Ночные мстители

Франтишек Чванда
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет собой документальный очерк о движении Сопротивления и партизанской борьбе в Остравской области Чехословакии в годы второй мировой войны.

Книга добавлена:
11-02-2023, 06:45
0
283
29
Ночные мстители

Читать книгу "Ночные мстители"



В работе коммунистов наметились первые успехи. Росла активность рабочих, что проявлялось прежде всего в росте диверсионной деятельности на заводах (порча машин, электродвигателей, приводных ремней, приведение в негодность смазочных масел), в понижении производительности труда и ослаблении трудовой дисциплины. Главные усилия коммунистов были направлены на копршивницкую «Татру», которая по своему значению была для немецкой военной машины самым важным заводом в области. Коммунисты, работавшие в Татровце, получили партийное задание — максимально ослабить производительность труда на этом заводе.

Большую роль сыграли в этом и штрамберкские комсомольцы; они распространяли подпольную партийную литературу, листовки, проводили диверсии. Конкретные задания комсомольцам передавал Ченек Пикулик{16}.

Вскоре комсомольцы начали интенсивную подготовку к вооруженной борьбе с оккупантами. Надо было приобрести оружие. Один пистолет они добыли, напав на немца. Кроме того, начали получать оружие от надежных людей{17}.

Фашисты вскоре поняли, что действует какая-то организация. Чтобы уничтожить ее, они решили с помощью своих агентов проникнуть в подпольные комитеты партии.

В Остраве в ряды подпольщиков пробрался тайный агент гестапо Йозеф Когутек. По его вине в Остравской области последовали массовые аресты. Гестапо напало на след подпольщика Йозефа Бернарда, который держал овощную лавку в Остраве-Витковице на Пограничной улице. На квартире Бернарда имелся тайник. Сюда приезжали связные за нелегальными газетами «Руде право», «Правда» и листовками, которые они затем развозили по организациям. Бернард, между прочим, доставлял все нелегальные материалы и в Штрамберк. Связных там было двое. Один, Фердинанд Голуб, член комсомольской группы, ездил из Штрамберка в Остраву; другой, Ян Цвирж, осуществлял обратную связь — Остравы, краевого руководства, с Штрамберком и некоторыми другими организациями. Оба, Голуб и Цвирж, в то время учились в Витковице в промышленном училище.

В начале декабря 1942 года гестаповцы Вагнер и Беккер арестовали Бернарда. При обыске его квартиры они нашли предметы, свидетельствующие об его участии в подпольном движении: приспособления для размножения нелегальных материалов и уже отпечатанные листовки, подготовленные к отправке.

В этой обстановке Вагнер решил подождать в лавке, не придет ли кто-нибудь из связных за подготовленными материалами. Связанного Бернарда гестаповцы положили в соседнюю комнату, а сами расположились в темной кухне. И ждали не напрасно. В лавке удалось арестовать давно разыскиваемого ими подпольщика Богумила Стрнадла. Едва его успели связать, как кто-то снова постучал в окно. Это был Цвирж. При аресте он трусливо стал упрашивать гестаповцев не надевать ему наручников. Заявил, что, раз все проиграно, он обещает рассказать обо всем, что ему известно. Чтобы спасти себе жизнь, он согласился работать на гестапо. Он рассказал все, что знал о подпольном коммунистическом движении в Остравской области, о его связи с Брно и Напаедла, где он тоже работал связным. Сообщил о некоторых других фактах, раскрытие которых подвергло непосредственной опасности жизнь нескольких десятков подпольщиков. Он выдал и штрамберкских коммунистов. Выдал Фердинанда Голуба, который был арестован 17 декабря 1942 года. Рассказал о том, что встречался со штрамберковцами во Френштате под Радгоштем на вокзале, что передал им ротаторы, листовки, бумагу и инструкции по организации собственной типографии.

