Ставь против горя свою доброту…

Владимир Муравьев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Главная причина, по которой выпущен этот сборник — данное профессором В.Ю. Муравьёвым обещание написать книгу о самом себе и близких ему людях. При жизни у Доктора на это времени не нашлось. В интервью и газетных заметках, которые вы найдете в этом сборнике можно проследить, чем жила и как менялась бардовская песня, как развивалась медицина в целом и эндоскопия в частности в Казани иТатарстане. Как рос на глазах советской общественности доктор и бард Владимир Юрьевич Муравьёв, постепенно превращаясь из юнца с тремя аккордами на «семиструнке» — в значимую фигуру бардовского движения, а из студента медицинского института — в профессора и «народного доктора».

Книга добавлена:
11-10-2023, 16:27
0
283
52
Ставь против горя свою доброту…
Содержание

Читать книгу "Ставь против горя свою доброту…"



Сила и популярность любого КСП заключается не только в организации концертов и фестивалей, но и в количестве и подготовке самих членов клуба. На эстрадах фестивалей многих городов страны не раз становились лауреатами В. Менделевич, Е. Сахаров, С. Бальцев, квартет из ВНИИгеолнеруда, В. Петрова, Э. Шабашвили, В. Шуликовский, Т. Кузнецова и многие другие.

Клуб дает возможность не только общаться с интересными людьми, но и проявлять свои творческие способности.

Сезон 1982–1982 года начнется как всегда, в октябре. Приходите к нам в клуб!

«Советская Татария», 8 сентября 1982 г.

Предупредить — легче!

В ответ на постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» врачи эндоскопического центра Минздрава ТАССР, созданного на базе республиканского онкологического диспансера, решили один раз в неделю проводить день профилактических осмотров. Это мероприятие организовано впервые не только в нашей республике, но и в стране. Об этом внештатный корреспондент попросил рассказать заведующего эндоскопическим центром В. Ю. Муравьева.

— Владимир Юрьевич, для начала, пожалуйста, несколько слов о том, чем занимаются врачи вашего отделения?

— Эндоскопия — это осмотр внутренней поверхности любых полых органов при помощи специальных аппаратов. Этот метод применяется как для диагностики заболеваний, так и при их лечении. Он отличается от рентгеноскопии тем, что здесь можно быстрее и вернее получить результаты обследования и поставить диагноз. Мы как бы заглядываем внутрь органа.

В зависимости от «адреса» исследования эндоскопия подразделяется на несколько видов. В этот день нашими специалистами будет проводится профилактический осмотр. В день профилактических осмотров, пациенты смогут встретиться с высококвалифицированными медиками. В своем центре мы используем для осмотров новейшую аппаратуру.

— Кто сможет прийти к вам на осмотр?

— Тот, кто посчитает для себя это необходимым. И это независимо о того, живет ли он в Казани, в районах республики, в другой области. Никакого направления ни от какого врача не требуется.

Для того, чтобы прийти к нам на обследование вовсе не обязательно чувствовать себя больным. Наша цель — предупредить, вовремя захватить болезнь, и не только онкологическую. Нужно будет предварительно записаться на прием. Запись будет проводиться ежедневно с 9 до 10 часов утра, а день профилактических осмотров — еженедельно, по средам. Диспансер находится на улице Сибирский тракт, дом № 29.

— А как гастроскопия переносится пациентами? Не вызывает ли это каких-либо осложнений?

— Эту процедуру хорошо переносят все. Никаких осложнений при ее проведении ни я, ни мои коллеги не наблюдали. А те неприятные ощущения, заметьте, не боль, а ощущения, быстро проходят и не требуют помощи врача. Так что никаких страхов и сомнений не должно быть ни у кого. Надо всегда помнить, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить.

— Благодаря чему родился этот добрый почин казанских медков и сама новая форма медицинского обслуживания населения?

— Прежде чем организовать такие массовые обследования, мы, конечно, взвесили все свои материальные и технические возможности. Они оказались достаточными. Большую поддержку нам в этом деле оказало Министерство Здравоохранения ТАССР, много старания приложили главный врач диспансера А. К. Мухамедьярова, другие наши энтузиасты.

