Сказки народов мира о зиме

Сказки народов мира
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Зима. Холод, снег, вьюга… И как здорово в такое время читать сказки о зиме — добрые и мудрые, справедливые и поучительные, знакомые и не очень. В сборник вошли сказки разных народов: норвежцев, латышей, эстонцев, литовцев, словаков, коряков, якутов, бурятов, японцев. Вы найдёте здесь сказки про зиму и лето, про мороз и ветер, про сыновей Деда Мороза, про приключения Марушки в зимнем лесу, про путешествие храброго мальчика в зимние владения Северного ветра. Добрых вам зимних вечеров вместе с героями сказок!

Книга добавлена:
5-11-2023, 18:50
0
280
4
Сказки народов мира о зиме
Содержание

Читать книгу "Сказки народов мира о зиме"



— Знаю я ваше семейство! — вскочил с лавки старик. — Младший тут всё заморозил и даже спасибо не сказал. Средний, хоть и лепёшкой угостил, а на всю зиму впроголодь оставил. Одни неприятности у меня от вас!

— Прости их, хозяин, молодые они, глупые. Всё путешествуют по свету, а толку нет от них. А у меня дело важное — обхожу владения наши, слежу, чтобы зимой всё было как положено. Чтобы реки и озёра льдом взялись, а поля да леса снегом укрыты были. Потому как коли зима хороша, так и урожай богатым будет.

Понравились крестьянину слова гостя, впустил он его, угостил чем Бог послал и предложил лечь спать на печи.

— Ни за что не лягу я в избе, когда на улице такая благодать: тепло да уютно, небо усыпано звёздами, ветерок такой ласковый. Нет, тут не засну, не проси, пойду на чердак.

С тем и вышел.

Проснулся утром старик, промёрзши насквозь, даром что на печи спал. Кости ломит, зубы стучат, руки-ноги не гнутся. Насилу с печи слез да во двор — греться работой. Как чуток отогрелся, поднялся на чердак, глядит: гость, раздетый, храпит на соломе, а вокруг всё заиндевело, блестит-переливается инеем.

От скрипа ступеней проснулся старший морозов сын, потянулся, зевнул.

— Ох и уважил ты меня, хозяин, — говорит. — Так хорошо я давно не спал. Спасибо тебе от всей души. А в благодарность за доброту твою да в извинение за дела братьев моих возьми вот эти два мешочка. В одном — чистый холод, в другом — чистый жар. Как захочешь, приоткрой чуток мешочек, выпусти сколько надо того или другого. Только используй их с умом, понемножку. Коли совсем раскроешь, всё в округе мигом замёрзнет или сгорит.

С этими словами и ушёл путник, только деревья вдалеке затрещали от холода.

С той поры зажил наш бедняк припеваючи. Каждый день обходил он свой участок с двумя мешочками. В лютый холод выпускал на поля столько тепла, сколько нужно, в летний зной открывал мешочек с холодом, чтобы стояла приятная прохлада. И что ни год, колосилась на поле его спелая налитая рожь, а на лугах, покрытых сочной высокой травой, паслись тучные коровы и овцы. Выстроил крестьянин новый дом, обзавёлся семьёй.

Соседи только диву давались, глядя, как на крохотном клочке земли вызревают по два урожая за лето, как рано приходит весеннее тепло в болотистую низину, как долго длится золотая осень без дождей и заморозков. И уж так хотелось им узнать секрет удачливого хозяина!

Никому не открывал правды крестьянин, а вот с женой поделился. Ну а секрет, который знают двое, как известно, недолго остаётся секретом. То ли сам старик проболтался, то ли жена его поделилась с самой близкой подругой, а пошёл слух по округе, что не обошлось тут без волшебства. Судачили кумушки, что есть, дескать, у счастливца два чудесных мешочка, которые и помогают ему самому, без божьей помощи, управлять ветром, солнцем и дождём на своём участке.

Дошли те слухи и до барина, на чьей земле стоял дом крестьянина. Разгневался барин, не по нраву ему пришлось, что простой холоп таким сокровищем владеет, решил он отобрать чудо-мешочки и использовать для своих посевов.

Отправил он к старику верного слугу. Воротился слуга весь обмороженный да без диковины. Послал барин воеводу своего да отряд солдат. И они воротились ни с чем, только ожогами страшными покрытые.

Разозлился барин на непутёвых слуг, а делать нечего, собрался сам в путь.

