Петр Великий и его время

Виктор Буганов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге впервые рассказывается о том, как был воспринят в русском обществе выход- в свет труда крупнейшего представителя русской дворянской историографии Н. М. Карамзина - «История государства Российского». Обсуждение этого труда, в котором приняли участие сотни его первых читателей, рассматривается как многолетняя полемика между представителями различных политических, историографических и литературных течений Споры о труде Карамзина показали, что «История» сыграла определенную роль в активизации общественной мысли России. В работе анализируется более 300 журнальных публикаций об «Истории», в вей использованы мемуары, дневники, письма, а также и другие источники, в том числе неопубликованные.

Книга добавлена:
23-01-2023, 13:36
0
526
46
Петр Великий и его время

Читать книгу "Петр Великий и его время"



17 ноября наконец все стало известно русскому послу в Варшаве. В Москве тоже узнали об измене Августа. Печально было, конечно, терять хотя и неважного, но единственного союзника. Русской дипломатии пришлось действовать теперь в условиях полного отсутствия союзников.

К этому времени умер глава Посольского приказа Ф. А. Головин. На пост главы внешнеполитического ведомства Петр назначил Г. И. Головкина, своего приближенного, родственника по матери, человека с тяжелым и неуживчивым характером, очень богатого и невероятно скупого, но аккуратного и исполнительного.

Конец 1706 и начало 1707 г. Петр провел в Жолкве, около Львова. Сюда, в Западную Украину, прибыли основные силы русской армии. Съехались, помимо царя, его ближайшие помощники - министры и генералы: Меншиков, Шереметев, Головкин и пр. Собрав военный совет, Петр поставил на обсуждение план дальнейших действий против Карла, который, освободившись от войны на два фронта, теперь, по предположениям, должен был активизировать войну с Россией. Его армия заняла квартиры в Саксонии, отъедалась, отсыпалась и грабила местных жителей без всякой пощады.

Карл и его шведы не очень беспокоились о будущем, о войне с Россией. Все виделось в радужном свете, казалось простым:

- Мышам живется вольно, когда кошки нет дома. Стоит только шведам вернуться, московиты побегут, как под Нарвой, и запрячутся в свои мышиные норы.

Петр постоянно заботился о сохранении армии, о том, чтобы ее не застал врасплох неприятель, не навязал генерального сражения в неблагоприятных для нее условиях. Об этом он постоянно твердит в указах, письмах, распоряжениях, и именно его мысли легли в основу Жолквенского стратегического плана, принятого па совещаниях со сподвижниками. Это был курс на генеральное сражение, которое следовало тщательно подготовить, дать его тогда, когда появятся верные шансы на выигрыш.

Согласно плану, на пути движения шведов в Россию через Белоруссию или Украину их встретят укрепленные крепости, оборонительные заграждения, налеты легкой кавалерии, сопротивление местных жителей (укрытие, уничтожение съестных припасов и пр.). Изматывание врага, его ослабление должно закончиться генеральным сражением, которое будет дано на территории России в подходящий момент, при наличии необходимых военных сил. План, долго обсуждавшийся и окончательно принятый в апреле 1707 г., начал осуществляться.

Одновременно во Львове происходила вальная (общая, большая) рада руководителей Сандомирской конфедерации, сторонников союза Польши с Россией. Петр вел с ними переговоры. Рада подтвердила условия Нарвского договора 1704 г., вынесла решение о том, что русский царь рассматривается гарантом вольностей Речи Посполитой.

Карл XII, находившийся в зените славы, принимал отовсюду дань поклонения в своем Альтранштадте, который в эти годы превратился чуть ли не в дипломатическую столицу Европы.

Шведский король, несмотря на свою молодость, - незаурядный полководец, храбрый солдат, что он не раз доказал в гуще военных схваток, во время смелых рейдов. Он командовал одной из первоклассных армий Европы, в его распоряжении были силы и средства целого королевства. Продолжатель традиций Густава II Адольфа, короля Швеции начала XVII в., он искренне верил в свою счастливую звезду, свой военный гений. Эта вера подвигала его на все новые походы и битвы, и ему казалось, что это всегда будет так: впереди - слава Александра Македонского. Но она же, эта вера, сделала его самоуверенным до ослепления, самообмана.