Советские люди должны обеспечиваться своевременной и высококвалифицированной медицинской помощью. Это требование времени. И мы это требование выполняем.

Комсомолец Татарии 21 октября 1984 г.

«И первая любовь…», В. Герасимов

Он пел в Стокгольме и Берлине, Париже и Ниме, в придунайских странах на Западе и в таежных поселках на БАМе, в Москве и на Диксоне, на первых строительных площадках КамАЗа и на палубе атомного ледокола «Арктика». Названия десятков городов на его старенькой гитаре — это песенный атлас страны.

Нет, он не профессиональный певец, хотя 26 раз становился лауреатом различных фестивалей и конкурсов. Он врач. И песни, которые он поет, не так часто можно услышать по радио и в телепередачах. Но когда появляются скромные афиши «Владимир МУРАВЬЕВ. Песни разных лет», концертные залы бывают переполнены, слушатели теснятся в дверях, стоят вдоль стен, подпевают певцу. Так было в конце шестидесятых годов, так было в семидесятые, так было на недавних концертах в Зеленодольске и во Дворце химиков в Казани.

Секрет такого постоянного успеха объяснить и легко, и в то же время — непросто. Легко — потому что Муравьев поет так называемую бардовскую песню, иногда ее называют самодеятельной туристкой, поэтической авторской, политической и патриотической. Это песни Клячкина и Кукина, Дольского и Никитина, Берковского и Егорова, Кима и Визбора, Вахнюка и Круппа, Окуджавы и Матвеевой, Городницкого и Сухарева, песни, которые пели и поют у туристских костров, в палаточных лагерях геологов, на бивуаках стройотрядовцев, в городских квартирах и на полярных зимовках. И даже в космосе. Песни, каждое слово, каждая интонация которых выверены по камертону души.

Сложнее объяснить, почему именно Владимир Муравьев стал признанным полпредом бардовской песни. Ведь у каждого из названных авторов своя поэтика, свои неповторимые интонации и голос, хорошо знакомые всем любителям песни по магнитофонным записям хотя бы.

Вокальными данными тут ничего не объяснишь, хотя у Володи неплохой голос, хорошая музыкальная культура, тонкий художественный вкус. Анализ его артистического обаяния тоже мало что даст. Да и нет у него арсенала так называемых творческих приемов, инструментария певческого ремесла. Есть гитара на уровне сердца, как точно сказал бард Борис Вахнюк.

А там, где сердце, — там уже судьба, крепкий узел, в котором завязаны жизнь человека, пути его поколения и общества, в котором он живет, в котором рождается, как личность.

В середине пятидесятых годов, когда Володя только начал ходить в школу, наступило десятилетие поэтического половодья, стихи не только читали с эстрады, на стадионах на школьных вечерах и у походных костров. Их пели. Появился особый жанр в нашей музыкальной культуре, явление в общественной жизни. Сочиняли стихи и пели их студенты и целинники, туристы и геологи, солдаты и моряки. Может быть, поэтому бардовскую песню и назвали самодеятельной.

Но уже тогда появились барды, пишущие настоящие стихи, сочиняющие неповторимые мелодии. Школьник Муравьев о них не знал. Не знал, что уже в 1961 году в Ленинграде был создан клуб «Восток», в котором пели Клячкин, Вихорев, чуть позже Кукин, что в Москве объединились Визбор, Якушева, Ким. Не знал, что в 1965 году в Бресте на I слете участников Всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой славы, по сути дела, состоялся первый фестиваль самодеятельной песни. Программно прозвучала патриотическая песня Круппа «Ровесников следы», которая теперь прочно вошла в репертуар Муравьева.

Володя в школе писал стихи, любил поэзию, пел под аккомпанемент пианино английские и советские песни.

Потом в мединституте с вокально-инструментальным ансамблем лихо исполнял: «Опять от меня сбежала последняя электричка» Потом узнал о бардовской песне.

