Честная книга

Андрей Калибабин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Он спотыкается и падает. Лежит и не может подняться. Просто не понимает, зачем. Ему еще нет сорока. И, вроде бы, всё на месте. Руки, ноги, голова. Совсем немного лишнего веса. Но нет. Жизнь уже заканчивается. И всё, чего он когда-то хотел, со временем становится невозможным. Не справился. Не успел. Не смог. Он самый обычный неудачник. Он даже не в состоянии понять, а стоит ли вообще жить дальше. Лишь где-то глубоко внутри горит одна последняя искра. Тревожит. На дает уснуть. Подталкивает встать и отряхнуться. Перешагнуть через страх и бессилие. Идти. Сопротивляться. Злиться. Заглянуть внутрь себя. Ужаснуться. Но все-таки не остановиться. Чтобы потом, в самом конце тупика, почувствовать, что всё только начинается.

Книга добавлена:
22-04-2023, 08:48
0
566
30
Честная книга

Читать книгу "Честная книга"



Довольно долго мне казалось, что колоссальное значение автомобиля – это наша семейная особенность. Папа на своей первой «копейке» проездил, наверное, лет десять. Потом все-таки продал. С тех пор при малейшей возможности покупал себе что-то новое. Иногда доходило до абсурда. Дома заканчивались деньги, а он, сияющий и счастливый, приезжал на очередной машине. Мама страшно обижалась. Но сделать ничего не могла.

По странному стечению обстоятельств моим первым приобретением тоже была «копейка». Зимой в одиннадцатом классе, заработав на продаже дисков с играми, я стал обладателем экземпляра далекого семьдесят первого года. Прав у меня не было. Но друг их только что получил. Покупку мы оформили на него. Приехав по объявлению в газете, первым делом заглянули под капот. Попинали колеса. Тщательно проверили китайскую магнитолу. Отсчитав продавцу двести долларов, поставили автомобиль на учет. Заправив полный бак, до глубокой ночи колесили по городу. Счастье было практически безграничным.

На следующий день после школы мы долго возились с машиной. Старательно отмыли салон. Настроились катать девочек. Нас ждали великие дела. Неожиданно дверь дома открылась. На крыльцо вышел папа друга. Только-только проснувшись, он почесал взъерошенный затылок. Задумчиво поинтересовался, что за предмет мы притащили во двор.

Вопрос предвещал подвох. Но я был настроен оптимистично. Заверил, что это машина. Мужчина грустно улыбнулся. Подошел и открыл багажник. Стал извлекать оттуда странные и не очень чистые предметы. Сначала коробку с запчастями. Потом резиновый коврик. Какие-то тряпки. Газеты. И, наконец, доски. Медленно, но верно его рука погружалась всё глубже. Неожиданно замахала нам снизу. В багажнике не оказалось пола. Он просто сгнил от времени. Автомобиль был продан с дисконтом. Я немного приуныл. Дождался лета. Пошел учиться на права. Родители вспомнили про «Запорожец».

Чудо украинского автопрома досталось бабушке по инвалидности. По назначению никогда не использовалось. Запутавшись в бесконечной смене машин, папа проездил на нём пару месяцев. Однажды, будучи сильно нетрезвым, немного поссорился с трамваем. Машину починили и покрасили. Но до конца так и не собрали. Классическое заднемоторное купе с воздушным охлаждением двигателя, скучая в полуразобранном виде, лет пять простояло на складе.

Вместе с другом мы откопали его из-под хлама. Отмыли кузов от пыли и следов голубиного помета. Выгребли из моторного отсека пару ведер крысиного навоза. Нашли запчасти, хаотично разбросанные по складу. Докупили всё недостающее. Поставили на свои места. Заменили свечи, поменяли масло в двигателе и, на всякий случай, промыли топливную систему. Украв с электрокара огромный тяжелый аккумулятор, все-таки завели мотор. Я снова был счастлив. Неделю мы гоняли по складу. Отрабатывали полицейские развороты. Рисовали на асфальте красивые черные следы. Вскоре, получив права, я окончательно выехал на дорогу.

