Архетипы в русских сказках

Светлана Патрушева
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: «Архетипы в русских сказках» — это расшифровка ключей и символов, хранящихся в сказках. Язык сказки переведен на язык психологии и помогает понимать бессознательные процессы и этапы развития психики. В русских сказках зашифрованы все этапы развития психики. Все сценарии бессознательного, все психологические проблемы и выборы, с которыми мы встречаемся, описаны в сказках. Понимание архетипов помогает менять жизненные сценарии, чтобы управлять собой, своим состоянием и состоянием творческого потока.

Книга добавлена:
29-08-2023, 16:42
0
339
58
Архетипы в русских сказках

Читать книгу "Архетипы в русских сказках"



На определённом этапе развития человек уже понимает, что его погружённость в страсти и отсутствие сознания, разума «забирает его душу в плен», и пока она остаётся там в этих желаниях, она не приходит в состояние целостности. В таком сюжете Иван-царевич это часть внутреннего мира человека, его разум, сознание, которое развивается постепенно, получает опыт, проходит через смерть, через расчленение.

Часто в сказках Змей Горыныч вдавливает богатыря в землю сначала по колено, потом по грудь. И вот когда уже богатырь вдавлен по грудь, когда сознание его практически растворяется в земной материи, в земной жизни, наступает тот самый момент, когда «собрались, вдохнули, выдохнули и справились».

Для понимания процессов во внутреннем мире очень важна битва со Змеем Горынычем на Калиновом мосту на реке Смородине, на огненной реке. У героя была только одна необходимость участия в этой битве — вернуть свою душу, чтобы обрести целостность.

В современном мире «Змеем Горынычем» можно назвать явное, махровое потребительство и сопутствующую ему демонстративность, которые затмевают разум. Находясь «в плену у Змея Горыныча», потребляя, «сжигая много голов», человек, к сожалению, утрачивает творческое, созидательное начало, появляется расчленённость, внутренний конфликт, отсутствие целостности.

По своему опыту терапевта-психолога, общаясь с людьми, которые заточены на очень серьезное потребление, я знаю, что в какой-то момент им становится очень скучно, их эмоциональная часть, чувственная сфера остается не развитой, она остаётся «царевной», которая «в плену». Ей нужно всё больше и больше, но при этом она постепенно тухнет, гаснет, погибает. В этом случае необходим Иван-царевич как фактор побеждающий, помогает пройти душе и разуму инициацию, чтобы стать взрослым и целостным.

В сказке про Ивана-крестьянского сына и про Ивана Быковича сюжет отличается. Во-первых, там очень часто нет царевны, либо царевна есть, но на этапе борьбы со Змеем она не принадлежит ни Ивану Быковичу, ни Ивану-крестьянскому сыну. Здесь речь идёт о более абстрактном освобождении души, души человечества. В этой сказке есть очень интересный момент, рукавица, которая летит при битве с двенадцатиголовым змеем.

Когда Иван Быкович сражается со змеем, его братья, Иван-кухаркин сын и Иван-царевич, спят. Они должны были отправляться в дозор, но Иван Быкович отправился один и вступил в схватку с двенадцатиголовым чудищем Змеем Горынычем. Когда в сражении Ивану понадобилась помощь братьев, он кинул рукавицу, и она развалила половину избушки, где спали братья. Иван разбудил братьев и все вместе они одолели Змея Горыныча.

Это отсылка к пониманию важности навыков обучения, объединения других людей, объединения всех частей, и о пробуждении даже тех частей, которые являются скрытыми. Это и навык коммуникации, и умение помогать друг другу. Речь идет об освобождении человеческой души уже на таком уровне, когда это не только твой личный интерес, не только твоя душа страдает, попав в лапы Змея Горыныча, но и абстрактная «душа человечества».

Очень важно в такие моменты, когда не справиться одному, находить единомышленников, «не спать», быть в состоянии «осознанности», особенно выходя на границы. «Огненная река», «Калинов мост». Это границы за которыми находится тридесятое царство, где всё становится ясно, всё становится видно.

