённой учёбы. Тяжело в ученье… Впрочем, и в бою тоже было нелегко.

Во время танковых контратак артиллеристам приходилось вести огонь в основном прямой наводкой.

Есть статистика: на Воронежском фронте с 5 по 14 июня — десять суток самых тяжёлых оборонительных боёв, когда решалось кто кого, — в маневре участвовало более ста артиллерийских и миномётных полков, а также зенитные части. В эту статистику не включены артиллерийские соединения, части и разрозненные батареи, огневые взводы и одиночные орудийные расчёты, отступавшие под давлением противника и занимавшие позиции на новых рубежах противостояния. Сюда же не включены и артиллерийские части, входившие в состав дивизий и полков, а также танковых групп, которые вводились в бой с задачей контрудара или в качестве резерва для закрытия участков возможного прорыва немецких танков. Этой сотней арт-минполков маневрировал командующий артиллерией Воронежского фронта.

На второй день Варенцов прибыл под Яковлево, чтобы своими глазами увидеть состояние противотанковой обороны на этом важнейшем участке. После массированного налёта немецкой авиации от инженерных сооружений не осталось практически ничего. Артполки потеряли основную часть орудий. Уцелевшие пушки нуждались в ремонте. Сюда уже прибывали и окапывались на новом рубеже артиллеристы правофланговых 40-й и 38-й армий. Одним из результатов этой поездки станет запись в журнале боевых действий фронта: «…Вывести к исходу 7.7 понесшие потери в результате бомбардировки пр[отивни]ка иптап 496, 538, 1008, 611, 868 в р[айо]н ОКУНЕВКА 30 км южн. СТ. ОСКОЛ на переформирование».

Когда возникла опасность окружения части сил 69-й армии, Варенцов тут же предложил Ватутину усилить группировку генерала Крючёнкина 32-й истребительно-противотанковой бригадой, в срочном порядке изъятой из 40-й армии, 36-й зенитной дивизией из резерва фронта, 27-й пушечной артиллерийской бригадой из фронтовой артиллерийской группы, а также другими артиллерийскими частями. Часть из них ночными маршами перебрасывалась с севера и северо-запада из 38-й армии. Эти экстренные меры в значительной степени помешали попыткам немцев прорваться дальше на север и северо-восток, в направлении на Курск.

Известно, что штаб Воронежского фронта в ходе битвы постоянно запрашивал у Ставки резервы. Надо признать, что штаб Рокоссовского в резервах так остро не нуждался. В ходе Курской битвы был момент наивысшего противостояния, 8–9 июля, целая армия вместе с приданными частями усиления, в том числе танковыми, уже начавшая марш на север, в полосу обороны 13-й армии генерала Н. П. Пухова в экстренном порядке была перенаправлена на юг. Это была 27-я общевойсковая. Целые корпуса и армии выдёргивались из состава Степного фронта и вводились в бой в полосе Воронежского фронта. Резервы сгорали, как в топке. Топка была раскалена до предела. Обе стороны несли большие потери.

В районе высоты 242,1 немецкие танки атаковали позиции истребительно-противотанковых полков. За день боёв артиллеристы, отбивая волну за волной танковые атаки, уничтожили более ста боевых машин врага, в том числе 28 тяжёлых. Вскоре атаки прекратились, немецкие танки ушли искать более безопасный коридор для дальнейшего движения в заданном направлении.

Как указывают Г. А. Колтунов и Б. Г. Соловьев: «Взвод 3-й батареи 35-го истребительного артиллерийского полка занял огневые позиции у развилки дорог в районе высоты 254,5. На артиллеристов двинулась группа из 37 танков, среди которых были „Тигры“. Подпустив вражеские машины на 200–300 м, артиллеристы открыли меткий огонь и подожгли за несколько минут пять тяжёлых танков „Тигр“. Остальные танки повернули обратно». По всей вероятности, группа немецких танков совершала обходной маневр. Действовала торопливо, без разведки. Когда загорелись первые боевые машины и шквал огня продолжался, немцы решили, что наскочили, по меньшей мере, на противотанковый артиллерийский полк.

Одиннадцатого июля в бою за совхоз «Октябрьский» отличились артиллеристы истребительно-противотанкового дивизиона 58-й мотострелковой бригады 2-го танкового корпуса. Из воспоминаний комсорга дивизиона старшего сержанта М. Ф. Борисова: «Слева от нас горела Прохоровка, справа догорали строения совхоза „Октябрьский“. И вот сквозь дым мы обнаружили 19 вражеских танков. Они, слава Богу, нас не заметили, дымок прикрыл. У нашей пушки[38] прямой выстрел был 600 метров, а у „Тигра“ — полтора километра. И то, что немцы нас не обнаружили, дало нам возможность отцепить пушки, установить их на позиции и приготовиться к бою. Командир батареи старший лейтенант Павел Иванович Ажиппо бегал от орудия к орудию и буквально умолял: „Ребята, не стреляйте! Не стреляйте, ребята!“ Потому что преждевременный выстрел мог выдать наше расположение раньше времени. А позиция была очень хорошая. Мы подпустили танки на 500 метров, и только тогда прозвучал залп наших четырёх пушек. Сразу загорелись две вражеских машины. Если до этого было страшновато: как мы можем бороться против танков, на которые гитлеровцы возлагали такие большие надежды, то когда загорелись два танка, сразу стало легче. Они ведь кричали, что „Тигр“ будет резать русскую броню как нож масло. А тут — горят! Правда, надо оговориться, что лобовую броню „Тигров“ наши снаряды всё же не брали. Надо было выбирать, куда стрелять: в бок, в заднюю часть или в основание башни.

