Архетипы в русских сказках

Светлана Патрушева
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: «Архетипы в русских сказках» — это расшифровка ключей и символов, хранящихся в сказках. Язык сказки переведен на язык психологии и помогает понимать бессознательные процессы и этапы развития психики. В русских сказках зашифрованы все этапы развития психики. Все сценарии бессознательного, все психологические проблемы и выборы, с которыми мы встречаемся, описаны в сказках. Понимание архетипов помогает менять жизненные сценарии, чтобы управлять собой, своим состоянием и состоянием творческого потока.

Книга добавлена:
29-08-2023, 16:42
0
339
58
Архетипы в русских сказках

Читать книгу "Архетипы в русских сказках"



Очень яркий пример, этого в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Сестрица Алёнушка остается спрятанной под водами реки, да ещё под тяжёлым камнем. Это говорит о закрытии чувственной сферы человека, о сокрытии чувств даже от себя и нежелании смотреть на истинную природу вещей.

Один из примеров закрытой чувственности, когда женщина живет в браке с мужчиной, которого до конца не любит, либо любит, но не желает на это смотреть. Вместо того чтобы наладить отношения, начинается увлечение эмоциональными кухонными разборками, в которых женщина ведёт себя, как злая ведьма. Впрочем, бывает, что мужчина ведёт себя как злая ведьма.

Ещё раз хочу сказать, речь здесь не идёт о Бабе-Яге, потому что Баба-Яга — это уровень побольше и повыше, она не однозначное «зло», она богиня жизни и смерти. Ведьма же в сказках это приверженность собственным эмоциональным реакциям.

И у Кощея Бессмертного, и у Змея Горыныча, и у «подменной царевны» есть основная идея о том, что надо начать конфликт и разделить. Это не про теневой персонаж или архетип внутри психики человека, а это про саму идею разделённости и неприятия теневого аспекта внутри личности человека, внутри его психики.

Надеюсь, сейчас уже появилась более-менее общая картина и представление об отрицательных героях в русских народных сказках, об этих архетипах. Когда ты будешь читать сказки с этими персонажами, смотри на них внимательно, чтобы увидеть, как это проявлено в жизни людей, и как это может быть проявлено в твоей жизни.

Звери. В сказках мы часто встречаем зверей, и это тоже очень яркие и сильные образы. Например, Серый волк, Жар-птица, Ворон с вороненком, Орёл, Сокол.

Это образы взаимосвязей человека и мира вокруг. Есть архаичные практики соединения со своим тотемом. Человек ограничен социальными рамками и правилами. Маленький слабенький человечек, «ничего не могу, ничего не умею», быстро погибает. Но если человек включает в себя знание, например, о том, что он космическая пыль, собиравшаяся веками, что в каждой его клетке хранится огромный потенциал всего живого, существовавшего в веках на планете, внутри него есть опыт древней рептилии, нервные клетки Наполеона Бонапарта, то это дает невероятные силы.

Когда герою, прежде чем найти смерть Кощея, приходится договариваться с разными зверями, которые ему помогают догнать и собрать все части, то нужно понимать, речь идет о внутренних тотемах, о внутренних частях себя, о возвращении единой целостности себя с живой природой. Когда Иван-царевич встречает всех этих зверей, он хочет первым делом убить и съесть волка, медведя, и щуку, которая в итоге помогает ему добыть это яйцо. Если мы смотрим на действия и на функции этих героев, то получается, что речь идёт об уничтожении человеком природы вокруг и в себе, своего природного зова, своих ритмов, своего «внутреннего животного», которое точно знает, когда ему спать, когда есть, когда ему хочется или не хочется чего-то. Умение не уничтожать этот природный зов в себе, зов тотема, а услышать его и с ним договориться, как раз и помогает справиться со страхом смерти, с внутренним хищником, уничтожителем, который разрушает всё живое.

В сказках часто действуют также волшебные звери. Когда Иванушка становится козлёночком, это значит, что он соединяется с этим тотемом и действительно становится по своим качествам, по своим функциям идентичным этой «зверской» природе. Чтобы снова стать человеком, он кувыркается. В практиках работы с разными состояниями для перехода из не ресурсного в ресурсное, используются прыжки, кувырки, кружения.