О мире с Россией он и слышать ничего не хотел. Французскому послу в Стокгольме в ответ на запрос о возможных условиях мира с Россией сказали от имени короля:

- Король помирится с Россией, только когда он приедет в Москву, царя с престола свергнет, государство его разделит на малые княжества, созовет бояр, разделит им царство на воеводства.

Вот так, ни больше, ни меньше! Король заранее распределял среди своих генералов должности в Московии, губернатором ее столицы планировал назначить генерала Шпарра. Все его заявления, замыслы, действия, иногда сумасбродные и экстравагантные, сильно отдавали хвастовством. Шведский король в конце концов попался в им же самим сплетенные и расставленные сети. Петр же усиленно помогал ему попасть в эту ловушку своими военными и дипломатическими акциями.

Петр готовился к решительной схватке. Следил за строительством укреплений в Москве на случай прихода Карла и его армии, за сменой везиров и настроений в Турции. К концу 1708 г. возобладали антирусские тенденции - султан отдал приказ начать приготовления к войне и в самой Турции, и в Крыму, новый хан которого, Девлет-Гирей, недавно назначенный из Стамбула, был непримиримым врагом России.

Петр предполагал, что именно в этом, 1708 г. произойдут решающие события в войне с Карлом. В ночь на 6 января 1708 г. Петр выехал из столицы и через Смоленск, Минск прибыл в Дзенциолы, где на зимних квартирах стояла русская армия во главе с Меншиковым. Здесь получил известие о движении шведских войск к Гродно и Дзенциолам. Дальнейшие планы Карла не были известны. Предполагалось, что он может идти или на север, к Петербургу, или на восток, к Москве. Карл же еще не решил, куда ему идти.

Шведский король имел в своем распоряжении 63 тыс. солдат, русский царь - 100 тыс. На стороне первого были боевой опыт, наступательная инициатива. Петру же необходимо было предусмотреть все возможные варианты маневров врага, замыслы которого еще не определились. 22 января он приехал в Гродно, послал отсюда в тот же день известия и распоряжения своим генералам: «Сего числа получили мы 4-х языков свейских (шведских пленных. - В. Б.), которые согласно сказывают, что вчерась шведы за двенадцать миль отселе реку переправились, и завтра чаем их к здешнему месту»; «Неприятель уже отсюды во шести милях обретаетца».

Петр приказал войску Шереметева отступить из Минска в Борисов, войску Репнина - к Вильно и Полоцку, по пути уничтожить запасы продовольствия и фуража. Но через день, получив известие, что Карл «повернул назад» (куда, неизвестно), отправил с курьерами новые приказания - остановиться, ждать распоряжений.

На следующий день, 25 января, новое сообщение: шведы снова идут в Гродно, находятся от крепости в четырех милях. Царь изменил указания: возобновить движение.

26 января Петр вместе с войском покинул Гродно. Через два часа туда вступил неприятель, но не половина армии Карла, как ожидалось, а всегда лишь отряд в 800 солдат. Они беспрепятственно прошли по мосту через Неман. Петр приказал этот мост взорвать, но бригадир Мюленфельс не выполнил приказа, был отдан царем под суд, но бежал из-под стражи к шведам (под Полтавой его взяли в плен и как изменника расстреляли).

Петр приехал в Вильно. Он полагал, что Карл пойдет па Петербург, но тот повернул на восток. Отступающая русская армия выполняла план, утвержденный в Жолкве: шведы на пути своего движения не находили ни хлеба, ни скота, ни корма для лошадей, поэтому продвигались они очень медленно.

Так у шведов продолжалось и далее: то в Сморгони, то в Радошковичах, то в других местах они вынуждены были стоять по нескольку недель или месяцев. Затем началось половодье. Действия неприятеля зимой и весной были, по существу, парализованы.