После первого залпа немцы нас тоже обнаружили и накрыли огнём. По нас ударили миномёты, над головой летали „Мессеры“. У нас сразу появились убитые и раненые, стали выходить из строя орудия. Когда умолкла последняя пушка, я кинулся к ней. Покрутил маховики, всё оказалось в порядке. Поймал в перекрестье панорамы борт ближайшего „Тигра“ и нажал на спуск. Танк задымился».

В этом бою старший сержант М. Ф. Борисов подбил семь танков. За свой подвиг он удостоен звания Героя Советского Союза. Правда, указ вышел только в январе 1944 года.

Батарея старшего лейтенанта П. И. Ажиппо подбила 16 танков из 19, с которыми приняла бой.

И всё же немцы потихоньку двигались вперёд. На оперативный простор им по-прежнему не давали выйти резервы, постоянно вводимые в бой штабом Воронежского фронта. Противнику приходилось прогрызать нашу оборону. График наступления срывался. Чтобы не увязнуть в советской обороне, немецкое командование приняло решение прорваться к Курску кружным путём — через Прохоровку.

В тот день, когда старший сержант М. Ф. Борисов в одиночку стрелял по немецким танкам, немцы всё же прорвали нашу оборону и устремились на северо-восток вдоль шоссе на Прохоровку. С ходу потеснили части 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и захватили совхоз «Октябрьский». В ночь на 12 июля десантники контратаковали, но свои позиции, оставленные накануне, вернуть не смогли. 9

Чтобы радикально выправить тяжёлое положение, создавшееся к 11 июля в районе Прохоровки, командование приняло решение о масштабном контрударе. Прохоровское сражение — тема отдельная. Но о роли артиллерии Воронежского фронта в этом сражении кратко сказать стоит. Первым памятником, установленным в 1973 году на ключевой высоте 252,2 Прохоровского поля, стали танк Т-34 и две противотанковые пушки ЗиС-2. Потомки оценили роль двух родов войск как равноценную.

Уже 10 июля в немецком наступлении чувствовался кризис. Прогрызание обороны советских войск замедлилось до полутора-двух километров в сутки. Военный совет Воронежского фронта пришёл к выводу: разгром вклинившейся группировки противника возможен только в результате мощного контрудара, усиленного за счёт стратегических резервов. Немцы накопили большое количество бронетехники и от дальнейших попыток наступления к Курску не откажутся. С захватом района Прохоровки немецкие танки и мотопехота выходили на оперативный простор. Допустить этого было нельзя.

Прохоровское направление прикрывали две наши армии — 5-я гвардейская общевойсковая генерала А. С. Жадова[39] и 5-я гвардейская танковая генерала П. А. Ротмистрова. Разведка доносила, что противник подготовил к решающему удару более тысячи танков, штурмовых орудий и истребителей танков. Остановить эту армаду должна была артиллерия.

Трудности развёртывания артиллерийских частей и соединений заключались, прежде всего, в том, что маневр приходилось производить в ходе непрекращающихся боёв. Некоторая часть артиллерии во время марша на новые позиции попала под удар немецкой авиации. Тем временем зенитные части по приказу Варенцова плотно прикрыли районы сосредоточения армий Ротмистрова и Жадова.

Вся пушечная артиллерия была выдвинута на огневые позиции переднего края, чтобы стрелять по немецким танкам прямой наводкой. В ночь на 12 июля по приказу Варенцова на позиции 5-й гвардейской танковой армии была переброшена часть артиллерии 69-й армии. Сюда же подошла фронтовая артиллерийская группа в составе 27-й пушечной артиллерийской бригады, 552-го и 1148-го гаубичных артиллерийских полков большой мощности. Все расчёты были готовы вести огонь и с закрытых позиций, и прямой наводкой.

В своих мемуарах П. А. Ротмистров пишет, что у артиллеристов не было времени и возможности для проведения разведки и определения целей и районов сосредоточения танков и живой силы противника, а потому первые залпы были произведены по площадям. А затем началась борьба с танками. Истребительно-противотанковые полки и бригады, отдельные расчёты дрались самоотверженно и в то же время расчётливо. У многих батарейцев за плечами был опыт не одного боя. Перед сражением во всех батареях, как клятва, прозвучал призыв: «Умрём на лафетах, но врага не пропустим!»


Скачать книгу "Герои Курской битвы" - Сергей Михеенков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Герои Курской битвы
Внимание