Каждому для себя важно определить, что такое мое «тридесятое царство», куда я вообще отправляюсь, где всё это живет, где живут все эти персонажи, где проходит граница мира обыденного, в котором «жили-были», и мира волшебного, в котором есть золотые яблоки и жар-птицы, и течет река Смородина.

Но, вернёмся к сюжету сказки, когда нужно собрать все свои силы, объединить людей, и увидеть в них способность помочь. Там как раз, речь идёт об «огненном пальце» и рассказывается о том, что Змей Горыныч не один, а там целый род хтонический, который, с одной стороны, помогал создать жизнь на земле, а с другой стороны, должен вовремя освободить пространство.

Дальше в сказке происходит очень интересное развитие событий, когда жёны Змеев Горынычей, либо их сёстры, в разных версиях, либо мать змеиной породы обращаются в привычные для героев «предметы силы». Это колодец и яблоня, по сути то, что должно питать дух этих богатырей, когда они возвращаются обратно домой. Но плоды и вода отравлены змеиным ядом, и в случае, если богатыри их попробуют, они умрут.

Здесь речь том, что даже если ты справишься со Змеем, отрубишь его огненный палец, очень важно следить, не осталось ли частей, или последствий которые ещё могут разрушить сознание.

Обращает на себя внимание от факт, что Иван Быкович не до конца всё рассказал братьям, потому что не всё может доноситься до сознания. Иван Быкович своей чуйкой, интуицией, способностью видеть предугадывал опасность и предупреждал братьев, спасал их от смерти.

Образ Ивана Быковича интересен еще и тем, что связан с образом коровы. В сказках часто встречается образ молочной реки с кисельными берегами, образ коровы, несколько раз встречается Иван-коровий сын, Иван Быкович. Это ребёнок, который появился у коровы, после того как она съела потроха волшебной рыбы. Когда царица не могла забеременеть, ей помогли найти волшебную рыбу, чтобы он поела её и забеременела. Так и получилось, Царица забеременела и родила царевича, но от этой же рыбы родила также кухарка своего сына и, случайно так вышло, что корова тоже родила ребёнка. Этот ребёнок коровы в результате помог всем справиться с какой-то бедой, решить какую-то проблему.

Попробуй увидеть все эти символы, раскиданные по разным сказкам в целостности. И здесь важно помнить, что Млечный путь, корова Земун, двурогий месяц, рождение детей, жизнь и смерть, это всё признаки этих персонажей.

Иван Быкович, это часть внутри человека, которая должна неизбежно родиться помимо Ивана-царевича и Ивана-кухаркиного сына, но часто мы не уделяем ей много внимания.

«Ты кто вообще такой, «коровий сын»?

Но именно у него больше всего силы и очень мощная интуиция. Это дитя звёзд, той самой космической коровы, которая разлила молоко в пространстве над головой. Символика Ивана Быковича очень мощная, очень глубокая. Этот персонаж достоин того, чтобы его изучать глубоко, это сын космоса, сын бога.

В сказке встречаются Иван Быкович порождение звезд, порождение коровы Земун и Змей, представитель стихии первозданных первобытных желаний, влечений, жажды жизни, управления, алчности, стремления породить как можно больше себе подобных. «Небо и земля встретились», такая метафора может быть применена относительно этой сказки.

В сказках есть ещё один очень интересный персонаж, Кощей Бессмертный. Он встречается в нескольких сказках, также как Змей Горыныч, Баба-Яга, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Иван-царевич, Иван-дурак, солдат, царь.

Как и Змей Горыныч, Кощей Бессмертный имеет в своем описании расчленённость, но если у Змея много голов, то Кощей свою смерть вкладывает в несколько других существ, это может быть заяц, утка и яйцо. Игла, как смерть кощеева чаще всего находится в яйце, но в некоторых сказках иглы не существует.