Даже при входе в любое пространство можно быть осмысленным: заходишь, делаешь вдох-выдох и находишь самое ресурсное для себя место в этом пространстве. Не бездумно, зайти и плюхнуться, а выбрать, почувствовать. Я предлагаю тебе использовать свою внутреннюю связь с дикой природой, походить по пространству вокруг как волк, как лиса, как медведь, принюхаться енотом, постоять сурикатом, полетать орлом, поиграть в это. Потому что в сказках именно соединение человека со своей дикой звериной природой помогает герою пройти инициацию.

Ивана-царевича убили, на куски порубили, разобрали. Приходит серый волк, с которым он до этого подружился, и видит разрушенного Ивана-царевича (расчленённое сознание), который социум разобрал на кусочки. Серый волк приходит как дикая, вытесненная в темноту в социальном человеке, сила. Этот внутренний зверь, своей ярью, силой, своим умением выживать, собирает человека заново. Иван-царевич возвращается из тридесятого царства в мир людей уже не социально обусловленной игрушкой, а совсем другим существом, волшебником, человеком силы.

В сказках, когда Иван-царевич идет исполнять задание, ему на пути встречаются разные животные: медведица с медвежатами, волчица с волчатами, рой пчел иногда, иногда щука. В сказках много отсылок к разным животным и это есть проявление мира тотемов, встреча с животной частью себя. В сказках Иван часто голоден и хочет убить животное, чтобы его съесть, потребить, присвоить его ресурс, и в момент встречи зверь человеческим голосом говорит: «Не убивай меня, я тебе ещё пригожусь». То есть не используй меня, не потребляй, дай мне возможность вырасти, прорасти, войди со мной в партнерскую позицию. Иван-царевич выбирает побратание, договоренность, и это надо заметить дается ему не просто, но он опускает оружие и отпускает зверя.

Образ Василисы Премудрой и Василисы Прекрасной.

Между этими образами есть разница. Василиса Прекрасная это образ героини, еще не до конца сформировавшейся. Сказка про Василису Прекрасную, в которой участвует Баба-Яга и череп, очень хорошо рассмотрена у Клариссы Пинколы Эстес. Там речь идет про инициацию девочки. Девочка, это эмоциональная, прекрасная часть, но у нее ещё нет мудрости для того, чтобы осознавать, что происходит.

Василиса Премудрая, в отличие от Прекрасной, уже обладает набором навыков, у нее есть помощники, она способна ткать волшебные ковры, трансформироваться в разные состояния: лягушка, горлинка. Когда в сказках встречается Василиса Прекрасная, это про тот этап в жизни, когда всё красиво, но ещё нет прохождения внутренней инициации, не произошла интеграция с мудростью, которая невозможна без встречи, хотя бы потенциальной, с Кощеем Бессмертным. Это разница между Василисой Премудрой и Василисой Прекрасной.

Марья Моревна.

После того, как Иван-царевич договорился с вороном, орлом и соколом, отдал им в жёны своих сестер, он едет дальше и видит поле павших воинов. Марья Моревна победила огромное войско, она всё разрушила. Он приходит в ужас, сознание не понимает, как этот хаос может тут существовать вообще, какое он имеет на это моральное право. Иван едет дальше и встречает еще одно такое же поле, спрашивает: «Кто вас убил?» Ему говорят: «Марья Моревна, прекрасная королевна». Иван продолжает ехать дальше, навстречу Марье Моревне.

Так, сознание продолжает изучать этот принцип разрушения в мире. Марья Моревна задает ему ключевой вопрос: «По доброй ли воле ты здесь, добрый молодец?».

Это проверка сознания на страх: «Ты вообще можешь эту реальность принимать такой: кровавой, хтонической, разной? Понимаешь ли, что жизнь это часть смерти, а смерть это часть жизни?».

На что добрый молодец (сознание) ей отвечает: «Добры молодцы не по своей воле не ездят (я здесь потому, что я осознаю, что ты мне нужна такая, чудовищно-прекрасная королевна)». И тогда она приглашает его к себе в шатры и берёт в мужья. Не он на ней женится, а она берёт его под белы ручки, и заводит в шатры, потому что он уже доказал своё бесстрашие, свою мужественность.

