Поезда и железные дороги. Детская энциклопедия

Борис Ицкович
100
10
(2 голоса)
2 0

Аннотация: В новой книге серии Чевостик и дядя Кузя изучат историю железных дорог, поездов и метро. Они отправятся в путешествие по самой длинной железной дороге в мире, побывают на первом вокзале и на открытии первой станции метро. А ещё узнают, как делают вагоны, как переводят стрелки и как машинист управляет поездом.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:34
0
719
28
Поезда и железные дороги. Детская энциклопедия

Читать книгу "Поезда и железные дороги. Детская энциклопедия"



Великий Сибирский путь. От Уральских гор до Тихого океана

— Ну, Чевостик, мы снова у себя в купе. Пока мы знакомились с первым российским металлическим рельсовым путём в Змеиногорске, поезд проехал больше тысячи шестисот километров. Скоро прибудем в город Екатеринбург. Поезд стоит там почти целый час.

— А что интересного в этом городе?

— Екатеринбург — старинный город, ему около трёхсот лет. Он стоит на склоне Уральских гор, богатых железными рудами. Неудивительно, что город начинался с металлургического, или, как тогда говорили, железоделательного, завода. Он был крупнейшим заводом в Европе, где из руды выплавляли металл. Постепенно город стал центром горнорудной промышленности на Урале, кроме того, Екатеринбург — крупный железнодорожный узел.

— Узел, как на верёвке?

— Железнодорожным узлом называется большая станция, на которой сходится много путей, поезда прибывают из разных направлений. Отсюда же проложены пути к рудникам и заводам, и по ним на станцию прибывают вагоны с рудой и металлом, которые едут на другие заводы. Ага, наконец-то наш поезд прибыл в Екатеринбург. Давай выйдем в город.

— А зачем?

— Пойдём, увидишь.

— Смотри, дядя Кузя, какой смешной памятник. На пьедестале стоит маленький паровозик, почти игрушечный. А почему он здесь стоит?

— Вот к этому памятнику я и хотел тебя привести. Это точная копия первого российского паровоза. Сейчас мы перенесёмся в 1834 год, и ты увидишь его в действии. Настраиваю времяскок.

— Куда это мы попали, дядя Кузя? Какие большие ворота!

— Это Выйский железоделательный завод. Он, как и Змеиногорский, принадлежит Демидовым. Смотри, ворота открываются…

— И выезжает паровоз! Дым так и валит из длинной трубы! Все рукоятки сверкают. А что за бородач управляет паровозом?

— Ах ты, Чевочка с хвостиком! Это Мирон Ефимович Черепанов. Этот паровоз построили он и его отец Ефим Алексеевич. По специально уложенным чугунным рельсам длиной чуть больше восьмисот пятидесяти метров он возит больше трёх тонн груза со скоростью до шестнадцати километров в час. Через год они построят паровоз, который сможет перевозить больше шестнадцати тонн. Кстати, сначала паровоз называли сухопутным пароходом, или пароходным дилижанцем. Паровоз, который ездил по Царскосельской дороге, где мы с тобой были в начале нашего путешествия, тоже называли пароходом. В те времена знаменитый композитор Михаил Иванович Глинка написал «Попутную песню», и в ней есть слова: «Дым столбом — кипит, дымится пароход…»

— Какое интересное слово — «дилижанец».

— Железнодорожный транспорт заимствовал многие названия из конного. «Дилижанец» — искажённое слово «дилижанс», многоместная повозка, которую тянут лошади. Если помнишь, на Царскосельской дороге дилижансом называли вагоны второго класса. Ну а нам пора возвращаться к поезду в наш XXI век. Настраиваю времяскок. Купе поезда Москва — Владивосток, наше время.

— Дядя Кузя, мы с тобой ещё не видели, как делают вагоны.

— Ты, Чевостик, вовремя напомнил. Недалеко от Екатеринбурга, в городе Верхняя Пышма, находится завод, на котором делают современные электропоезда «Ласточка». Летим туда на времяскоке, потом догоним наш поезд.

— Какой огромный, чистый и светлый зал, правда, дядя Кузя? Здесь есть совсем готовые и покрашенные поезда, а некоторые ещё без крыши и вообще похожие на коробки.