Цвирж перед арестом вместе с подпольщиком Эмерихом Амброжем привез во Френштат под Радгоштем два ротатора, листовки, бумагу, передав все Владимиру Райноху и Ярославу Яшеку, которые пришли за всем этим на вокзал. В то время он кроме всего прочего передал и инструкцию областного руководства относительно дальнейшей работы. Он и это выдал. К счастью, он не знал фамилий товарищей, принимавших материалы.

Остравское гестапо поняло, что в лице Цвиржа оно имеет полезного помощника, который в будущем может очень пригодиться, так как он пользовался доверием среди подпольщиков как связной областного руководства партии в Остраве, поэтому оно решило привлечь его к работе в качестве тайного агента. Так в декабре 1942 года в картотеке гестапо появилось новое имя «Ганс» с учетным номером МО-106. Цвирж получал зарплату 600 крон в месяц и премию за каждого человека, которого выдавал.

Итак, Цвирж сразу же после своего ареста, то есть с 5 декабря 1942 года, начал работать в качестве тайного агента. Сначала он был брошен на раскрытие коммунистов в Трнавке, Катержинице, Фричовице и Штрамберке.

Вскоре начали сказываться результаты его работы. 25 января 1943 года гестаповцы Вагнер, Беккер и Гейнце арестовали члена молодежной группы Войтеха Вержмиржовского из Штрамберка. Вержмиржовский был в то время болен, и Вагнер с целью выведать у него некоторые подробности о подпольной работе представился как контролер страхкассы. Когда же его замысел не удался, он отказался от маскировки и арестовал Вержмиржовского.

Многие люди, работавшие в подполье, были убеждены, что в случае ареста они ни в коем случае не сознаются. Однако они не знали, что такое «усиленный допрос» в гестапо. Некоторые из них, подвергнувшись ему, не выдержали. В том числе и Вержмиржовский. Не выдержав истязаний на допросах, он указал место, где были спрятаны ротаторы и бумага. Гестаповцы поехали с ним к сторожке на вокзале и действительно нашли эти предметы в канаве.

С помощью тайных агентов, проникших в подпольную организацию партии в Остраве, в начале 1943 года и даже еще в конце 1942 года гестапо удалось обнаружить следы подпольщиков. Гитлеровцы решили ликвидировать партийные организации.

Однако им не удалось осуществить свой план так, как хотелось. Часть коммунистов скрылась, присоединившись к тем, которые уже находились в подполье. Так, в окрестностях Фричовице возник один из первых партизанских отрядов в тогдашнем протекторате. Его командиром был старый коммунист Якуб Билек.

Невыносимыми допросами и мучениями гестапо добывало сведения о новых подпольщиках. Так было и в Штрамберке. Оккупанты проведали, что руководителем молодежной группы здесь является Владимир Райнох. И 25 января 1943 года у ворот завода «Татра» в Копршивнице появилась машина с Вагнером, Беккером и Людвиковой. Они приехали арестовать Райноха. Член заводской охраны по ошибке привел в канцелярию его брата Карела. Раньше чем обнаружилась ошибка, Владимир, предупрежденный Ярославом Яшеком, бежал через забор в дальнем конце завода.

Это был первый человек из молодежной группы, который ушел в подполье. Он скрывался у Зденека Гикела без ведома его родителей до тех пор, пока члены группы не подыскали ему более надежное убежище. Затем в сопровождении Ярослава Яшека и Йозефа Станислава он ушел к Мертику в Жилину, откуда продолжал руководить молодежной группой.

Но гестапо продолжало искать Райноха. Зная, что он живет в подполье, и не сумев установить место его пребывания, гестаповцы решили бросить на его поиски агента Цвиржа. По плану оккупантов его должен был привести к Райноху Ярослав Яшек, про которого гестапо узнало от кого-то из арестованных.