Школа закончилась. Начался институт. Одногруппники ездили на иномарках. В крайнем случае, на «Жигулях». Я предпочитал трамвай. Но, возвращаясь с занятий, стремительно прыгал в «Запорожец». Его нельзя было не любить. Ведь он был практически новым. Белым, с черным кожаным салоном. И с автономной бензиновой печкой, весьма пригодившейся зимой. Но главное – он был моим. Просторное углубление в ногах в сочетании с удобными сиденьями открывало безграничные возможности. В первую же неделю, потратив пару дней, мы наглухо затонировали стекла. Бросили в багажник одеяло. С нетерпением стали ждать случая обновить прекрасный автомобиль. Планы, для которых покупалась «копейка», наконец, начинали реализовываться.

За следующие пару лет мы переделали в машине всё. Заменили резину на импортную. Прикрутили колпаки от «классики». Долго возились с салоном. Покрасили всё в черный. Внедрили центральную консоль от «нивы». Смонтировали на ней прикуриватель и модную магнитолу «Пионер». Впихнули под заднее сиденье колонки. Не заметили, как приобрели привычку. Каждую следующую машину мне приходилось доделывать под себя. И лишь недавно удалось понять, зачем это было нужно.

В детстве довольно много времени я проводил у маминых родителей. Там работали четкие правила. Дом был территорией бабушки. Каждая вещь подчинялась её воле. Когда телевизор барахлил, дедушка лез на крышу. Поправлял и настраивал антенну. Но решать, что смотреть вечером, он категорически не мог. Зато за пределами дома – во дворе, на улице и в мастерской – его власть была безграничной. Почти всегда он вставал с рассветом. Пропадал целыми днями в огороде. Зимой, или в плохую погоду, много работал в сарае. Я любил сидеть и смотреть, как он что-нибудь мастерит. Вдыхал аромат опилок. Восхищался красотой стружки. Мне нравились дедушкины руки. Нравилось, как он держал инструменты. Как тщательно наводил порядок после каждого трудового дня. Однажды я был допущен к работе. Мы сделали много хорошего. От табуретки до садовой тележки. Предметом особой гордости стал большой деревянный парусник. Я вырезал мачты и такелаж. Дедушка, ловко обращавшийся с машинкой, сшил красивые паруса. Корабль не дожил до наших дней. Машинка сохранилась как память.

Очень похожие порядки были у папиных родителей. Один-единственный уголок, где стояли магнитофоны с фотоаппаратами, полностью принадлежал дедушке. Вся остальная квартира находилась под управлением бабушки. Разумеется, у нас дома сложилась такая же картина. Папа владел двумя полками. Еще – половиной шкафа. Там хранились ружья. Немного игрушек для охоты. И несколько коробок с инструментами. Остальным заведовала мама.

У папы не было мастерской и огорода. Его исключительная территория всегда находилась в машине. Я скопировал это отношение. Но потребность что-то делать руками мы все-таки решали по-разному. Папа заряжал патроны и регулярно чистил ружья. Я всецело сосредоточился на бесконечных доделках автомобилей.

Было совершенно понятно, почему милицейская дама начала говорить о машинах. В детстве куски крашеного металла помогали нам знакомиться с девочками. Чуть позже, уже повзрослев, с их помощью мы оценивали владельцев. Автомобиль превратился в символ. Успеха, статуса, благополучия. В итоге мы научились прятаться за этими громоздкими предметами. Отчаянно боялись без них казаться самими собой. Тогда, в лице этой дамы, я просто встретил товарища по несчастью.

Очень часто в начале эксперимента я совершал необдуманные поступки. Доверял просыпавшейся интуиции. Вовсе не представлял последствий. Решение продать машину, не купив ничего взамен, оказалось именно таким. Впервые за двадцать два года я стал полноценным пешеходом. В первый же вечер, после двух месяцев трезвости, каким-то чудом не сорвался. Началась настоящая ломка. Подступила невыносимая боль. Спина перестала гнуться. Шея отказывалась крутиться. Мозг прекратил соображать. Каждый раз, выходя на улицу, я привычно хлопал по карману. Вспоминая, что ключей больше нет, чувствовал себя голым. Облегчение пришло через месяц. Результаты обнаружились через два.

