Александро-Невская лавра. Архитектурный ансамбль и памятники Некрополей

Александр Кудрявцев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Альбом посвящен уникальному памятнику отечественной архитектуры XVIII века — ансамблю Александро-Невской лавры и вопросам развития русской и советской мемориальной пластики, рассмотренным на примерах произведений выдающихся мастеров — М. И. Козловского, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, В. А. Беклемишева, В. А. Синайского, М. Г. Манизера, М. К. Аникушина и других, входящих в собрание Музея городской скульптуры.

Книга добавлена:
28-12-2023, 11:17
0
109
43
Александро-Невская лавра. Архитектурный ансамбль и памятники Некрополей

Читать книгу "Александро-Невская лавра. Архитектурный ансамбль и памятники Некрополей"



7. Неизвестный мастер. Модель Троицкого собора, (архитектор Т. Швертфегер). 1720-е гг.

Занятый на строительных работах в городе М. Г. Земцов не долго пробыл архитектором в Александро-Невском монастыре. Его деятельность здесь ограничилась указанием при достройке первого уступа второго корпуса главной линии, что создавался по другую, южную сторону собора. В 1735 году Земцова назначили архитектором Главной полицмейстерской канцелярии, то есть фактически главным архитектором города. Вместо Земцова продолжение строительства возложили на П. М. Еропкина, но и он ничего практически не смог сделать. После образования в 1737 году Комиссии о Санкт-Петербургском строении, руководителем которой стал Еропкин, он полностью переключился на разработку проекта преобразования Петербурга. В этой громадной, новаторской работе выдающегося зодчего было уделено внимание и комплексу Александро-Невской лавры в общей планировке Московской части столицы. Любопытным является изменение, внесенное им в план западной стороны каре — полуциркуль вместо прямой линии галереи-ограды с центральными воротами, ведущими в парк. Решение это не было учтено в дальнейшем строительстве ансамбля, как не осуществились при жизни Еропкина его градостроительные идеи.

8. Мастер С. Соренсен. Модель Троицкого собора (архитектор И. Е. Старов). 1778-1780

9. План Троицкого собора

После трагической смерти П. М. Еропкина строителем ансамбля, так и не продвинувшегося в годы правления Анны Иоанновны, вновь назначили М. Г. Земцова. Еще в первое его заведование работами, в 1734 году, на стройку был принят в числе прочих «каменных дел мастер» К.-Ф. Фоссатти, по-видимому, довольно опытный строитель, который в дальнейшем примет участие как исполнитель в сооружении ряда монастырских зданий. В 1740 году он обратился в контору с заявлением о ненадежности сводов собора. Возведенный вчерне, не штукатуренный, не покрытый крышей, собор простоял долгие годы заброшенным, и при первом осмотре выяснилась необходимость срочного его ремонта.

Особая комиссия для обследования состояния собора была назначена уже после смерти Анны Иоанновны. Возглавлял ее фельдмаршал Б.-Х. Миних. В составе комиссии, помимо сенатора А. Л. Нарышкина и генерала Измайлова, были архитекторы Б.-К. Растрелли, М. Г. Земцов, Я. И. Шумахер, И. К. Коробов, П. и Дж. Трезини. Выяснилось, что собор из-за недостаточной прочности фундамента осел, дал трещины на сводах и стенах и грозит обвалиться. Поэтому после повторного обследования архитекторами было решено разобрать его «до подошвы». Одновременно Канцелярия от строений, в ведение которой с января 1741 года целиком перешло строительство, поручила той же Комиссии решать вопрос о дальнейших работах. Решено было продолжать их, руководствуясь, в основном, старым генеральным проектом. Но до возобновления строительных работ прошло еще немало времени. Только после воцарения Елизаветы Петровны, с конца 1741 года, начался новый период в строительстве ансамбля.

Середина XVIII столетия — время, когда Россия переживала подъем национального самосознания и рост могущества страны, что, в свою очередь, предопределило расцвет ее культуры и искусства. В 1740—1750-е годы русская архитектура интенсивно развивается, используя достижения предшествующих лет.