Встретил его крестьянин у порога, в избу пригласил с дороги отдохнуть. Да только не затем приехал жадный богатей, чтобы погостить у селянина. Не стал он даже в горницу входить.

— Выноси, — говорит он, — холоп, своё сокровище. Негоже тебе такую ценную вещь использовать на своём клочке земли, где и кузнечику тесно. Будет твоя вещица на барских полях порядок наводить да погоду налаживать. А не отдашь — накажу примерно. Всё отберу: и избу твою, и участок, и скот.

Молча ушёл крестьянин в избу. Ждёт богатей, руки довольно потирает в ожидании наживы: совсем несложно оказалось трусливого старика обобрать. А хитрый селянин хоть и достал мешочки, да вовсе не для того, чтобы барину отдать. Приоткрыл он дверь и выпустил через щёлку на толстосума такую стужу, что бедняга ни слова выговорить, ни шевельнуться не может, до того закоченел. Испугались слуги, схватили коня барского за повод и ну бежать со всех ног. Ходили слухи, что месяц богатея в горячей ванне отмачивали-отогревали, насилу отогрели.

С тех пор барин на участок старика не захаживал и слуг своих не присылал.

И зажил крестьянин с семьёй счастливо, в любви и достатке.

Старый Мороз и Юный Морозец
Литовская сказка

Жили в далёком северном лесу отец и сын — старый Мороз и юный Морозец. Круглый год хватало им работы: девять месяцев в году стояли в тех краях трескучие морозы, а и три летних месяца тоже жаркими не были. Только чуть подтает снежок по весне, а уж новый, осенний, выпал.

Был молодой Морозец до работы жаден и старателен, да уж больно хвастлив и самоуверен. Послушать его, так умнее, сильнее, крепче его во всём свете не сыскать. Целыми днями расхваливал себя, белкам да лисицам хвастался своей молодецкой удалью.

И вот начал думать Морозец-удалец, что батюшка-то его с годами староват да слабоват стал. Что плохо морозит он окрестные леса да деревни. Перестали люди и звери бояться старого Мороза, осмелели. Вот он, Морозец, навёл бы в округе порядок, уж заморозил так заморозил бы, запугал так запугал!

— А и наведу порядок! Вот прямо сейчас и начну! — сказал себе хвастун и отправился в лес, искать, кому бы показать свою силушку богатырскую, кого бы как следуют заморозить.

Выбрался на дорогу, глядь — сани едут. Чудо как хороши сани — крепкие, богато украшенные, колокольчиками звенят. И в санях явно непростой человек сидит — пан богатый, тучный, в дорогие меха да одеяла закутанный.

— Ай хорош пан! Ай смел! Вон как далеко на своей повозке в лес забрался. Не боится старого Мороза, думает, одеяла да шубы защитят его. А вот мы посмотрим, как молодой да сильный Морозец тебя проучит!

С этими словами накинулся Морозец на толстого пана. Под тёплые меха и одеяла пробрался, в рукавицы пролез, за нос щиплет, щёки леденит. Так заморозил бедного богатея, что закричал тот на возницу что есть мочи, чтоб скорее гнал коня домой, в тепло. А Морозец всё не унимается. Вот уж и дыхание спёрло у пана, уж и кричать он перестал. Чуть живой домой добрался.

Доволен Морозец, надулся от гордости, побежал к отцу хвастать своей работой.

— Смотри, батюшка-Мороз, какого важного человека я заморозил! Ни меха, ни одеяла меня не остановили, ни рукавицы, ни валенки. До полусмерти замучил. Ты бы так ни за что не смог, больно мягкий ты.

Усмехнулся в белоснежные усы старший Мороз, головой покачал:

— Ох, не хвастал бы ты, сынок, прежде времени. В том, чтобы заморозить изнеженного барина, нет большого труда. А ты заморозь-ка вооон того мужичонку, что на хлипких санях по лесу едет.

Глянул Морозец, куда показал ему отец. И правда, едут по лесу сани крестьянские, запряжённые тощей лошадёнкой, в санях мужик в дырявом полушубке с топором на поясе. Видать, за дровами в лес…

Рассмеялся юный Морозец:

— Полно тебе, отец. Да много ли надо этому бедняге? Я раз дуну, он и замёрзнет насмерть вместе с кобылой своей.

Тут же и полетел хвастун сани догонять. А как догнал, начал и так, и эдак крестьянина донимать. И за ворот, и в рукава, и под полу залез. Мужику хоть бы что. Едет себе, песенку насвистывает. Мороз его и за нос, и за ноги в худых лаптях хватает, уж так старается, что из сил выбился.