По пути в армию царь заехал в Нарву, где отметил свои именины фейерверком на воде. Затем направился к Великим Лукам, и здесь 5 июля получил весть о сражении под Головчином за два дня до этого. Военные действия возобновились, и произошло неожиданное и малоприятное для русских событие.

Карл XII снова двинулся на восток, в Москву. Королю грезилось, что Россия будет обращена вспять - ее растащат на куски, отбросят от Балтики (Петербург стереть с лица земли!), а сам он будет верховным судьей во всем, что происходит от Эльбы до Амура. Но для этого необходимы решительное наступление и генеральное сражение. Карл вел армию в 35 тыс. солдат, опытных, закаленных и прославленных воинов. За нею двигалось войско Левенгаупта в 16 тыс. с огромным обозом.

Речь шла, таким образом, о национальном существовании России как государства, его жизни или смерти. До сих пор Петр, его полководцы и войска действовали успешно, осмотрительно, хотя и случались неудачи. И вот теперь - Головчино в Белоруссии, 3 июля 1708 г. На корпус Репнина напало войско Карла. Из 8 тыс. сражавшихся русских солдат немало осталось на поле боя; шведы, действовавшие более успешно, потеряли меньше. Репнин отступил, хотя разгрома и не потерпел.

Сражение под Головчином - успех для шведов невеликий, но он способствовал дальнейшему ослеплению короля. Для русской же армии это был полезный урок, и Петр извлек из него все, что только можно. Он устроил показательный суд над генералами. Затем составил «Правила сражения». В них речь идет о взаимодействии разных родов войск в сражении, стойкости и взаимовыручке солдат.

Карл, несмотря на свою самоуверенность, не смог достичь чего-либо существенного. Его армия, не получая припасов в выжженной и разоренной местности, которую оставляли русские, продвигались медленно, долго стоя на одном месте. Сначала шведы сидели в Могилеве, по выражению Петра, «тихо», поскольку «голод имеют великой». Русское 25-тысячное войско стояло к северо-востоку от города, в Горках.

Нетерпеливый король не выдержал, вышел из Могилева, но не навстречу Левенгаупту, на север, а на юг, к Пропойску, от него повернул на северо-восток, к Смоленску. Петр внимательно следил за действиями короля, неожиданными и непредсказуемыми, сообразуя с ними маневры своих войск. Выполняются пункты Жолквенского плана - русские полки отступают, заманивают врага, истощают его. Затем начинают уничтожать его по частям.

Карл о своих намерениях часто не извещал даже самых близких своих помощников. Тем не менее продвижение армии, его общее направление Петр и другие военачальники угадывали верно. Русская армия по-прежнему двигалась перед шведской, уничтожая все на своем пути. Шведские солдаты, голодные и ободранные, шарили по деревням в поисках еды, дезертировали. Поблизости от армии короля русские драгунские полки и иррегулярная конница досаждали непрерывными нападениями, стычками.

30 августа у села Доброе произошла более крупная схватка - пять полков «природных шведов» потерпели полное поражение от напавшего на них русского отряда во главе с князем М. М. Голицыным. Шведы потеряли 3 тыс. человек убитыми, русские - 375. После победы русские отошли, выполнив полностью свою задачу.

Карл в бешенстве рвал на себе волосы, бил себя кулаками по щекам - так был расстроен «непобедимый» полководец! Еще бы - разгром был полным, только болота спасли его воинство от окончательной гибели. Он начал задумываться о судьбе русского похода, советоваться с генералами.

Король не удосужился разработать план войны, обсудить его вместе с генералами - до того он был уверен в том, что поход в Россию, ее разгром будут простыми и легкими, как это было, к примеру, с Саксонией. Однако начались осечки, трудности, и Карл наконец-то удостоил генералов, всегда слепо исполнявших его повеления, спросить об их соображениях. Участники военного совета после споров решили идти не на Москву, а на Украину.


Скачать книгу "Петр Великий и его время" - Виктор Буганов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Петр Великий и его время
Внимание