Холокост и православная церковь

Шкаровский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Во время Второй мировой войны Православные Поместные Церкви активно реагировали на Холокост и внесли свой вклад в спасение евреев. Впрочем, у Церквей и разнообразных течений Православия не было единства по вопросу Холокоста. В монографии историка Церкви, доктора исторических наук М.В. Шкаровского анализируются позиции по отношению к евреям Церквей, оказавшихся под нацистской оккупацией. Исследователь собрал в своей книге свидетельства о словах и делах не только официальных церковных функционеров, но и простых священнослужителей и мирян.

Книга добавлена:
18-10-2023, 17:01
0
248
73
Холокост и православная церковь

Читать книгу "Холокост и православная церковь"



Позднее раввин Давид Кахане составил список из 240 грекокатолических священников и монахов Западной Украины, которые спасали евреев (хотя, по словам раввина, он не был полным). Так, например, по 15 еврейских девочек спасались в монастырях местечка Унев и села Якторов. Еще пять еврейских детей с помощью братьев Шептицких скрывались в одной из львовских больниц. Монахи ордена Святой Марии во Львове, Самборе и Долине спасли 47 еврейских детей. В селе Раковец Львовской области крестьяне, прихожане местной церкви, укрывали 33 еврейские семьи. В общей сложности 34 монастыря и греко-католические организации участвовали в спасении евреев569.

Чиновник германского Министерства иностранных дел, имевший личные контакты с Владыкой Андреем Шептицким в течение 15 лет, сделал вывод, что в 1943 г. позиция митрополита «в еврейском вопросе» совпадала с позицией других католических иерархов в разных странах. А это, на его взгляд, отражало «официальную позицию Ватикана, а не личную точку зрения митрополита»570.

При этом А. Шептицкий не только продолжал поддерживать контакты с представителями немецкой администрации, но и непосредственно участвовал в важных для нацистов пропагандистских, политических и даже военных акциях (что, возможно, спасло его от репрессий нацистов). Так, когда в апреле 1943 г. Владыку посетили высшие чины СС и руководитель германской разведки адмирал Канарис, чтобы заручиться поддержкой в деле создания украинской дивизии СС «Галичина», митрополит проявил заинтересованность в этой акции, и во многом в результате его активной поддержки желающих вступить в дивизии оказалось больше, чем требовалось. При активном участии в вербовке новобранцев греко-католических священников за два месяца набралось 80 тысяч добровольцев, из которых затем отобрали 13 тысяч571.

А. Шептицкий назначил в дивизию на должность капелланов трех священников во главе с митратом Василем Лабой (старшим капелланом дивизии) и поручил епископу Иосифу Слипому провести церемонию присяги, которая состоялась 16 мая 1943 г. В честь этого события, по распоряжению А. Шептицкого, на следующий день в соборе Святого Юра было совершено архиерейское богослужение, которое возглавил епископ Иосиф; в других греко-католических церквах служили торжественные молебны. В июле 1943 г. германское командование позитивно оценивало участие униатского духовенства в создании и окормлении частей «Галичины»572. Правда, в своей полемике с инициатором создания дивизии бургомистром Львова В. Кубийовичем митрополит призывал его обдумать политическую целесообразность и моральную ответственность такого шага. До отправки на фронт дивизия СС «Галичина» в течение года выискивала и уничтожала во Львове и окрестных лесах сбежавших от угрозы уничтожения евреев (в июле 1944 г. она была полностью разбита под Бродами наступающими советскими войсками)573.

