Герои Курской битвы

Сергей Михеенков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Курская битва. Сражений такого масштаба история войн ещё не знала. Именно Курская битва определила, чья армия и в чьей столице победно завершит войну. Битва, а тем более такая,— сложный организм. Красная армия в ней победила. Как войско, армия, состоит из отдельных солдат и командиров, так и победа складывается из мужества и стойкости каждого солдата в каждом окопе, из хладнокровия и расчётливости каждого полководца. О героях Курской битвы рассказывает эта книга. Не все из них были отмечены «Золотыми Звёздами». Но подвига, совершённого ими, не отнимет уже никто и ничто. А время только возвышает сделанное ими. В книге рассказано также и о тех «исторических сложностях», которые до сих пор окутывают Прохоровское сражение. Было на Курской дуге и другое поле — Соборовское. О нём известно меньше. И эта книга отчасти восполнит исторический пробел. Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей России и Великой Отечественной войны.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:33
0
329
76
Герои Курской битвы

Читать книгу "Герои Курской битвы"



Армия вступила в бои в двухэшелонном построении: в первом эшелоне — 18-й и 29-й танковые корпуса, во втором — 5-й гвардейский Зимниковский механизированный корпус. В резерве — отряд генерала К. Г. Труфанова.

После мощнейшей артподготовки вперёд пошли гвардейцы генерала Жадова. Но вскоре темп продвижения пехотных частей начал заметно падать. Немецкая оборона на всю её глубину была ещё не прорвана. Донесения, потоком поступавшие на КП Ротмистрова, где во время начала наступления собрались командармы и представитель Ставки маршал Г. К. Жуков, лишь подтверждали: наступление угасает. И тогда Жуков, оторвавшись от стереотрубы, сказал командующему 5-й гвардейской танковой армией:

— Товарищи танкисты, не пора ли двинуть танки?

Это означало, что немецкую оборону придётся допрорывать. Такое случалось, когда пехота выдыхалась и, чтобы не упустить инициативу и не погубить начатое дело, в дело бросали танки. Манёвр мог быть крайне опасным, особенно если в глубине немецкой обороны была развёрнута сильная противотанковая оборона — артиллерия, окопанные танки, самоходки. Но Жукова, ещё на Халхин-Голе успешно применившего массированную танковую атаку, остановить уже было нельзя.

И танки ринулись вперёд.

Уже через несколько часов корпуса Катукова и Ротмистрова, проломив вторую полосу обороны противника, вышли к железной дороге Томаровка — Белгород и разъяли Белгородский и Томаровский узлы сопротивления. Однако на рубеже речки Гостёнки немцы остановили 29-й и 18-й танковые корпуса. Стали расти потери. Авиационная и артиллерийская поддержка не помогали. И тогда Ротмистров ввёл в бой второй эшелон — 5-й гвардейский Зимниковский механизированный корпус. Однако корпус, который уже начал движение вперёд, по приказу Ватутина, пришлось срочно поворачивать в район Белгорода, где наметился наибольший успех. А вперёд Ротмистров бросил отряд генерала Труфанова.

Тем временем успех наметился и в полосе наступления танковой армии генерала Катукова и 6-й гвардейской армии генерала Чистякова. Соседи вышли к шоссейной и железной дорогам Харьков — Сумы и перехватили их в районе Богодухова.

А корпуса Ротмистрова перебрасывали на участок действий 32-го гвардейского стрелкового корпуса генерала А. И. Родимцева (5-я гвардейская армия) для нанесения удара на узком участке в обход Харьковской группировки противника с юга. За двое суток танки были переброшены в исходный район. Но немецкая разведка обнаружила манёвр танковой армии и нанесла упреждающий удар.

Вместо наступления пришлось обороняться. Перед танковыми корпусами Ротмистрова и стрелковым корпусом Родимцева оказались старые знакомые — танковые дивизии СС «Дас Рейх» и «Мёртвая голова». Так что информация об отведении в тыл и в район Орла II танкового корпуса СС оказалась коварной дезой.

«Поле боя в тот день, — вспоминал П. А. Ротмистров, — напоминало одну из картин сражения под Прохоровкой. Всюду горели вражеские и наши танки, громоздились разбитые противотанковые пушки, бронетранспортёры, автомашины и мотоциклы, полыхали в пламени пожара колхозные постройки и скирды соломы, кругом стлался сизо-чёрный дым».

В те дни танковую армию Ротмистрова передали в состав Степного фронта. Войска И. С. Конева должны были заблокировать немецкую группировку в Харькове и окрестностях и дожать её в полной изоляции. По замыслу командования именно танки Ротмистрова должны были стать основной ударной силой для манёвра в обход Харькова с запада с целью окончательно заклепать формируемый «котёл». Однако в оборонительных боях под Богодуховом 5-я гвардейская танковая армия понесла значительные потери и уже не представляла той силы, которая начинала своё участие в операции «Полководец Румянцев». С 11 по 20 августа её потери составили около 700 человек личного состава, 65 танков Т-34 и 22 Т-70, 27 орудий, 5 миномётов калибра 120-мм, 49 автомашин.