Для ровесников Муравьева она была открытием, она пришла к ним из конца пятидесятых — начала шестидесятых, как звук, отставший от самолета. В Казанском университете в 1966 году состоялся первый вечер самодеятельной песни. Пели В. Жихарев, А. Макин, Э. Скворцов, Б. Львович, А. Филиппов. А Володя был в зале. И тогда твердо решил организовать такой же клуб в мединституте.

Товарищ по клубу Ильдус Гирфанов обучил Муравьева трем гитарным аккордам — это было начало. Выступал с концертами. А в 1967 году ребята из клуба поехали на фестиваль в Смоленск и стали там лауреатами. Муравьев не поехал. Тогда он отдал предпочтение другой своей страсти — спорту, поехал на зональные соревнования в Уфу. Он возглавлял баскетбольную команду института, ставшую чемпионом страны среди исполнителей, назвали его победителем конкурса и в составе ансамбля с Боковым. Вместе спели «Трубачей» Берковского, песню гражданского звучания.

Надо сказать, что патриотическая, политическая песня в репертуаре Муравьева занимает особое место. «Помни войну!», «Рассказ ветерана», «Полоцк», «Военные фотографии», «Серега Санин» Визбора, «Музыка ждет» Полоскина, «Тыл и фронт», «Баллада об отце» Вахнюка и множество других песен гражданского накала звучат в исполнении Володи без ложного пафоса, по-человечески глубоко и лирично. Он вообще лирик, Владимир Муравьев. В каждую песню вкладывает столько души, что она становится его песней. Ему веришь.

Удивительно, как в этой судьбе неразрывно переплелись профессия медика, борющегося с бедой, и верность бардовской музыкальной стихии. Владимир Юрьевич Муравьев руководит эндоскопическим центром Министерства здравоохранения ТАССР, он секретарь партийной организации республиканского онкологического диспансера. Пишет диссертацию. И его хватает еще на концертную деятельность. Он президент Казанского городского клуба самодеятельной песни.

После ночного, особенно трудного дежурства — с утра обычный прием больных. Во время обеда — запись на радио, потом опять больные, консультации, а вечером — выходит на подмостки лауреат Всесоюзных и республиканских фестивалей самодеятельной и политической песни, участник Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине Владимир Муравьев.

Он поет песню своего друга А. Круппа, погибшего в горах, и она звучит как программа самого певца:

«Ставь против горя свою доброту

Это, наверное, кое-что значит.

Пусть даже песня застрянет во рту,

Хочется петь — невозможно иначе.»

«Вечерняя Казань», 26 октября 1984 г.

Верность песне, А. Миллер

Помните, была такая песня у Юрия Визбора — «Три минуты тишины»… В 60-е годы пели ее, кажется, все и повсюду. Что открывалось нам в этой неброской песенке, чем она нас брала? Наверное, новизной интонации. Привыкшие к казенному пафосу, бытовавшему тогда на эстраде, мы вдруг увидели, что о большом, о главном можно, оказывается, вот так: просто, вполголоса.

«Последний троллейбус» Булата Окуджавы, «Серега Санин» того же Визбора, «Маленький трубач» Сергея Никитина, «Атланты» Александра Городницкого — в этих песнях молодежь 60-х выражала себя, свое отношение к современности. Они учили человеческой сплоченности перед лицом беды, учили ненавидеть ложь и подлость, защищать тто, что дорого, что свято. Эти песни, звучавшие в большинстве своем камерно, почти интимно, учили нас гражданственности — в самом подлинном значении этого слова. Они становились исповедью поколения, и неважно было, кто там автор, а кто исполнитель — каждый пел их, как свои.

Пели их и мы в своей школьной компании. А потом стали забывать. То ли возраст, дела да заботы, то ли просто суета, — в общем, петь мы давно перестали. Но на днях я вдруг снова встретилась с этими песнями на концерте Владимира Муравьева, одного из самых популярных в нашем городе исполнителей молодежной патриотической песни. В зале МЦ сидели мальчики и девочки другого поколения — и так же жадно, как мы когда-то слушали, и так же готовы были подпевать. Оказалось, песни живут.


Скачать книгу "Ставь против горя свою доброту…" - Владимир Муравьев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Ставь против горя свою доброту…
Внимание