С апреля 1943 г. из германской казны на счета А. Шептицкого стали ежемесячно перечислять по 360–370 тысяч марок «на специальные нужды». При этом в письме генерал-губернатора Франка от 29 апреля 1943 г. указывалось, что «отчитываться об использовании этой суммы перед моей службой не нужно». 11 ноября 1943 г. на архидиецезиальном (епархиальном) Соборе А. Шептицкий выступил с предостережением паствы о приближении советских войск. Он призвал ни в коем случае не допускать незаконных действий против немецкой армии и выполнять все повинности, наложенные Германией в условиях военного времени. В январе 1944 г. по указанию митрополита общины греко-католических храмов передавали свои колокола немецким властям на переплавку для нужд фронта. Так, например, 1 января в львовский Преображенский храм было направлено распоряжение: «Митрополичий Орданариат поручает отдать колокола, когда явится чиновник с возом и людьми. До 15 января дело должно быть улажено». В беседе с руководством ОУН-УПА (украинской повстанческой армии) 16 февраля 1944 г. митрополит Андрей сказал: «Главной задачей УПА сейчас должны быть всесторонняя помощь немецким властям и подавление коммунистического влияния в Галичине». Неоднократно встречался А. Шептицкий и с главнокомандующим УПА гауптштурмфюрером СС Романом Шухевичем574.

Однако на поведение митрополита Андрея чем дальше, тем больше влияло постепенное изменение в ходе войны его политической позиции в отношении нацистской Германии и Советского Союза. Резкое ухудшение отношения Владыки к немцам (вследствие непризнания ими самостоятельного Украинского государства, недопущения греко-католических миссионеров на восток, их военных поражений, антихристианских и расистских взглядов нацистского руководства) сопровождалось появлением просоветских симпатий.

Так, например, в докладной записке начальника Управления НКГБ УССР по Львовской области К. Волошенко наркому госбезопасности УССР С. Савченко отмечалось, что после 1942 г. отношение А. Шептицкого к германскому оккупационному режиму, прежде бывшее дружественным, стало негативным. В записке приводилась оценка, которую митрополит давал действиям Германии: «Еще в августе 1943 г. можно было уже совершенно ясно предвидеть поражение немецких войск и приход во Львов советской армии. Немцы проиграли войну в результате своей идиотской внутренней, особенно национальной политики». К. Волошенко охарактеризовал настроение А. Шептицкого накануне вступления советских войск в Галицию следующим образом: «Германофил Шептицкий испытал глубокое разочарование в немцах». В записке также приводились слова профессора Свен-цицкого, одного из наиболее близких к А. Шептицкому лиц: «Немецкая оккупация вылечила митрополита от германофильства». В документе К. Волошенко отмечалось, что в конце периода немецкой оккупации митрополит Андрей запретил униатскому духовенству ранее предписанное им самим молитвенное поминовение за богослужением Гитлера и германского воинства. В начале 1944 г. А. Шептицкий опубликовал распоряжение, в котором призвал священников Греко-Католической Церкви не покидать своих приходов и не уходить вместе с германскими войсками с территории Западной Украины575.

К. Волошенко отмечал также, что митрополит Андрей к лету 1944 г. вполне четко обозначил свою лояльность по отношению к советскому режиму. В докладной записке сообщалось: «29 июля 1944 г. митрополиту исполнилось 79 лет, по этому поводу у него был большой прием духовенства. Митрополит, по его собственным словам, высказал в своем выступлении такой крайний оптимизм, что удивил духовенство: “Все в руках Бога, — сказал митрополит, — и все окончится, вне сомнения, очень хорошо”. Зашел разговор о религии. Митрополит глубоко убежден, что советская власть изменила свое прежнее “враждебное”, по его словам, отношение к религии, к духовенству, к верующим…»576

22 июля 1944 г. во Львов вступила Советская армия, к 21 сентября в городе и окрестностях были обнаружены 3400 евреев, в том числе менее 100 детей, таким образом, уничтожению подверглись 98 процентов львовских евреев. Если до войны на Западной Украине насчитывалось свыше 870 тысяч евреев, то к осени 1944 г. их осталось только 17 тысяч (менее двух процентов)577.

