Сердце степи. Полёт над степью

Ася Иолич
0
0
(1 голос)
0 1

Аннотация: Всей степи сердце, Улданмай, город, выросший между плоскими холмами Халедана. Что скрывают за собой его резные ворота, глиняные стены?

Книга добавлена:
13-12-2022, 18:39
0
242
118
Сердце степи. Полёт над степью
Содержание

Читать книгу "Сердце степи. Полёт над степью"



83. Кам.Совесть

Упитанное тело саврасой сияло, её шерсть цвета стен Улданмая была вычищена до блеска. Стойбище обезлюдело и затихло. Проезжая мимо некоторых шатров, Камайя придерживала лошадку и приветствовала сидящих у порога дедов, дада и молодых матерей, которые решили не ходить на праздник или просто остались смотреть за детьми.

- Досточтимая! - воскликнула одна из дада, пытаясь кланяться. - Благословение Тан Дан на мне сегодня! Я иголку уронила… Глаза у тебя большие, зоркие… Помоги найти, прошу. Внуки непослушные, все на праздник убежали! Прости за дерзость… Ноги не ходят!

Игла нашлась на полу, и не одна. Пальцы дада мелко дрожали, даже когда в них не было войлока или иглы, Камайя помогла ей сварить свежий оол.

- Ты без свиты? - удивилась дада, провожая её. - Я думала, сослепу показалось… И лошадка у тебя другая, госпожа… Здоровья её ногам. Тан Дан благословил Халедан такой Улхасум… Счастливые будут иглы! Сама Улхасум снизошла… Мать Даыл такое мне счастье подарила...

Причин задержаться было много, и Камайя понукнула саврасую, чтобы не стать жертвой гостеприимства в очередной ограде и не отвечать снова на вопросы о свите и лошади.

Ноол-хасэн не будет ждать вечно.

Большой кожаный мешок, притороченный сзади к седлу, мерно покачивался. Саврасая не спешила - она не умела спешить, зато шаг у неё был плавный, размеренный. Он баюкал, будто лодка на волнах тихого прозрачного озера, окружённого соснами, из её снов.

- Досточтимая! - окликнула её Вутай, удивлённо наблюдавшая из ограды. - Мать Даыл благословила меня… Что же это? Ты одна? Заходи, прошу, не побрезгуй!

Камайя тоскливо оглянулась и спешилась.

- Я ненадолго, - предупредила она, когда полог шатра закрылся за ней. - Просто, чтобы обычай не нарушать.

- Улхасум йетер ут мэ-э-эй! За-а-аходи! - крикнула Вутай, расплываясь в неожиданной улыбке. - Хэй, хэй!

Камайя закатила глаза. Шатёр оживал, перед ней на столе выстраивались блюдца с лакомствами, а напротив усаживались девушки, которые глядели на неё так подобострастно, что аж скулы сводило, и хотелось сказать что-нибудь неподобающее.

Обычай, безусловно, не был нарушен, четвёртая пиала оола медленно опустела. Камайя улыбнулась одной из девушек, новой дворцовой швее, искусной мастерице, и повернулась к Вутай, сидевшей по правую руку.

- Все готовы к работе?

- Все, досточтимая. Такая честь для нас… Ох, такая честь!

- Хасум, к тебе из дворца, - сказал снаружи мужской голос.

- Иду, иду! - откликнулась Вутай. - Что, милый?

Девушки шептались, потом замолчали. Снаружи было тихо, затем Вутай вошла в шатёр, откинув полог, и щёки её пылали, как у юной хасэ, которую внезапно поцеловал жених.

- Вести-то какие! - задыхаясь, проговорила Вутай. - Замужем… Нелха… Лентой, говорят… Законно… Счастье-то какое!

Блюдца жалобно звякнули. Камайя бежала к выходу, но было уже не убежать - боль догнала её, вонзилась в сердце, отравила кровь, пульсировала чёрным в глазах и оглушающим - в ушах.

- Паде! - крикнула она, стискивая бока саврасой. - Паде!