Однажды Цвирж появился у ворот завода «Татра», поджидая Ярослава Яшека. Он представился ему как работник областного руководства в Остраве, которому необходимо выяснить, что гестаповцам удалось узнать, кто арестован и т. п. Во время разговора он вынул из кармана пачку совершенно новых банкнот, которые якобы посылают из Остравы для оказания помощи семьям арестованных. Он упорно добивался, чтобы его свели с Райнохом, потому что должен якобы лично передать ему указания по дальнейшей работе. Яшеку настойчивые домогательства Цвиржа, как и его новые банкноты, показались весьма подозрительными. Подозрение у него вызвало и то, что в Штрамберке уже знали о массовых арестах, которые гестапо осуществляло в Остравской области. Оценив обстановку, Яшек пришел к единственно правильному решению — выиграть время. Поэтому он условился о встрече Цвиржа с Райнохом через несколько дней.

Еще в тот же вечер Яшек информировал о случившемся некоторых членов подпольного комитета. Те одобрили его поведение. Было решено, что Райнох на встречу не пойдет. Яшек должен был объяснить его неявку болезнью и условиться о следующей встрече, как можно больше отдалив ее срок. Встреча должна была состояться в Дрнгольце на вокзале. Штрамберкские подпольщики, так же как и Яшек, хотели выиграть время для того, чтобы до момента третьей встречи проверить в Остраве, действительно ли Цвирж выполняет поручения подпольного руководства партии или же работает в качестве тайного агента на гестапо. На случай, если к тому времени выяснить это им не удастся, встречу назначили на этой отдаленной деревенской станции, с тем чтобы проследить, один ли приедет Цвирж, каким транспортом и т. п.

Их осторожность себя оправдала. Хотя им и не удалось связаться с Остравой, но они установили, что Цвиржа на станции прикрывают двое мужчин и женщина. Это были Вагнер, Беккер и Людвикова. Яшек, который опять представлял командира группы, сообщил Цвиржу, что Райнох до сих пор не выздоровел.

Теперь уже и агент чувствовал, что штрамберкцы ему не доверяют. Он сообщил о своей догадке гестаповцам, как только Яшек, охраняемый двумя комсомольцами, исчез в темноте.

Немцы же продолжали считать, что только после ареста Владимира Райноха им удастся ликвидировать всю организацию. По их приказу Цвирж снова разыскал Яшека и договорился о следующей встрече в ресторане у Гейзика в Копршивнице.

Из поведения Яна Цвиржа и особенно из того, что его на станции прикрывали другие люди, подпольная организация в Штрамберке заключила, что Цвирж предатель, и приняла решение убить его. Приговор должен был привести в исполнение Зденек Гикел. После ухода Яшека с Цвиржем из ресторана Гикел должен был пойти за ними и в подходящий момент застрелить агента.

Однако события развивались совсем иначе. Гикел действительно пошел вслед за Яшеком и Цвиржем. Но по дороге им все время встречались люди, и удобного случая для того, чтобы выстрелить в предателя, не представилось. Так они дошли до завода «Татра». Дневная смена как раз окончила работу, и рабочие начали выходить с завода. Гикел принял решение. Он ускорил шаг, собрался уже выстрелить и затем в суматохе исчезнуть с Яшеком. В этот момент Цвирж оглянулся и, видимо догадавшись, что его ждет, бросился в поток людей. Благодаря этому он уцелел{18}.

Из его донесения остравское гестапо поняло, что положение можно спасти только немедленным вмешательством. Поэтому оно предприняло против местных подпольщиков крупную операцию. 18 февраля 1943 года рано утром завод «Татра», район Козины и улицы Штрамберка были заняты войсками, жандармерией и гестапо, подпольный комитет партии и много других людей — арестованы, в том числе и члены молодежной организации. Только нескольким комсомольцам удалось ускользнуть и с оружием, которое было при них, уйти в горы. Так образовалась боевая группа «Штрамберкские партизаны». Это произошло в начале 1943 года в районе Новый Йичин. В этот партизанский отряд вводили Ярослав Яшек, Йозеф Станислав, Йозеф Вержмиржовский, Яромир Шмаглик, Зденек Гикел, Ян Найвар и Мирослав Яшек{19}.


Скачать книгу "Ночные мстители" - Франтишек Чванда бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание