Летчик Михеев

Бобров Николай
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Повесть Н.С. Боброва "Летчик Михеев" впервые выпущена издательством "Молодая Гвардия" в 1936 году. Электронный текст публикуется впервые.

Книга добавлена:
11-02-2023, 16:53
0
177
17
Летчик Михеев

Читать книгу "Летчик Михеев"



ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

18 мая 1935 года па московском аэродроме был особо оживленный день. Сотни ударников московских предприятий приехали полетать на самолете-гиганте.

По трапу, спущенному на землю, Михеев поднялся па воздушный корабль. Проходя через различные помещения, расположенные в гигантском фюзеляже машины, он здоровался с командой.

Озабоченный, со складкой, перерезавшей лоб, осматривал Иван Васильевич доверенный ему правительством новый гигантский восьмимоторпый самолет "Максим Горький".

Это был новый флагманский корабль агитэскадрильи имени Горького. Так же как и вся эскадрилья, он построен на средства трудящихся.

В дни сорокалетнего литературного юбилея Максима Горького, еще до окончания постройки самолета, ему было присвоено имя великого писателя.

Закончив осмотр, Михеев направился к зданию аэровокзала, в штаб эскадрильи имени Горького. Ожидая своего водителя, на глади аэродрома спокойно стоял грандиозный самолет. Гигантская машина, весившая сорок тони, широко распластала свои шестидесятитрехметровые крылья, тяжело опираясь на шасси, оканчивавшиеся двухметровыми колесами, закрытыми обтекателями. Колеса были отдалены одно от другого па одиннадцать метров. Между ними мог свободно пролететь тот самый "моран-Ж" — "верблюд", — на котором Михеев учился летать.

Вот на спине гиганта появился человек. Это был старший механик воздушного корабля Матвеенко, верный спутник Михеева. Он, как всегда, тщательно проверял моторы, готовя машину к полету. Его высокая фигура рядом с моторами казалась совсем маленькой.

Скоро Матвеенко исчез в люке: он спустился вниз, в крыло самолета, чтобы осмотреть шесть остальных моторов. Огромная мощность — в семь тысяч лошадиных сил — таилась в них. Они легко поднимали в воздух огромный самолет и бережно несли его по неспокойным воздушным дорогам со скоростью в двести сорок километров в час.

Разве может справиться с уходом за этой колоссальной силовой установкой один механик Матвеенко? Конечно нет! Здесь же рядом с ним, в просторных помещениях самолета, находились проверенные на летной работе товарищи — бортовые механики и техники самолета: Алексей Алексеевич Медведев, Владимир Петрович Лакузо, Петр Максимович Власов, Иван Афанасьевич Фомин и Семен Львович Бусноватов.

В правом крыле этого летающего дома была установлена собственная электростанция, дававшая столько электроэнергии, что ее хватило бы для освещения небольшого городка. Двенадцать тысяч метров проводов понадобилось для того, чтобы сделать проводку электрической и телефонной сети воздушного корабля! Все это сложное электрическое хозяйство сейчас внимательно осматривали начальник электрооборудования молодой инженер Александр Лазаревич Бегам п его помощник — Валентин Петрович Бунин

На воздушном гиганте, спокойно стоявшем на зеленом поле аэродрома, шла обычная работа. Дружная, хорошо сработавшаяся команда проверяла каждый-винтик этой чудесной машины, готовя ее для очередного воздушного путешествия.

Но сегодня предстоял не обычный, рядовой рейс. Сегодня воздушный корабль впервые поднимет в воздух своих строителей — лучших инженеров и техников, лучших рабочих и партработников, лучших ударников краснознаменного ЦАГИ. Поэтому на борту самолета сейчас находится озабоченный инженер Алексей Иванович Орлов, руководивший его постройкой. Вместе со своей маленькой дочкой Лидой он обходит все уголки прекрасного воздушного корабля, который был собран под его руководством по чертежам А.Н. Туполева. Радостная девчурка восхищенно осматривала самолет, на котором сегодня впервые в жизни она совершит полет.