Последний коридор возможного выхода немцев из района Харькова закрыли танки 5-й гвардейской танковой армии в районе Коротича, перехватив шоссе Харьков — Люботин. На этом рубеже армия встала в глухую оборону. Тем временем войска 7-й гвардейской, 57-й и 69-й армий ворвались в Харьков. 23 августа 1943 года довоенная столица Украины была освобождена от немецкой оккупации.

После Белгородско-Харьковской наступательной операции 5-я гвардейская танковая армия под командованием генерала Ротмистрова участвовала в битве за Днепр, в Пятихатской и Знаменской операциях.

Двадцатого октября 1943 года П. А. Ротмистрову присвоено звание генерал-полковника танковых войск.

В начале 1944 года армия участвовала в Кировоградской наступательной операции. И звёздным часом Ротмистрова стала Корсунь-Шевченковская операция, в ходе которой танкисты замыкали кольцо окружения в районе Звенигородки. Это был поистине блестящий манёвр корпусов, широкий, размашистый, молниеносный. 17 февраля 1944 года окружённая группировка противника была ликвидирована. Через несколько дней— 21 февраля — Ротмистрову присвоено звание маршала бронетанковых войск. (Для сравнения: когда Ротмистров получил звание маршала бронетанковых войск, Катуков ходил всего лишь в генерал-полковниках, хотя армия его действовала превосходно.)

В марте 1944 года гвардейцы Ротмистрова участвовали в Уманско-Ботошанской операции. Летом того же 1944 года армия дралась в Белоруссии. И тут началась полоса неудач и в действиях 5-й гвардейской танковой армии, и в личной карьере маршала. Из директивы Ставки ВГК № 220124 командующему войсками 3-го Белорусского фронта, представителю Ставки на развитие операции и овладение Минском 28 июня 1944 года: «Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

1. Войскам 3-го Белорусского фронта с ходу форсировать р. Березина и, обходя опорные пункты противника, развивать стремительное наступление на Минск и правым крылом занять Молодечно.

2. Ставка недовольна медленными и нерешительными действиями 5 гв. ТА и относит это к плохому руководству ею со стороны тов. Ротмистрова. Ставка требует от 5 гв. ТА стремительных и решительных действий, отвечающих сложившейся на фронте обстановке…»

При чтении этого документа невольно вспоминается другой, 41-го года, подписанный Ватутиным под Калинином…

Не складывались у Ротмистрова отношения с комфронта генералом И. Д. Черняховским. Нечёткое выполнение задач, медлительность там, где необходим стремительный манёвр, и, самое главное, огромные потери.

Иван Данилович Черняховский сам был танкистом и хорошо разбирался в танковом деле. Во время Вильнюсской наступательной операции 5-я гвардейская танковая армия понесла неоправданно большие потери в танках и экипажах. Черняховский отстранил Ротмистрова от командования армией, назначив на его место генерала В. Т. Вольского. Ротмистрова он отправил в Москву, не желая даже задерживать в штабе фронта и не видя в его лице никакой перспективы дальнейшего использования.

В августе 1944 года маршала назначили на должность заместителя командующего бронетанковыми и механизированными войсками РККА. Победу Ротмистров встретил в Москве. Однако после войны был направлен в Группу советских оккупационных войск в Германии, командовал бронетанковыми и механизированными войсками. Затем в той же должности служил в Дальневосточном военном округе. Подолгу нигде не задерживался. В 1948 году снова вернулся в Москву — получил назначение на должность заместителя начальника кафедры Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова. Продолжая числиться преподавателем академии, он в 1953 году сам её и окончил, после чего был назначен начальником кафедры. В 1956 году защитил докторскую диссертацию, в 1958 году получил звание профессора и возглавил Военную академию бронетанковых войск им. И. В. Сталина. Руководил академией, которая в декабре 1961-го потеряла имя Сталина, до 1964 года. 28 апреля 1962 года за успехи в деле подготовки офицерских кадров для бронетанковых войск Советской армии Ротмистрову было присвоено звание главного маршала бронетанковых войск.

Лишь к двадцатилетию Победы, 7 мая 1965 года, Ротмистрову, наконец, присвоили звание Героя Советского Союза — «за умело руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками».

За время войны и службы Павел Алексеевич Ротмистров был награждён пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени.

Главный маршал бронетанковых войск скончался 6 апреля 1982 года. На его могиле на Новодевичьем кладбище был установлен памятник из тёмного гранита: на центральной более высокой стеле установлен медальон с портретом маршала, а на стеле справа под бронзовой звездой Героя высечены названия городов, с которыми связана боевая судьба Ротмистрова: Калинин, Сталинград, Прохоровка, Харьков, Кировоград, Корсунь-Шевченковский, Умань, Борисов, Минск.


Скачать книгу "Герои Курской битвы" - Сергей Михеенков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Герои Курской битвы
Внимание