— Да, тут можно увидеть, как строят поезда, с самого начала.

— Разве поезда строят?

— Специалисты используют именно это слово. Они говорят, что вагоны, локомотивы, корабли, самолёты строят. И заводы называются вагоностроительными, локомотивостроительными, судостроительными.

— А с чего начинается их постройка?

— Всё начинается с проекта, чертежей. На них нарисованы все детали и указаны размеры.

— Я знаю, чертежи нужны для того, чтобы одни и те же детали были одинаковыми, даже если их делают разные люди.

— Правильно. Ещё на чертежах показано, как разные детали соединяются между собой. Но сначала эти детали надо изготовить.

— Из чего?

— «Ласточка» — единственный поезд в нашей стране, который строят из алюминия, как самолёты. Это лёгкий и прочный металл, его удобно обрабатывать. Все другие поезда делают из стали, которую выплавляют из руды.

— Значит, эти большие листы из алюминия? Их тоже на этом заводе делают?

— Нет, листы доставляют с других заводов. Здесь их по чертежам разрезают, изгибают, сваривают.

— Как сваривают? В кастрюльке, что ли?

— Конечно нет. Сварка — это способ соединения между собой металлических деталей. Для этого края деталей нагревают так сильно, что они плавятся, и прикладывают друг к другу. Когда металл остывает и затвердевает, образуется прочное соединение. Нагревается очень узкий участок детали, поэтому её форма не меняется. А место соединения называется сварным швом.

— А чем нагревают металл?

— Чаще всего на заводах используют электросварку. Подают очень сильный электрический ток, который и расплавляет место сварки. Электросварка — очень сложный и ответственный процесс. Шов должен быть прямым и прочным. «Ласточку» сваривает специальный автоматический механизм-робот. Вообще, на этом заводе много автоматических станков и механизмов, которые режут листы, сваривают их, изгибают и даже проверяют качество.

— Посмотрим, как это делается?

— Пойдём. Сначала делают пол вагона. Из больших алюминиевых листов вырезают куски нужной формы и размера и сваривают их по чертежу. Затем изготавливают стенки, вырезают в них отверстия для окон и дверей. На каждый вагон требуются четыре большие детали — пол, две стенки и крыша. Стенки ставят на пол, на них устанавливают крышу, и всё сваривают. Сварные швы шлифуют, чтобы соединения были гладкими.

— Получилась коробка, похожая на вагон, но без колёс.

— Да, тележки с колёсными парами собирают на этом же заводе, но на другом участке. Их пока рано привозить, сначала надо закончить работу над кузовом вагона, или, как ты его назвал, «коробкой».

— Конечно, туда надо поставить кресла, чтобы пассажирам было удобно ехать.

— Не только кресла, Чевостик. У вагона очень сложная «начинка». Но сначала его надо покрасить.

— Красят тоже роботы?

— Да, при окраске используются автоматы.

— Смотри, дядя Кузя! Покрашенный вагон без колёс катается по заводу.

— Он стоит на платформе, которая переезжает от участка к участку. На одном монтируют окна и двери, закрепляют теплоизоляцию. На другом прокладывают провода, устанавливают лампы и кресла, о которых ты говорил. На третьем под вагоном крепят необходимое оборудование. А на четвёртом происходит очень интересная операция.

— Какая же?

— К первому вагону присоединяют кабину управления с пультом машиниста.

— Но вагон уже покрашен. Если кабину приваривать, потом опять надо будет выравнивать шов.

— Да, Чевостик, ты правильно понял, что такое сварка. Поэтому, чтобы не повредить поезд, кабину не приваривают, а приклеивают.

— А она не отвалится в дороге?

— Нет, это особо прочный и гибкий клей. Можешь быть спокоен.

— О, вагон подняли над рельсами, и под него подъезжают тележки!

— Сейчас его опустят, и, можно сказать, вагон готов. Осталось соединить несколько вагонов, чтобы получился поезд, проверить, как он работает, и выпускать на железную дорогу.

— Да, построить поезд непросто. А на свой поезд мы не опоздаем?