Смерть Кощея находится вдали от него: в корнях, или на вершине дуба. В сказке «Царь-девица» в разных персонажах было спрятано яйцо, в котором та хранила свою любовь. Здесь можно провести интересные параллели: именно такой способ спрятать, предварительно разобрав на несколько частей, очень многозначный, и дает описание психологической структуры человека. Это и про внутренний, внутриличностный конфликт и про глубинные страхи.

Когда я работаю с темой любого страха, и мы начинаем с клиентом его изучать, идти постепенно в глубину, раскрывая мотивацию как матрешки, чтобы найти то «чего боишься на самом деле», то мы добираемся до тотального страха. Это страх смерти и уничтожения, разрушения, потери контроля того, что называется «эго», того что называется «я», самоопределения. В этом есть подсказка, кто такой Кощей Бессмертный.

Я уже упоминала об эросе и танатосе, о жажде жизни и стремлении к смерти и разрушению. Подозреваю, что Кощей Бессмертный включает в себя страх смерти, печаль по поводу того, что все бессмысленно и беспощадно, попытку накопительства каких-то предметов, вещей, людей, стремление всё это законсервировать, чтобы это оставалось живым.

Если говорить о Кощее внутри человека, то этот человек с достаточно большим внутренним страхом смерти, который будет из-за этого страха набирать как можно больше жизни, будет любить власть, будет любить управление другими людьми, и при этом он может стремиться к разрушению, причем к тотальному разрушению себя и окружающих. Вот такая удивительная история.

Как происходит, что душа улетает к Кощею Бессмертному?

Я уже говорила про Змея Горыныча и хтоническое определение жизни во всем её многообразии.

Например, в сказке «Лягушка-царевна», когда Иван-царевич не согласен увидеть в царевне Василисе, вот эту лягушку, маленького дракона, когда он его не принимает и палит лягушачью шкуру, то есть отрицает проявление жизни и жажду жизни в человеке.

«Нет, Василиса Премудрая должна быть мудрой, а не сексуальной, я этого не люблю, нам это не подходит!».

Или отрицаются какие-то неприятные черты, бородавки.

«Я не принимаю эту непривлекательную сторону жизни, я ее отвергаю, разрушаю, уничтожаю огнём». И тогда душа превращается в птицу, в горлинку, и отправляется к Кощею Бессмертному.

Если жизнь не принята, значит, надо принимать смерть, и уже через смерть, через победу над ней научаешься принимать жизнь. Вот такая интересная связка этих двух персонажей.

Есть вариант сказки, когда яйцо Кощея давится, и ему становится плохо. Этот момент подобен эпизоду с «огненным пальцем», когда нужно отрубить источник жизни, также это отсылка к анатомическим частям тела. С другой стороны, можно сослаться на то, что яйцо в утке, а утка это птица, с которой начался мир. В уточку часто превращаются героини сказок, их превращают злые ведьмы, происходит возврат, откат от осознанного жития в мире до состоянии птицы, безмозглого существа, на природно-растительный уровень.

Смерть Кощея находится где-то на дубе. Дуб это мировое древо. Когда начинается познание смыслов бытия и смыслов того, что все взаимосвязано, то становится очевидной иерархия. Тогда можно легко путешествовать по мировому древу, изучать себя и видеть не только в контексте ограниченной жизни, и только так можно увидеть смерть. Если Кощей Бессмертный это страх смерти, смерть как таковая, некий внутренний разрушитель, тот самый «танатос», Аид, царь подземного мира, то для того, чтобы увидеть его смерть, надо войти в его противоположность. Войти в жизнь, символом которой является мировое дерево, дуб.

Герою, прежде чем найти смерть Кощея, приходится договариваться с разными зверями, которые ему помогут собрать все части. В этой части речь идет о внутренних тотемах, о внутренних частях себя, о возвращении единой целостности себя с живой природой.


Скачать книгу "Архетипы в русских сказках" - Светлана Патрушева бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Самиздат, сетевая литература » Архетипы в русских сказках
Внимание