Слез мужичок с саней, побежал с ними рядом. Раскраснелся, даже полушубок расстегнул.

Приехал на место, снял топор с пояса, начал рубить берёзки да сосенки. Трудится, пот со лба вытирает.

— Ну и жарко же мне, — рубит и приговаривает.

А юный Морозец вокруг вьётся, всё норовит ужалить побольнее лютой стужей. Только не мёрзнет крестьянин: чем сильнее мороз лютует, тем сильнее мужик топором размахивает. Утомился Морозец, злится, а сделать ничего не может.

— Ну уж погоди у меня! На обратной дороге худо тебе придётся!

Смотрит, лежат в санях рукавицы, которые мужик скинул, когда разогрелся от работы. Залез хитрец внутрь и ну морозить варежки. Заледенели рукавицы, колом стоят, не гнутся.

Закончил крестьянин дрова рубить, погрузил их в сани, рукавицы взял… а на руки надеть не может — твёрдые от холода, как железные. Что делать бедняге?

Взял он топор да и начал обухом рукавицы бить, чтоб помягче стали. Ох и досталось притаившемуся внутри Морозцу! Так ему мужик бока намял, что еле ноги унёс наш герой. Пришёл к отцу, стонет, жалуется. Мало того, что уморился совсем, так ещё и битым был.

— Впредь тебе наука, — ответил ему мудрый Мороз. — Пана богатого заморозить — дело нехитрое, а вот рабочего человека никому не одолеть. Ни тебе, молодому, ни мне, опытному.

Двенадцать месяцев
Словацкая сказка

Давным-давно жил в самой лесной глуши среди высоких гор вдовый крестьянин. Не бедствовал он: и дом у него был просторный да справный, и скотина тучная, и земля плодородная. Со всем хозяйством управлялся он вдвоём с дочерью Марушкой. А уж дочь его до того хороша собой была с малых лет, что глаз не оторвать! И нраву кроткого, и работящая, и с отцом почтительная. Уж как крестьянин её любил да баловал — ни в чём девочка отказа не знала.

Жили они ладно да мирно, но хозяйство росло, трудно стало вдвоём за всем поспевать. И однажды привёл в дом отец новую жену. Не одна пришла мачеха, а с дочерью своей, ровесницей Марушки. Совсем недолго прожили они семьёй, когда крестьянин заболел да умер. Осталась дочка его сиротой, на попечении мачехи.

А мачеха, чем старше падчерица становится, тем строже с ней обращается. Уж больно хороша Марушка, мачехина-то дочка Олёна ей и в подмётки не годится. Обе девушки на выданье, боится недобрая женщина, что не найдёт дочка её родная жениха, пока рядом сестрица-красавица.

Уж и одевает падчерицу злая мачеха в лохмотья, и работу ей самую грязную поручает, и кормит объедками со своего стола, а ненавистная девица всё краше становится. Вот уж и возраст подошёл обеим девушкам для замужества. Днём и ночью думает мачеха, как бы Марушку извести.

И вот однажды, как раз под Новый год, зовёт она к себе падчерицу да и говорит:

— Дочь моя, дело есть для тебя важное. Хочет сестрица твоя на новогодний праздник к платью букетик фиалок приколоть. Ты поди-ка в лес да нарви цветов и нынче же домой принеси.

Всплеснула руками девушка:

— Маменька, да что вы говорите такое? Разве же в декабре растут в лесу фиалки? Где я найду их в такую стужу под снегом? Да и боязно мне, вон как ветер за окном завывает.

Топнула ногой мачеха, глазами засверкала.

— Пошла вон, грубиянка, — кричит, — и без цветов домой не возвращайся, не пущу!

Делать нечего, пошла Марушка в лес. А лес суров и неприветлив, снег лежит по пояс, ветер воет, снежную крупу прямо в лицо швыряет, мороз пробирает до самых маленьких косточек. И так темно, что ни зги не видно. Вязнет в снегу девушка, бредёт куда-то, а куда — и сама не ведает. Понимает, что не найти ей фиалок в разгар зимы. И когда уже совсем не осталось у неё сил, увидела девушка вдалеке, в самой чаще, огонёк.


Скачать книгу "Сказки народов мира о зиме" - Сказки народов мира бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Сказки для детей » Сказки народов мира о зиме
Внимание