— Наш поезд давно ушёл, но нам это не страшно, ведь у нас есть времяскок, и мы его догоним где угодно. А пока побываем в другом месте и в другое время. Настраиваю времяскок. Озеро Байкал, 1900 год.

— Дядя Кузя, мы уже на Байкале? Рельсы доходят почти до воды и обрываются.

— Да, мы на берегу озера Байкал, самого большого в России и самого глубокого в мире. Его глубина больше полутора километров. Здесь построены железнодорожная станция и порт, они тоже называются Байкал. Рельсы действительно обрываются, но они продолжаются на другом берегу. Там находится станция Мысовая и около неё — порт.

— Вот подходит грузовой поезд. Как же он переправится на другой берег?

— Посмотри на озеро. Что ты видишь?

— Ой, сюда плывёт пароход. А на нём — рельсы. По ним поезд заезжает внутрь парохода. Значит, на другом берегу он перейдёт на продолжение рельсов и поедет дальше?

— Точно, Чевостик. Поезда переправлялись через Байкал на двух паромах-ледоколах — «Байкале» и «Ангаре». Паром-ледокол «Байкал» был одним из крупнейших судов. Он вмещал двадцать семь грузовых вагонов.

— А почему ты сказал, что это ледокол?

— Зимой Байкал покрывается толстым слоем льда. Обычному пароходу его не пробить, поэтому решили зимой использовать ледоколы. У них тяжёлый корпус, который крошит лёд и расчищает путь в замёрзшей воде. Но всё получилось не так, как задумали.

— Почему?

— Лёд оказался таким толстым, что ледоколы ломались.

— И что же, зимой поезда не ходили?

— Ходили, Чевостик, ходили. Просто зимой рельсы укладывали прямо на лёд. Правда, поезда расцепляли, и отдельные вагоны и даже паровозы тянули лошади.

— А можно построить железную дорогу по берегу?

— Можно, и её начали строить, но это было очень сложное сооружение. Проектируя Великую Сибирскую магистраль, инженеры понимали, что Байкал станет самым серьёзным препятствием на пути. Берег, по которому пройдёт эта железная дорога, скалистый. Чтобы проложить вокруг озера рельсы, придётся прорубить в скалах десятки тоннелей, расчистить площадки, построить мосты. На это уйдёт очень много времени, а пустить поезда через Сибирь надо как можно раньше. Поэтому решили, пока строится Кругобайкальская железная дорога, перевозить железнодорожные составы на пароходах.

— И пароходы справлялись?

— Справлялись. Их же было целых два, а вскоре построили ещё один порт на станции Танхой, и паромы с поездами стали делать больше рейсов.

— А наш поезд поедет по Кругобайкальской дороге?

— Нет. В конце XX века от неё остался небольшой участок, и по нему дальние поезда не ходят. А Транссибирскую магистраль в 1940-х годах пустили по другому маршруту, хотя тоже вокруг озера Байкал.

— Тогда давай вернёмся в свой поезд в наше время. Включай времяскок.

— Ну вот, Чевостик, мы опять в своём вагоне. Поезд отправляется со станции Слюдянка на берегу Байкала.

— А где будет наша следующая остановка?

— Мы поедем прямо до Владивостока. Будем смотреть в окно и отдыхать, как все пассажиры.

— Хорошо, дядя Кузя, в окно тоже интересно смотреть. Вон промелькнул небольшой вокзал. На нём написано «Танхой», но мы не остановились.

— Мы едем на скором поезде, поэтому не останавливаемся на каждой станции. А Танхой — интересная станция. На месте бывшей пристани уложили участок железнодорожного пути и установили макеты старинного поезда. Там есть ещё один любопытный экспонат — рельсы из демидовской стали. Они такие прочные, что не поддаются сварке. Вот какую сталь делали уральские умельцы! Ну теперь отдыхай.

— Дядя Кузя, а нам ещё долго ехать?

— Почти три дня, Чевостик.

— Какая огромная наша страна! Может, мы сразу перенесёмся во Владивосток?


Скачать книгу "Поезда и железные дороги. Детская энциклопедия" - Борис Ицкович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
2 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Энциклопедии » Поезда и железные дороги. Детская энциклопедия
Внимание