Капюшон слетел на спину, злой ветер хлестал глаза, в горле нестерпимо болело. Зачем она зашла к Вутай? Зачем? Зачем она согласилась на всё это? Она могла отказаться, остаться в Ордалле и выбрать задание попроще, но Руан насмешливо посмотрел на неё…

Саврасая быстро уставала, Камайя осадила её, спохватившись, долго шагала на запад, без конца вытирая рукавами слёзы, и ладонь Тан Дан бесстрастной серостью висела над ней. Боль не унималась, она текла и текла из глаз. Камайя остановилась, спешилась и упала на четвереньки, напугав лошадку, и руки нестерпимо пахли полынью и лус танар, попавшими под её отнюдь не бесстрастные ладони.

Ветер уносит пепел, время уносит память. Гореть вечно нельзя: то, что обжигает, остынет однажды. Мокрое на глазах остыло, и каждый шаг снова отдалял от воспоминаний, но почему-то ныл шрам на правом боку, да палец, на котором раньше она носила перстень, был непривычно пустым. Камайя раз за разом тянулась к нему кончиком большого пальца, но там было пусто, пусто, и внутри - тоже, только боль и пепел, и больше ничего.

Время притупляет всё. Со временем всё проходит. И телесная боль, мимолётная и иногда даже радостная. И та, которая внутри, долгая, тягучая, которая скрывается за одной из блистательных улыбок. Та, которая не оставляет видимых шрамов и воскресает осенними днями, когда ветер кидает в мокрое стекло прилипчивые прелые листья цвета волос Аулун.

Камни пути выросли, будто из-под земли, тёмными клыками на высоком буром холме. Камайя спешилась и подошла к большому валуну. Этот камень силы был слегка обтёсан и со всех сторон изрезан символами и словами на дэхи. Она вела кончиками пальцев по знакомым и незнакомым линиям, потом услышала тихие голоса и сделала несколько шагов вперёд, заглядывая дальше, туда, за склон холма.

- Досточтимая, добрый день! - приветствовала её незнакомая эным, поднимаясь над разложенными у небольшого костерка лентами и камешками. - Урут-дада, вставай… Улхасум приехала к камням искать путь!

Камайя спустилась по склону, жестом показывая, чтобы вторая эным не вставала.

- Я не ищу путь. - Она присела к огню, принимая из рук старшей эным небольшую пиалу оола. - А вы тут почему?

- Обряд. Гадаем, - улыбнулась первая эным, которая, судя по возрасту, совсем недавно стала дада. - У меня родился первый внук, - сказала она, подтверждая предположение Камайи. - Его судьбу решили узнать.

- В Кутаре есть сказания о трёх сёстрах, которые определяют жизнь и судьбу человека, - сказала Камайя. - Они отвечают за прошлое, настоящее и будущее.

- А может, это мы и есть, - рассмеялась старшая эным, подмигивая младшей. - Погляди, досточтимая. Прошлое и настоящее. А будущее - кто его знает, какое оно будет? Прискачет - узнаем. Оно от нас зависит.

- От нас? Но на всё воля Тан Дан, - грустно улыбнулась Камайя.

- Есть ли муж, волю которого мудрая жена не в силах изменить? - расхохоталась младшая эным. - Урут-дада, достань-ка сушёный творог. Улхасум сегодня, верно, с утра на ногах, да и ночью вряд ли спала… Силы надо восстановить, досточтимая. Женщина, что убывает, как луна, как сильных сыновей родит?

Камайя встала, прикрывая шею рукой, и прищурилась.

- Простите, уважаемые. Мне пора. - Она протянула чашу эным. - Спасибо за гостеприимство.

- Ох, досточтимая, пожалуйста, не лишай моего внука благословения Матери Даыл! - испугалась женщина. - Останься ненадолго… Мы понимаем, как у тебя дел много, но раз твой путь тебя сюда завёл, прошу…

Камайя понуро села обратно и вздохнула.

- Теперь мне совесть не позволит уйти… Что же ты делаешь, уважаемая!

- Совесть - твоя лента на камнях пути, - тихо сказала Урут. - Она показывает тебе, в каком направлении тебе двигаться. Спасибо, Улхасум. Мы не отнимем у тебя много времени.


Скачать книгу "Сердце степи. Полёт над степью" - Ася Иолич бесплатно


0
0
Оцени книгу:
0 1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Фантастика » Сердце степи. Полёт над степью
Внимание