Внезапно сломалась вытяжка на кухне. Я стремительно заказал новую. Неожиданно для себя решил, что хочу заменить всё сам. Провозился полдня, но справился. Радость продлилась недолго. Холодный голубоватый оттенок стандартной светодиодной подсветки конфликтовал с теплым ярким светом, установленным год назад над столешницей. Вытяжку пришлось разобрать. Лампочки отправить на свалку. Не найдя в продаже других, подобрать подходящие светильники. Результат получился идеальным. Правда, свет почти сразу погас. Штатному блоку питания существенно не хватало мощности. Тут же был куплен новый. Заодно – отдельная проводка. С удобными бесконтактными выключателями, реагирующими на взмах руки.

По странному стечению обстоятельств буквально через несколько дней начались поломки у мамы. Потек смеситель в ванной. Сломался телевизор в спальне. Неожиданно вышла из строя еще какая-то мелочь. Долгие годы подобные проблемы решались при помощи мастера. Но теперь, с готовностью и желанием, я брался за дело сам. Изучал, разбирался, планировал. Менял, чинил, переделывал. Не терпел полумер и компромиссов. Мог остановиться лишь тогда, когда всё получалось хорошо. Однажды наткнулся взглядом на старую швейную машинку. Вспомнил дедушку, мастерскую и парусник. Широко и искренне улыбнулся. Ощутил, какой важный фрагмент бережно возвращал на место.

Полтора десятка лет свои собственные правила я устанавливал лишь в машине и офисе. Похоже, этого было недостаточно. Покупка любых дополнений – техники, мебели, украшений – не делала эти места моими. Для того чтобы захватить их полностью, нужно было потрудиться руками. Много лет назад, когда очередная купленная машина оказалась слишком дорогой и сложной, я побоялся улучшить её сам. Стал платить за это специальным людям. Но теперь, восстанавливая утраченные способности, столкнулся с неожиданными результатами. Любые бытовые задачи, годами вызывавшие беспокойство, превратились в источник удовольствия. Моя собственная территория, заботливо обозначенная руками, принесла чувство защищенности. Стала настоящим домом. Разбудила после долгой спячки давно забытую уверенность. Мне было куда вернуться. А значит, я мог уйти. Просто открыть дверь и шагнуть в реальный мир. Где-то там, посреди бескрайней действительности, скрывалась дорога в будущее. К сожалению, её нельзя было увидеть. Можно было лишь ощутить и почувствовать. И однажды, после долгих попыток, мне это, наконец, удалось.

XI. Ощущение

Почти весь последний год папа не выходил на улицу. Мешал неподъемный вес. Давление, больные колени и сильно отекавшие ноги. Незадолго до дня рождения мы предложили ему сделать шашлык. Он охотно согласился. Составил список продуктов. Отправил нас в магазин. В результате, помимо свинины, была приготовлена рыба. Полведра раков, гора овощей и довольно объемный торт. Проблема заключалась лишь в том, что теперь всё это великолепие предстояло хоть немного попробовать. В противном случае – и это было хорошо известно – папа обижался и нервничал.

Пару лет назад такое количество еды не вызвало бы у меня вопросов. Я мог, не испытывая дискомфорта, запихнуть в себя несколько стейков. Вдогонку, в качестве десерта, отправить килограмм черешни. Лучшим лекарством от стресса, помогавшим не прибегать к алкоголю, мне служило сладкое. Встречаясь с очередной проблемой, первым делом я покупал торт. Съедал примерно половину. Задача от этого не решалась. Тем не менее на следующий день представлялась уже не важной. Казалось, подобное обжорство не вело ни к каким последствиям. Уничтожая еду килограммами, я ощущал лишь приятную тяжесть. Иногда – желание прилечь. Но теперь, после обеда у родителей, мне стало совсем худо. Кое-как доехав до дома, я проспал до вечера. С трудом выполз на прогулку. Проковылял десять километров. Отвратительно спал ночью. Весь следующий день болел. Состояние, как две капли воды, походило на сильное похмелье.

К тому времени, на протяжении нескольких месяцев, я заново учился есть. Перешел на здоровую пищу. Но продолжал существенно переедать. Резал салат. Садился за стол. Ел. И совершенно не мог понять, когда нужно было остановиться. Как-то раз, решив позаниматься с гирей, ощутил физический дискомфорт. Мешало недавно съеденное. Оно же подсказало решение. Несколько дней я уменьшал порцию. До тех пор, пока не смог тренироваться уже через час после обеда. Это неплохо помогло. Вес пошел вниз. Настала очередь завтрака.


Скачать книгу "Честная книга" - Андрей Калибабин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Современная проза » Честная книга
Внимание