7 сентября на праздничной сессии архидиецезиального (епархиального) Собора А. Шептицкий выразил Советской армии «горячую благодарность» за «доброжелательное отношение» и отметил, что «мы пользуемся ныне всеми правами служить, проповедовать, воспитывать детей». На этом же Соборе Владыка выступил с осуждением некоторых действий бандеровцев; копия соответствующего пастырского послания была выслана в Москву, правда, оно не было оглашено в церквах. Когда члены советской Государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников предложили митрополиту подписать протокол, он отказался, сославшись «на отсутствие достоверных сведений»578.

10 октября 1944 г. А. Шептицкий отправил в Москву поздравительное послание, в котором говорилось: «Правителю СССР, главнокомандующему и великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон. После победоносного похода от Волги до Сана и дальше, Вы снова присоединили западноукраинские земли к Великой Украине. За

ХОЛОКОСТ И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ осуществление заветных желаний и стремлений украинцев, которые веками считали себя одним народом и хотели быть соединенными в одном государстве, приносит Вам украинский народ искреннюю благодарность. Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития. За все это следует Вам, Верховный Вождь, глубокая благодарность от всех нас… Эта любовь говорит нам принести Вам пожелания всякого блага и воздать надлежащую честь по словам Христа “кесарево кесарю” (ответа от Сталина не последовало)579.

Кроме того, 14 октября А. Шептицкий издал указ духовенству об организации сбора пожертвований (с каждого прихода по 500 рублей) для передачи их Красному Кресту на лечение раненых солдат Советской армии, а затем стал готовить и поездку делегации Греко-Католической Церкви в Москву, которая прибыла туда уже после его смерти (в декабре 1944 г.). В беседе с уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме УССР С. Даниленко-Кариным митрополит говорил: «Я искренне рад, что Советская власть освободила нас от этих немцев, и об этой радости и об обязанностях, вытекающих из нее, говорил и говорю верующим и духовенству. Не далее, как сегодня у меня состоялся собор местного духовенства и некоторых приезжих. Такие соборы у меня бывают каждый четверг. Так вот я поучал их, как нужно быть благодарным и покорным Советской власти, ниспосланной нам Богом, и духовенство с искренностью воспринимало и воспринимает мои поучения». 1 ноября 1944 г. митрополит Андрей скончался во Львове, похороны в крипте собора Святого Юра состоялись в воскресенье 5 ноября, после многокилометрового шествия с гробом Владыки по улицам города, при этом был венок и от советского руководства Украины580.

После войны бывшему львовскому раввину Давиду Каха-не, узнику Львовского гетто и Яновского концлагеря, удалось переправить в Палестину около 200 детей, спасенных в грекокатолических монастырях Западной Украины. Переехав в 1945 г. в Польшу, он стал сначала председателем Совета раввинов и председателем Главного объединения еврейских общин Польши, затем главным раввином польской армии в чине полковника, с 1952 г. — главным раввином израильских военно-воздушных сил в чине генерала, с 1968 г. — главный раввином в аргентинской столице Буэнос-Айресе, а с 1975 г. — раввином главной армейской синагоги в Тель-Авиве и членом коллегии по чествованию «Праведников народов мира» при институте Яд Вашем. В 1978 г. Д. Кахане издал книгу воспоминаний «Дневник львовского гетто», в 1981 г. — другую, «После потопа», о попытках возрождения еврейских общин в Польше. Скончался раввин 24 сентября 1997 г. в возрасте 94 лет, до конца дней сохранив благодарную память о своих спасителях.

В 1962 г. Давид Кахане в интервью журналисту Лео Гейма-ну обосновал многочисленными примерами, почему он считает А. Шептицкого святым. В 1963 г. Д. Кахане рассказал в институте Яд Вашем, что в годы войны его спас митрополит Андрей Шептицкий. Спустя три года раввин подал в Яд Вашем официальную просьбу воздать положенную почесть спасителю. Отдел праведников института Яд Вашем завел папку за номером 421 — дело о присвоении звания «Праведник народов мира» украинцу Андрею Шептицкому.


Скачать книгу "Холокост и православная церковь" - Шкаровский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Холокост и православная церковь
Внимание