Овладев богатым арсеналом средств художественной выразительности, используя все многообразие композиционных приемов современной европейской архитектуры, русские зодчие в развитии национальных форм барокко обращаются и к отечественному архитектурному наследию. Пластическое богатство, декоративная насыщенность характеризуют облик многих сооружений — как отдельных зданий, так и целых ансамблей той поры.

Новое время, новые эстетические требования, созвучные эпохе, неизбежно должны были отразиться и на строительстве Александро-Невской лавры, внести свои изменения в композиционное решение и декоративную обработку объемов зданий. Эти изменения, не нарушавшие композиционного единства и образного строя ансамбля в целом, делались всеми архитекторами, участвовавшими в его возведении.

Наиболее длительный период строительства — девять лет — связан с деятельностью П.-А. Трезини. Ко времени начала его работы в каменном городке завершенными были Благовещенская церковь, Духовской корпус и вчерне первый уступ южного корпуса главной линии, не считая собора, который по решению Комиссии должны были разобрать. После работы Комиссии и данных ею рекомендаций к дальнейшему строению городская Канцелярия от строений и Комиссия строений Петербурга порознь рассмотрели этот вопрос и проекты, предложенные архитекторами. Отклонив сочиненный Растрелли проект, Комиссия строения в представлении Сенату в 1742 году писала: «Два флигиля с церковью надлежит построить по накладке архитекторов Осипа и Петра Трезиных, Земцова и Шумахера»[10]. В 1742 году начали подготовку под фундамент корпусов и церкви, но из-за отсутствия Земцова работы поручили мастеру К.-Ф. Фоссатти. Однако кладку фундамента ему не доверили и в Москву, в Сенат, где он находился во время коронации Елизаветы, пошло ходатайство о присылке архитекторов: «дабы такое знатное строение производилось по их показаниям, понеже Канцелярия того фундамента оному Фасатию без апробации и показания архитекторского поручить не смеет»[11]. После этого руководство работами было доверено указом Сената от 10 сентября 1742 года П.-А. Трезини.

Хорошо освещенный документально относительно хода строительства этот период, начиная с 1741 года до завершения постройки монастырских корпусов и Митрополичьего дворца, не ясен во многом, что касается проектирования и авторов проекта. Историки русской архитектуры часто расходятся в атрибуциях отдельных сооружений, используя разноречивые архивные документы. Во всяком случае, вероятно, основная роль в проектировании не только Федоровской церкви (что признано бесспорным) принадлежит П.-А. Трезини, архитектору одаренному, обладавшему утонченным вкусом, большим мастерством и художественным тактом, что особенно важно учитывать, так как ему приходилось вести работу в уже начатом ансамбле. Первоначально он предполагал изменить характер южных уступов, продлив их до соединения с северными круглой двухэтажной галереей, огибающей алтарную часть собора, но в конце концов начал строить, точно повторяя структуру Духовского корпуса, и лишь внес большую пластичность в декоративную обработку фасадов, применив вместо межоконной раскреповки одной полуколонной (как это было в Духовском корпусе) полуколонну на фоне плоских пилястр. Эта деталь сообщила живописность и эффектность ясным и четким объемам уступов, законченных к 1748 году. В 1744 году Трезини составил «Невского монастыря всему прежнему [...] и прочему зданию, тако ж и вновь начинающемуся, что строить надлежит [...]» в «малом виде план»[12], самый ранний из сохранившихся планов монастыря, а в 1745-м — заложил по своим чертежам новую церковь, Федоровскую, завершающую главную восточную линию монастырского каре.