В общем делалось все, чтобы, как говорят американские летчики, не мог подойти к самолету "господин великий случай". В авиации нет случайностей — тщательная подготовка перед каждым полетом гарантирует безопасность, Делает невозможными аварии и катастрофы.

Воздушный корабль был готов к встрече дорогих гостей и хозяев: механизмы и оборудование тщательно выверены; кают-компания, пассажирские купе с мягкими креслами, буфетная комната, туалетные комнаты, уборные и другие помещения блестят чистотой, красивой отделкой и приятной окраской. Готово в любую минуту к действию и все культурное вооружение гиганта: типография с ротационной машиной, способной отпечатать восемь тысяч листовок в час, радио ("голос с неба"), кино и фотолаборатории.

Летающий агитатор, величайший в мире сухопутный самолет, гордость нашей страны — "Максим Горький" был готов к очередному полёту

Михеев и Журов сидели в штабе эскадрильи, когда Матвеенко доложил о готовности машины к полету.

Николай Семенович Журов был весел и оживлен.

Сегодня оп летит первым пилотом, а пассажиры — родные ему цаговцы. Он — один из лучших летчиков ЦАГИ, испытавший все новые машины, в их числе и "Максим Горький". Он — крестьянин по происхождению, красногвардеец и боец Красной армии, воевавший на всех фронтах. Вместе с Михеевым он летал на международной линии, не уступая в искусстве полета иностранным летчикам

Здесь же находился и другой цаговский летчик — Николай Благин. Он сегодня полетит на маленьком одноместном самолете с правой стороны гиганта. Слева должен лететь на двухместном самолете летчик Рыбушкин с кинооператором.

Михеев стоя выслушал доклад Матвеенко и, направляясь к выходу, сказал Благину:

— Только ты не вздумай фигурять — еще вмажешься в мой самолет. Держись подальше.

— Ну, что я, маленький? — обиделся Благин. — Пятнадцать лет летаю…

Вслед за Михеевым все вышли из помещения штаба и направились к самолетам.

На аэродроме царило большое оживление. Под наблюдением Матвеенко в самолет входили ударники ЦАГИ. Моторы гиганта мерно тарахтели на малом газу

Неподалеку от "Максима Горького" стоял самолет "Правда". В пилотской рубке, уже сидели пилоты Чулков и Нусберг. Это были лучшие ученики Михеева: он их выучил управлять пятимоторным самолетом и со спокойным сердцем сдал им машину.

Раздается рев всех моторов, и "Правда" уходит в воздух. Вслед за ней взлетают самолеты Рыбушкина и Благина. Последним плавно взмывает в высь огромный воздушный корабль Журова и Михеева — "Максим Горький".

Равняясь по "Максиму Горькому", четко на безопасной дистанции вел свой самолет Рыбушкин. Кинооператор жадно снимал полет воздушного корабля.

Вот уже замкнут огромный круг. Находясь над северной частью аэродрома, пилоты делают разворот, готовясь к посадке.

Видя это, осторожный Рыбушкин поднимается выше и дальше уходит от "Максима Горького". Он боится помешать воздушному маневру Гигантской птицы.

И в это время, забывая о предупреждениях Михеева, сознательно нарушая инструкцию, движимый желанием "показать эффектный номер", Благин начинает "фигурять" вблизи правого крыла самолета-гиганта. Первая фигура высшего пилотажа — "бочка" — проходит благополучно. Но Благин не останавливается на этом. Он не обращает внимания и на то, что во время выполнения этой фигуры его самолет относит несколько в сторону от "Максима Горького". Прибавив газу, он взмывает вверх, намереваясь сделать "петлю". Но скорость самолета недостаточна, фигура не удается, и самолет Благина со страшной силой врезается в правое крыло "Максима Горького".