Марья Моревна как архетип силы эмоциональной, разрушающей, очищающей мир. У неё в подвалах заперт Кощей Бессмертный, он висит на цепях у этой сильной прекрасной королевны, женщины. Тёмная часть человека заперта в подвалах у Марьи Моревны. Никто об этом не знает, никто не видит. Она обуздала Кощея Бессмертного, а это принцип, разрушающий мир в корне, разрушающий жизнь вообще. Такой персонаж есть в современной сказке, в истории про Гарри Поттера. Принцип Кощея Бессмертного воплощён в лорде Волан-де-Морте, у которого крестражи разделены на несколько частей и спрятаны в разных местах. Так же делал Кощей Бессмертный, когда делил свою смерть: то она в утке, то в зайце, то в яйце.

Почему Марья Моревна разрушает весь мир?

Потому что у неё есть Кощей Бессмертный. Она его поймала, вытащила из мира, посадила в свои подвалы. Подвалы как символ бессознательного. Когда приходит архетип сознательный, Иван- царевич, который её не боится, она его оставляет «на хозяйстве» и делает провокационный жест: «Вот тебе ключ от тайной комнаты, туда не ходи», и уезжает на войну.

Естественно, сознание думает: «Что там? Давай раскопаем этих тараканов, давай найдем этого Кощея». Герой видит Кощея, тот в жалком состоянии, усохший, обессиленный, неживой. Он даёт ему воды (символ живой воды). Кощей напивается, становится сильным, сбрасывает цепи и говорит Ивану-царевичу: «Я тебя два раза пощажу, а на третий убью», улетает и забирает в плен Марью Моревну.

Я подозреваю, что она сдается ему добровольно, ведь у нее уже получалось побеждать раньше Кощея. Могла бы победить и на этот раз, но есть другой фактор — Иван-царевич. Сознание надо воспитывать, поэтому иногда эмоциональная часть идет в тень, в темноту, в разрушение, чтобы появилось осознание: «А что со мной происходит?». Дойти до дна, до границы, прожить этого Кощея, позволить ему случиться.

В сказках женская эмоциональная часть всегда оказывается у Кощея по своей воле. Василиса обращается в горлинку, и сама улетает: «А теперь ты, Иванушка, ищи меня», т.е. сознание, напрягайся — освобождай.

Эмоциональная часть уходит в тень, чтобы обратить внимание сознания: «Смотри, смотри — Кощей, его надо победить!»

Сказка про Марью Моревну, одна из моих самых любимых русских сказок и одна из самых парадоксальных. Когда Марья Моревна оказывается у Кощея, то Иванушка, естественно, едет за ней и забирает Марью Моревну. Кощей догоняет их на своем волшебном коне, убивает Ивана- царевича, а когда убивает, то расчленяет, кладет в бочки, отправляет в море. Бессознательное победило, сознание разрушилось, Иван-царевич похоронен, его нет. На помощь ему приходят его побратимы ворон, сокол и орёл, я уже рассказывала о контакте с тотемами, это они его возвращают. Иван подтверждает ценность для него Марьи Моревны, он готов голову сложить за то, чтобы эта любовь в его жизни была. Он прошёл через смерть и приезжает к Марье Моревне. Впервые он просит у неё помощи, а ведь раньше просто её забирал и увозил, но после инициации, после того как пережил смерть, он больше не хочет такого повторения.

Он спрашивает: «Где взять коня как у Кощея?», и узнав, отправляется к Бабе-Яге, у которой есть паршивый жеребёнок. Конь — это реализация сути человека, его талантов, умение достигать цели, двигаться вперед. Паршивый жеребёнок это символ тех талантов и граней себя, которые мы в себе не замечаем и не ценим. Такого жеребёнка нужно было взять Ивану-царевичу, накормить золотым пшеном, почистить морской водой, чтобы он превратился в богатырского коня. У этой сказки очень странный конец.


Скачать книгу "Архетипы в русских сказках" - Светлана Патрушева бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Самиздат, сетевая литература » Архетипы в русских сказках
Внимание