10. И. Е. Старов. Троицкий собор. 1776—1790. Главный неф

11. План архитектурного ансамбля Александро-Невской лавры

1-2. Жилые дома

3. Богадельня

4. Надвратная церковь

5. Лазаревское кладбище

6. Лазаревская усыпальница

7. Тихвинское кладбище

8. Благовещенская церковь

9. Северные ворота

10. Духовской корпус

11. Троицкий собор

12. Федоровский корпус

13. Федоровская церковь

14. Южные ворота

15. Семинарский корпус

16. Юго-западная башня

17. Митрополичий корпус

18. Северо-западная башня

19. Просфорный корпус

Так же, как и Александро-Невская Благовещенская церковь (традиционное наименование двойной церкви — Александро-Невской и Благовещенской) — это здание двухэтажное с двусветным вторым этажом и венчающей его башней. Пропорциональное соотношение с более ранней предшественницей было соблюдено, близки они и композиционно. Но при всем сходстве образное восприятие нового здания иное, обусловленное решением, характерным для времени зрелого барокко. Круглый барабан каменной башни легко возносит купол, прорезанный люкарнами. Изящно обработанный и украшенный лепниной лантернин из пудостского камня увенчан элегантной золоченой луковкой. Широкие пилястры с превосходно нарисованными капителями декорируют башню и ритмично чередуются с высокими проемами окон. Пилястрами обработаны и все четыре фасада с маленькими лучковыми фронтонами. Всему облику здания, праздничному и нарядному, присуща та изысканная сдержанность, которая не позволяет ему чрезмерно выделяться в общем решении наконец-то завершенной главной линии каре.

Трезини не дождался отделки интерьеров. В 1751 году он уехал на время в Италию и по возвращении как будто в строительстве активно не участвовал. Присмотр за работами Канцелярия поручила «каменных дел мастерам» Э. Казаспре и И. Вейсу. Нижняя церковь, получившая первоначальное наименование «во имя Иоанна Златоуста», была отделана и расписана в 1754 году, верхняя, «во имя св. Федора Ярославича»[13] (старшего брата Александра Невского),— в 1762 году. Росписи и иконостасы обеих церквей созданы преимущественно А. Антроповым. Убранство интерьеров XVIII века так же, как частично первоначальная планировка келейного Федоровского корпуса, не сохранилось. В 1791 году в первом, ближнем к собору, уступе устроили специальную большую «Кавалерскую залу [...] на случай собрания Кавалеров 30 августа»[14] а в остальных в конце XVIII века разместились учителя и студенты Духовной академии и больница.

Федоровская церковь так же, как и Благовещенская, с годами обросла пристройками. Одна из них сделана в 1891 году архитектором В. И. Карповым, построившим Исидоровскую одноэтажную церковь-усыпальницу, примыкающую к старому зданию с восточной стороны. Другая — более ранняя, 1754 года, очень интересна в архитектурном отношении, о чем будет сказано ниже.

С 1753 года архитектурный надзор за строительством перешел к И. Я. Росси, лепщику, «штукатурного и гротического дела мастеру». Кроме него и упомянутых Фоссатти и Казаспра, на строительстве в 1750—1760-е годы работали архитекторские ученики М. Мелентьев и С. Волков, архитекторский помощник М. Расторгуев, «каменного дела мастер» А. Антонедо (Антонетти), архитектор П. Шпекле и некоторые другие строители и художники. Все они, за исключением М. Д. Расторгуева, были в основном исполнителями и в проектировании сооружений участия не принимали. Весь 1754 год, до лета 1755, они занимались разборкой неудавшейся соборной церкви Швертфегера. Разборка эта, осуществленная руками солдат, дала монастырской стройке дополнительные материалы и доход: только в Дворцовую канцелярию продали четыреста тысяч кирпичей. Щебень пошел на засыпку и благоустройство «Большой першпективной», которая с 1737 года официально именовалась Невской перспективой и вела прямо к старым деревянным строениям на левобережье. Центральным зданием «партикулярной» застройки левого берега Черной речки по-прежнему была деревянная Благовещенская церковь, вновь отстроенная «о пяти куполах» в 1756—1758 годах по левую руку от дороги, ведущей с Невской перспективы к каменным новостройкам правого берега.


Скачать книгу "Александро-Невская лавра. Архитектурный ансамбль и памятники Некрополей" - Александр Кудрявцев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Искусство и Дизайн » Александро-Невская лавра. Архитектурный ансамбль и памятники Некрополей
Внимание