От чудовищного удара, потрясшего весь корабль, раненый гигант накреняется в правую сторону. Михеев и Журов сразу поняли, что случилось чудовищное несчастье. Столкновение самолетов в воздухе! Значит, неминуемый пожар, паника, десятки ужасных смертей… И летчики, до конца выполняя свой долг, выключают все восемь моторов, пытаются до последней минуты планировать вниз на искалеченном гиганте с полуразрушенным крылом.

Летчики бросают тревожные взгляды назад, по направлению пассажирской кабины… Какие мысли пробежали в эти предсмертные минуты у обоих? Что подумал Михеев, знавший многих людей из летевших с ним?

Тщетно пытались оба пилота выровнять самолет. "Максим Горький" пролетел еще несколько метров, склоняя подбитое крыло к земле, и начал разрушаться в воздухе. Уже не весь самолет, а его куски перешли в стремительное, беспорядочное падение вниз. Они падали с подоблачной высоты, ломая сосны, вырывая их с корнем.

Грохот падения и разрыва металла достиг аэродрома. Ужас охватил всех, находившихся там. Сдерживая подступающие к горлу рыдания, со всех сторон бежали люди к груде бесформенных обломков, к тому, что осталось от стройного организма; к обломкам самолета, еще несколько минут тому назад парившего высоко в небе красивой птицей в гордом состоянии величавого полета; к трупам тех, кто еще недавно улыбался, разговаривал, жил и работал, был активным участником радостной стройки нашей страны…

Поплатился жизнью за свой поступок и летчик Благин — виновник трагедии, происшедшей 18 мая 1936 года

… Радио сообщило всей стране потрясающую весть об ужасной гибели одного из лучших сынов родины — летчика Михеева.

Нет, этого не может быть! Неужели этот милый, скромный, полный любви к людям человек погиб?..

Траурный газетный лист подтверждает эту чудовищно невероятную весть.

И все же не верится, что он умер.

…Умер Иван Васильевич Михеев — один из neрвых борцов с аварийностью, всегда утверждавший, что можно летать без аварий во всяких условиях. Он умер… Но сейчас тысячи новых молодых летчиков продолжают его дело.

Наша летающая молодежь знает, что аварий не может быть, если летчики осмотрительны, мужественны и честны.

Тысячи новых Михеевых заменят погибшего смертью славных, продолжая работать так же хорошо, как и он, окончательно утвердив его идею безаварийности. Михеев останется жить в рядах нашего воздушного флота, ибо идеи переживают людей.

А самолет?.. Можем ли мы создать новый подобный самолет?

Нелепый трагический случай, вырвавший из строя советских самолетов лучшую машину страны — гордость нашей родины "Максима Горького", вызвал единодушное желание всех трудящихся Советского союза построить взамен погибшего самолета эскадрилью таких же. Добровольный сбор среди трудящихся СССР, предназначенный для постройки мощных самолетов взамен погибшего, в короткий срок дал свыше шестидесяти восьми миллионов рублей. Выполняя волю трудящихся, партия и правительство решили на эти средства построить шестнадцать самолетов той же мощности и размеров, что и "Максим Горький", присвоив им имена лучших людей страны:

"Владимир Ленин",

"Иосиф Сталин",

"Максим Горький",

"Михаил Калинин",

"Вячеслав Молотов,

"Климент Ворошилов",

"Сергей Орджоникидзе",

"Лазарь Каганович",

"Станислав Косиор",

"Влас Чубарь",

"Анастас Микоян",

"Андрей Андреев",

"Сергей Киров",

"Михаил Фрунзе",

"Феликс Дзержинский",

"Валериан Куйбышев".

…Мы строим гигантские, небывалые в мире сооружения, подобные лучшему в мире московскому метро; строим гигантские заводы и фабрики. Мы входим в эти сооружения с гордостью за свою родину, радостные и счастливые успехами, к которым нас привела большевистская партия. Мы строим самолеты-гиганты и безбоязненно летаем в них, доверяем им самое ценное — человеческую жизнь.


Скачать книгу "Летчик Михеев" - Бобров Николай бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Современная проза » Летчик Михеев
Внимание